( 25. 9. 1921 - 23. 1. 1972)
Сергей Иванович Рябов, гвардии старший лейтенант, командир звена 92-го Гвардейского штурмового авиационного полка. Родился 25 сентября 1921 года в с. Моршанке Питерского района Саратовской области. Русский. Окончил среднюю школу. В 1941 году был призван в Красную Армию. Окончил авиационное училище.
С августа 1943 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался в составе 2 и 5-й воздушных армий на Воронежском, 1 и 2-м Украинских фронтах. Принимал участие в Курской битве, освобождении Украины, Польши, Румынии, Венгрии и Чехословакии. Ранен 21 июля 1944 года. За боевые отличия награжден тремя орденами Красного Знамени (1943 - 2, 1944), орденами Александра Невского (1945), Отечественной войны 1 и 2-й степени (1944, 1945), медалью "За взятие Будапешта" и четырьмя другими медалями.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Сергею Ивановичу Рябову присвоено 23 февраля 1945 года за 142 боевых вылета на штурмовике Ил-2, нанесение большого урона противнику и проявленные при этом доблесть и мужество.
После войны С.И. Рябов - майор запаса, жил в г. Котласе. Умер 23 января 1972 года.
В середине июля 1944 года на одном из участков 1-го Украинского фронта под Львовом немецкая авиация стала проявлять большую активность. Бомбардировщики в сопровождении истребителей систематически наносили удары по нашим наступающим войскам. Возникло предположение, что на тыловой аэродром Цюнув враг перебросил свежие авиационные части. Надо было проверить это предположение и точно установить количество самолетов, базирующихся на вражеском аэродроме. Выполнение этой сложной и опасной задачи было поручено самому смелому летчику штурмового полка Сергею Рябову.
К вечеру 21 июля Рябов поднялся в воздух. Летел один, без прикрытия истребителями. На большой скорости пересек линию фронта. Над аэродромом противника показался неожиданно. Летный день уже кончился, и все самолеты были в сборе. Они стояли в ряд на взлетно-посадочной полосе и на краю аэродрома. Рябов насчитал до 50 бомбардировщиков и сфотографировал их. Развернувшись, пошел обратно.
Вскоре слева впереди заметил четырех вражеских истребителей. Поднявшись со львовского аэродрома, "мессершмитты-109" шли наперерез "илу". Рябов выжимал из мотора все, что он мог дать, но слишком велика была разница в скорости "мессеров" и штурмовика. Истребители догнали Рябова и набросились на него со всех сторон. Атаки следовали одна за другой. Рябов вместе со стрелком-радистом старшим сержантом Васильевым отбивался от противника пушечно-пулеметным огнем. Удачной очередью из пулемета Васильев поджег одного стервятника. Он упал в лесу и взорвался.
"Мессеры", обозленные неудачами, с еще большей яростью набросились на одинокую машину. В наступивших сумерках хорошо видны были светящиеся вражеские трассы, прошивавшие плоскости и фюзеляж штурмовика. Во время отражения девятой атаки противника случилась беда: Васильев был убит, Рябов ранен в голову, самолет получил повреждения. Кровь залила лицо летчика, теплыми струйками стекала за воротник гимнастерки. Мотор "ила" работал с перебоями. Но Рябов не сдавался. Отстреливаясь из пулеметов, умело маневрируя и уклоняясь от атак "мессеров", он продолжал "тянуть" израненную машину на свой аэродром.
Когда "ильюшин" приземлился на взлетно-посадочной полосе, техник звена насчитал в нем более 150 пулевых пробоин. Рябов доложил командиру о результатах разведки, и только после этого силы изменили ему: он упал. Товарищи отправили летчика на медицинский пункт.
Подобных боевых вылетов у Рябова было много. Еще восемь раз его самолет был подбит в воздушных боях, но каждый раз отважный летчик приводил машину на свой аэродром. За год боевой работы - с 3 августа 1943 по 31 августа 1944 года - Рябов произвел 142 боевых вылета и уничтожил 12 танков, 6 орудий, 108 автомашин, 27 вагонов, 2 паровоза, 4 склада с боеприпасами и много другой боевой техники и военного имущества противника.
---
Источники:
1) Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.2. М.:Воениз.1988.
2) Румянцев.Н.М. "Люди легендарного подвига". Саратов. 1968 г.