АВРЕЛИЙ Марк (Marcus Aurelius Antoninus)(Римский император и греческий философ)
Комментарии для АВРЕЛИЙ Марк (Marcus Aurelius Antoninus)
Биография АВРЕЛИЙ Марк (Marcus Aurelius Antoninus)
Марк Аврелий; Marcus Aurelius Antoninus, 121-180 гг. н. э., римский император и греческий философ. Происходил из состоятельного рода Анниев, с давних пор осевшего в Испании. Родился в Риме, вначале звался Марк Анний Катулл Север. После смерти отца (130 г.) был усыновлен дедом, Марком Аннием Вером. Учился живописи, философии, греческой и латинской грамматике, затем изучал риторику под руководством Фронтона и Герода Аттика. Под влиянием чтения лекций Эпиктета и трудов стоика Квинта Юния Рустика забросил риторику и полностью посвятил себя изучению стоической философии (146 г.). По приказу императора Адриана был вместе с Луцием Вером усыновлен Антонином Пием (138 г.); с этого времени он назывался Марк Элий Аврелий Вер. В 139 г. получил титул цезаря, в 145 г. женился на Фаустине Младшей, дочери Антонина Пия, после смерти которого принял власть (161 г.) и назвал соправителем Луция Вера.
Во время своего правления М.А. вел многочисленные оборонительные войны. В 167-175 и 178-180 гг. лично возглавлял борьбу с германскими племенами маркоманов и квадов, а также сарматскими язигами. Вероятно, намеревался создать две новые привинции - Маркоманию и Сарматию, желая расширить границы империи до Карпат. Этим планам воспрепятствовал сначала бунт Авидия Кассия на Востоке (175 г.), а затем внезапная смерть М.А. в Виндобоне (совр. Вена). Как император М.А. заботился о развитии науки и философии - он основал в Афинах 4 кафедры философии (для академиков, перипатетиков, стоиков и эпикурейцев). М.А. враждебно относился к христианам. На годы его правления приходятся кровавые преследования (смерть апологета Юстина в Риме ок. 167 г. и Поликарпа из Смирны в 168 г.), усилившиеся в 177 г. (в основном в Лионе и Виенне в Галлии). - В последние годы жизни М.А. записал на греческом языке свои мысли и рассуждения, но он не имел намерения их опубликовать. Заметки, которым М.А. не дал никакого названия, были изданы только после смерти императора, по-видимому под заглавием Ta eis heauton (Для себя самого; в русской литературе было принято название Размышления).
В кн. I Размышлений М.А. кратко характеризует родителей, родственников и учителей и рассказывает, чем он им обязан. Книги II-XII представляют собой собрание разрозненных афоризмов и свободных рассуждений, случайно связанных между собой. Они охватывают определенный круг вопросов: вселенная-бог, вселенная-человек, человеческая душа, человек-другие люди. Невозможно установить точную хронологию создания отдельных книг. Спорным является вопрос, создана ли первая книга раньше остальных. Ошибочно считалось, что М.А. пытался создать новый род литературы и найти собственные, абсолютно новые выразительные средства. Доказано, что Размышления не оригинальны ни с точки зрения содержания (М.А. идет следом за Посидонием, Сенекой и прежде всего за Эпиктетом), ни с точки зрения формы. Размышления М.А. написал простым разговорным языком той эпохи. Ими заинтересовался только император Юлиан Отступник, который взял М.А. за образец. После падения язычества интерес к произведению императора почти исчез, которое вновь получило громкую известность лишь в XVII и XVIII вв. в эпоху Просвещения (в основном в Англии, Франции и Германии). Часто к нему обращались люди, отвергнувшие христианство в поисках этических основ. Сохранилась латинская переписка М.А. с Фронтоном и разрозненные фрагменты речей.
Комментарии пользователей
|
|
|