ШКОЛЬНИК Олег(Артист Одесского русского драмтеатра)
Комментарии для ШКОЛЬНИК Олег
Биография ШКОЛЬНИК Олег
Школьников в нашей стране - бывших и нынешних - миллионы, но заслуженный Школьник Украины только один - Олег. Кстати, те, кто знает его как Семена Марковича, Вована Сидоровича или Элкиного кореша Глину, знает, так сказать, лишь пол-Школьника, ибо он прежде всего артист Одесского русского драмтеатра, где бывает не только комедиантом, но и трагиком.
- Олег, увидев вас в роли Ричарда III в одноименной шекспировской пьесе, я подумал, что вы, может, больше трагик, нежели юморист-комедиант.
- Я хочу надеяться, что я человек профессиональный, а раз так, должен уметь все. Да, чаще меня используют в комедийных ролях, но если удается сыграть что-то трагическое, то это, конечно, счастье. Есть, конечно, опасения в связи с тем, что существует определенная маска, точнее - привычное восприятие данного артиста. Вот он появляется, значит, будет смешно и весело. И выходя на сцену в роли Ричарда III, я очень опасался этого, более того, часть публики и шла на спектакль с мыслью увидеть "юморного" убийцу Ричарда. Потом, к моему большому счастью, они говорили, что все, что было до этого, как-то уходит в сторону, и Ричард совсем не сочленяется с тем, что я делал на телевидении. То есть стереотип восприятия можно разрушить. Сложность лишь в том, что театральных зрителей гораздо меньше, чем телевизионных.
- А вообще ваша душа обитает только в театре или на телевидении тоже?
Скажем так - я очень люблю заниматься своим делом, и чем больше у меня всяких работ и предложений, тем комфортней я себя чувствую. Бывает более интересная работа, бывает менее радостная, и я не на абсолютно все соглашаюсь, но, скажем, то, что мы делаем на телевидении, мне тоже безумно симпатично. За столь короткое время сыграть столько различных персонажей!.. А театр, конечно, совсем другая история и технология. На ТВ все поначалу в кусках, раздроблено, как в кино. Если на ТВ есть средний план, есть общий перед камерой, то в театре - всегда общий, но и физические затраты - в театре, когда необходимо "взять в плен" живого зрителя тепленьким. Но если сегодня, благодаря ТВ, меня открывают совершенно с другой стороны, нежели в театре, то все это во благо. И слава Богу, что эти счастливые моменты появляются с двух сторон. Мне думается, что минувший год для нашего русского драмтеатра в каком-то смысле поворотный во многом благодаря "Ричарду III" и еще одной свежей премьере - пьесе "Конкурс" Александра Галина, поставленной у нас им самим. Происходит возвращение зрителей в театр, даже небольшой ренессанс - собственно то, за что боремся.
- Интересно, а ревность коллег по театру, когда вы "проснулись знаменитым", как-то ощущается?
- Нет, я такого не замечал. Может, сказывается хорошая специфика Одессы.
- Кстати, хоть вы и одессит, но учились, кажется, в Москве?
- Да, я окончил Щукинское училище при театре Вахтангова. Был шанс остаться в Москве, но для этого ради прописки нужно было разводиться с беременной женой, чего я делать не стал. (Жена - тоже одесситка, мы с ней учились в одной школе.) А вернувшись в Одессу, я начал работать в... театре музыкальной комедии, чему был рад.
- Вот как? Это еще при живом Водяном?
- Да, три года мы поработали с ним вместе, и уже потом я уехал в Самару - тянуло в драматический театр. Меня там сразу здорово загрузили работой - театр в Самаре был довольно мощный и интересный. Скажем, главрежем там был широко известный народный артист СССР Петр Монастырский. И только через восемь лет я вернулся в Одессу уже в русский драмтеатр, куда меня пригласили на роль Менделя Крика в "Закате" Бабеля. Я считал вообще миссией - приехать в Одессу и впер вые, по сути, сыграть Бабеля на родине автора. Спектакль стал тогда визитной карточкой театра, мы играли его восемь лет.
- После первой же роли Крика в драмтеатре вам, кажется, посыпались параллельные предложения, позволившие открыть Америку?
- Да, с музыкальным шоу-театром "Ришелье", возникшим на базе созданного Георгием Голубенка и Леонидом Сущенко сатирического театра при Доме актера, я объездил все Соединеннее Штаты. Но если-вы спросите, что я тогда видел в этой благословенной стране, то отвечу: ничего, кроме дорог. Так было все организовано: плотный график, переезды, жизнь в автобусе или мотеле. Просыпались рано утром и ехали до вечера к месту выступления. Автобус был еще забит и "амуницией" - декорациями, которые приходилось самим но месте и выстраивать.
- И как вам тамошняя публика?
- Публика, причем в основном наша, эмигрантская, принимала нас хорошо. Эта публика своеобразная. С одной стороны, она продвинута в психологии, с другой - как бы осталась в том времени, в которое уехала, а у каждого свои счеты-претензии к тому времени, и главное - с ностальгией по нему. Я видел приехавших туда, скажем, 20-25 лет назад и находящихся ныне в полном достатке-порядке. И вот таковой говорит, допустим, что он человек мира и что целует американскую землю, но, когда выпьешь с ним две-три рюмки и сыграешь "Виноградную косточку", сразу "плывет", покрывается слезами. Все-таки эмиграция - это, я считаю, трагическая эпидемия.
- Вы там, конечно, общались и с уехавшими деятелями культуры и, я знаю, для себя тоже решали почти гамлетовский вопрос: уезжать - не уезжать?
- Да, особенно, когда мы с театром русской драмы играли в Нью-Йорке и окрестностях спектакль под названием "Биндюжник и король". Тогда нас пригласил в созданный им театр известный русский композитор Александр Журбин, кстати, автор музыки к "Закату" Бабеля.
- Да, я регулярно слушаю передачи Журбина по радио "Свобода" и, по-моему, в Штатах он комфортно себя чувствует...
- Верно. Другое дело, что американский образ жизни подталкивает творчество в сторону шоу. И этот бабелевский спектакль, шедший в Штатах под названием "Биндюжник и король", тоже больше всего походит на шоу. В городе Фаэрлоне была на нашем спектакле живущая там замечательная русская актриса Елена Соловей. Потом, конечно, долго с ней общались: что да как и почему. У нее все в порядке, но уже не играет, не снимается. Она говорит: "Все - я бабушка, остальное закончилось". Имеет право... Думаю, играть там ей даже не интересно, поскольку подходы другие. Что касается моих раздумий о переезде на ПМЖ, то они действительно были, но так и остались просто мотивами - жить и работать я все же буду здесь.
- А что, по-вашему, больше всего нынче угрожает театру - в Америке, в Украине - везде?
- Наверное, вся вот эта бездушная урбанизация и упрощение до примитивизма человеческих отношений. Зомбирование публики, компьютеризация...
- Ну а сами-то, небось, без компьютера не обходитесь?
- Нет, обхожусь, я в этом смысле полный придурок. Хотя дочка говорит, что я "хакер", поскольку совсем случайно выиграл в одном конкурсе компьютер, и теперь дочь - выпускница юракадемии -на нем "наяривает".
- А что за конкурс, любопытно?
- Был в Одессе пивной фестиваль, проводимый фирмой "Славутич". А они большие друзья нашего русского драмтеатра, даже стали спонсорами спектакля "Ричард III". На фестивале меня попросили поприветствовать публику. Что я с удовольствием сделал, взяв с собой своих девочек - жену и дочь. Оказалось, там было несколько состязаний, в том числе конкурс анекдотов про... пиво. Жена стала подначивать: неужели не расскажешь смешной анекдот? Пришлось "винноводочный" анекдот переделать под пивной: два ханурика с трудом наскребают утром на бутылку пива. Взяли, один хлопнул стакан и с облегчением говорит: "Боже, простой "Янтарь", а пьется как "Славутич". За анекдот-победитель я получил ящик пива и был доволен, но оказалось, что все победители конкурсов, тоже получившие по ящику, еще должны между собой выбарывать главный приз - компьютер. В четвертьфинале нужно было назвать побольше сортов пива, а в полуфинале - определить его плотность. Как-то случайно я оказался точнее всех остальных. Но самое смешное, что в финале нужно было играть бокалами пива в шашки-поддавки. Надо сказать, что я в жизни не играл в шашки, может, это и помогло победить.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ - ОДЕССКИЙ НАРОД
- Олег, как вы считаете, есть ли такая "историческая общность" - одесский народ со своим особым менталитетом?
- Безусловно. Кстати, в репертуаре шоу-театра "Ришелье" эта тема доминирующая. В одном из его спектаклей была фраза "Одесситы всех стран, соединяйтесь!" - она именно там родилась. Была там еще одна грандиозная, на мой взгляд, реприза, которую придумал Гарик Голубенка: встречаются двое, и один говорит: ты знаешь, недавно Одессе исполнилось двести лет. А второй: почему двести, а не две тысячи? - А с чего вы взяли, что две? - спрашивает первый. - Ну как, почитайте Библию, там же ясно написано: Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова... Где же это, по-вашему, происходило - в Рязани, что ли? Действительно, в какой бы точке земного шарика ни встретились два одессита - это обязательно крепкий контакт, какие-то отношения...
- Кстати, ваш тезка и коллега по "Джентльмен-шоу" Олег Филимонов не без грусти рассказывал мне, что с каждым годом в Одессе становится все меньше одесского. И мотивировал это тем, что исчезает, как он выразился, "институт одесского двора", а с ним - и особенности речи, обычаи... Многие уехали...
- Знаете, оно, может, и уменьшается - теряется в Одессе, зато растет в мире. Так или иначе, Одесса - удивительное место, избранное Богом, именно здесь "производится" генерация этих вот смешных, одаренных людей, которые потом разъезжаются по всему миру и дарят свое искусство человечеству. Что-то здесь такое действительно происходит.
, - Вопрос отношений деятелей культуры с властью в Одессе, видимо, тоже решается по-особому. Скажем, после премьеры "Конкурса" выходящий из театра губернатор Одесщины Гриневецкий очень тепло поздоровался с вами, а вы ответили еще теплее. Вообще все мне его нахваливают - смычка такая редкая.
- Ну, вообще-то раньше губернатор не так часто бывал на премьерах. А раз теперь уж и он пошел в театр то значит, какой-то хороший сдвиг начинается. К тому же мне, и не только мне, очень нравится его позиция, его отношение к культуре, образованию. И пусть он будет у нас подольше.
- А взаимодействуют лично у вас творчество и бизнес? Наверняка живого Вована Сидоровича местные "крутые" часто приглашают в свои компании. Может, и собственный бизнес у вас уже завелся?
- Своего бизнеса я не имею, занимаюсь только творческим делом. Вован Сидорович, как и Семен Маркович, мне, .конечно, интересен и дорог, но сам я - человек очень не тусовочный и не "крутой". В кругах, о которых вы говорите, не вращаюсь и мало что о них знаю. Вот в театре гримерную я делю с моим другом и учителем, который тоже оканчивал Щукинское училище, народным артистом Украины Семеном Купником, и он когда-то замечательно определил: "Мы - рабочие сцены". Мы приходим сюда с заднего входа, переодеваемся в робу, пусть это даже костюм короля, но это рабочая одежда. И есть лишь одно место где ты должен доказывать свою состоятельность, - вот там, на сцене, но не на тусовочной "терке" друг об друга. А поскольку профессия достаточно публичная, в остальном я люблю тишину, домашний очаг, ну еще небольшой круг друзей.
- А вот интересно, какие-нибудь ультра, скажем, УНА-УНСО или им подобные в Одессе еще не завелись?
- Слава Богу, нет. Надеюсь, что Одесса для них не приспособлена сегодня и в будущем тоже не будет подходить по духу и климату. Я вот недавно прочел, что, оказывается, под Ленинградом, то есть Санкт-Петербургом, существуют компании молодых людей, которые на болотах, где шли бои в Великую Отечественную, находят военные трофеи - каски, форму и т.д., переодеваются и играют в фашистов. Но играют не безобидно, а пугают людей, кого-то грабят, есть даже рецидив убийства. Как в городе, перенесшем такую страшную блокаду, могло родиться подобное? Внуки тех, кто голодал и умирал, не сдавая город фашистам, "развлекаются" столь диким образом?! Это чудовищно. Это зомбирование.
- А кто входит в когорту ваших любимых писателей?
- Чехов, Куприн. Огромное наслаждение получаю от русского языка Лескова, люблю русскую, в том числе советскую поэзию - "серебряный век", а также Самойлова, Слуцкого, Тарковского, Вознесенского, Ахмадулину. А вот в последнее время, когда работал над Ричардом, страстно влюбился в Рембо, и это очень "помогло в работе над ролью. Вообще, на гастролях я стараюсь не ходить по городу, поскольку многие хотят меня потрогать, но есть места, где я появляюсь с большим удовольствием - это книжные магазины. И обязательно что-то привожу из поездок - жена уже воет, ибо класть некуда.
- Кстати, вы уже сменили ваши сильно подержанные "Жигули", которые волновали читателей своей "древностью"?
-Да, теперь у меня пусть тоже не новая (88-го года рождения), но "мицубиси". Я ею очень доволен, и за рулем тоже здорово снимаю стрессы, особенно на приличной скорости, за городом.
"Киевские ведомости" Станислав Бондаренко "Время"
Комментарии пользователей
|
|
|