ЧЖАНЬ ЖОШУЙ(Китайский философ-неоконфуцианец, государственный деятель, педагог, член академии Ханлинь.)
Комментарии для ЧЖАНЬ ЖОШУЙ
Биография ЧЖАНЬ ЖОШУЙ
(1466-1560) Родился 20 ноября 1466 в Цзэнчэне (совр. провинция Гуандун). Происходил из богатой семьи. В 1505 получил высшую ученую степень цзиньши. Сначала находился в фаворе у императора Ши-цзуна (1521-1566), в 1524 стал главой Государственного университета в Южной столице - Нанкине, в 1533-1540 возглавлял в Нанкине три ведомства: ритуалов, чинов и военное, затем впал в немилость и был объявлен еретиком. Умер 16 мая 1560. Посмертно при новом императоре Му-цзуне (1567-1572) был реабилитирован и удостоен почетного имени Вэнь-цзянь (Культурный и Собранный), отражающего активную педагогическую деятельность, результатом которой явились десятки созданных им научно-образовательных академий (шу-юань) и тысячи учеников. В 1494-1500 Чжань Жошуй учился у неортодоксального мыслителя Чэнь Сяньчжана (1428-1500), с 1505 вступил в дружеские отношения с другим новатором - Ван Янмином (1472-1529), с которым полемизировал исходя из общих субъективистских, психоцентрических установок, унаследованных от Лу Цзююаня (1139-1192) через У Юйби (1391-1469) и его ученика Чэнь Сяньчжана. В 16 в. философские школы Ван Янмина и Чжань Жошуя доминировали в Китае.
Письменное наследие Чжань Жошуя составляют произведения трех категорий: 1) представляющие его собственное учение, 2) реконструирующие, разъясняющие и реинтерпретирующие классические трактаты, включенные в конфуцианский канон (см. ШИ САНЬ ЦЗИН), 3) излагающие конфуцианские и неоконфуцианские доктрины. Важнейшие из них в первой категории - Синь син шу (Книга о сердце и природе), Синь лунь (Суждения о новом); во второй - Гу вэнь сяо сюэ (Малое учение в старых письменах, основано на Малом учении Чжу Си и тексте Ли цзи, 9 цзюаней, 1533), Эр ли цзин чжуань цэ (Выявление канонической и комментаторской [частей] в двух [трактатах о] благопристойности, основано на Ли цзи и И ли, 68 цзюаней, 1536), Чунь цю чжэн чжуань ('Весны и осени' с исправленным комментарием, 37 цзюаней); в третьей - Шэн сюэ гэ у тун (Проникновение в учение совершенномудрых о выверении вещей, 100 цзюаней, 1528), Байша ши цзяо цзе (Разъяснение поэтических наставлений [Чэнь Сяньчжана из] Байша, 10 цзюаней). Последнее по времени составления собрание сочинений Чжань Жошуя - Чжань Ганьцюань вэнь цзи (32 цзюаня), изданное в 1681 и переизданное в 1866.
Собственную философию Чжань Жошуй определял как 'учение о сердце' (синь сюэ), которое охватывает собой и 'учение о принципе' (ли сюэ) предшествующих неоконфуцианцев. Подобная ассимиляция была основана на серии взаимных идентификаций основополагающих неоконфуцианских категорий, входящих в коррелятивные пары и тройки: дао и орудия (ци2), надформенное (син-эр-шан) и подформенное (син-эр-ся), принцип (ли1) и пневма (ци1), природа (син1) и сердце (синь1) 'единотелесны' (и ти); пневма, природа и принцип 'не составляют три взаимных противоположности, сердце, дело (ши3) и принцип образуют 'совпадающее единство', все вместе не выходя за пределы сердца. Эту всеобъемлемость сердца Чжань Жошуй отразил в универсальной мироописательной схеме - 'Плане сердца и природы', которому посвящен специальный трактат Синь син ту шо (Изъяснение плана сердца и природы), легший в основу более обширного сочинения Синь син шу и в первую очередь представленный Хуан Цзунси (1610-1695) в посвященном Чжань Жошую разделе классического историкофилософского компендиума Мин жу сюэ ань (Отчет об учениях конфуцианцев [эпохи] Мин, цзюань 37). Согласно Изъяснению, 'Сердце, охватывая небо, землю и тьму вещей, выходит за их пределы, а пронизывая небо, землю и тьму вещей, проникает в их середину. Середина и внешние пределы не разделяются надвое. Небо и земля не имеют внутреннего и внешнего. Сердце также не имеет внутреннего и внешнего.' Сущность (ти) сердца 'знание и восприятие' (чжи цзюэ), деятельное проявление (юн, см. ТИ - ЮН) - 'размышление и рассуждение' (сы люй), а его полная сущность (цюань ти) - 'доскональное понимание небесных принципов' (тянь ли).
Онтологическое основание этого всеединства - восходящее к 'великой пустоте' (тай сюй) Чжан Цзая (1020-1078), преисполненное неоформленной недифференцированной пневмой 'пустотное отсутствие/небытие' (сюй у), которое в гносеологическом аспекте оборачивается 'духовной пустотой/вместимостью' (сюй лин) сердца. Отсюда следует гносеопраксиологическое требование 'внутренне проникнуться небесным принципом' (ти жэнь тянь ли) в любых условиях места, времени и состояния, ибо 'небесный принцип это единый великий мозг, являющийся общим (гун) для тысяч совершенномудрых и высокодостойных', чье учение в свою очередь 'коненится в сердце'. Обусловленная данной концепцией практика предполагает полное единство знания и действия (чжи - син).
Комментарии пользователей
|
|
|