Курт Расселл родился 17 марта 1951 года в Спрингфилде, Массачусетс, США. Его отец Бинг Рассел был профессиональным бейсболистом. В юности
Курт Рассел тоже
играл за команду 'California Angels', но разрыв плечевой мышцы, случившийся в 1973 г., положил конец этому
увлечению.
Маленький
Курт почти вырос на съемочной площадке, дебютировав в 11 лет в телесериале 'Наш человек Хиггинс'. После этого он стал 'постоянным
ребенком'" в фильмах студии Уолта Диснея, заключившей с парнишкой десятилетний контракт.
Забавно, что на съемках комедии 'Это случилось на Всемирной ярмарке' (1963), он
играл 'мальчика, толкающего Элвиса Пресли', а спустя годы исполнил роль самого короля рок-н-ролла в фильме Джона Карпентера 'Элвис'" (1979).
В 1967 г. во время съемок
музыкальной комедии 'Единственный оригинальный семейный оркестр' он впервые увидел 22-летнюю актрису Голди Хоун (
Курту тогда едва исполнилось 16 лет) - спустя годы (в 1983 г.) они составят одну из редких идеально верных голливудских пар. Фильмом, который окончательно соединит их сердца, станет ретро-мелодрама Джонатана Демме 'Смена партнеров в ритме свинга' (1984). Они уединенно живут в большом загородном поместье площадью 72 акра и растят двух сыновей - Бостона (от первого брака Рассела с актрисой Сизэн Хабли) и Уайтта (названного так в честь легендарного шерифа с Дикого Запада Уайтта Эрпа, роль которого
Курт Расселл сыграл в 1994 г. в вестерне Джорджа Косматоса 'Тумстоун').
Взросление Рассела-актера и человека проходило, в основном, в многочисленных телесериалах. Кинозвездой
Курта сделала судьбоносная встреча с Джоном Карпентером, который после телевизионного 'Элвиса' предложил ему главную роль в жестокой фантастической антиутопии 'Побег из Нью-Йорка' (1980). Бунтарь из не слишком далекого постапокалиптического будущего по имени Плискен, по прозвищу Змей, вошел в пантеон культовых персонажей мирового кино. Кстати, в долгожданном продолжении, вышедшем только в 1996 г. 'Побеге из Лос-Анджелеса' Рассел выступил уже не только исполнителем, но и продюсером, и сценаристом. 'Побег из Нью-Йорка' удачно вписался в
модную линию брутальных малобюджетных экшн-фильмов, начало которой положил австралийский 'Безумный Макс'.
Одареный мастер Карпентер, не обделенный собственным оригинальным стилем, решил идти по проторенной (на этот раз 'Чужим') дорожке и в своем следующем проекте 'Нечто' (1982) вновь с Расселом в роли
мужественного супергероя в главной роли. Следующий совместный проект Карпентера - Рассела 'Большой переполох в маленьком Китае' (1986) оказался более ироничным. Критика, восхищавшаяся порой шокирующим натурализмом предыдущих лент тандема, приняла 'Переполох' в штыки, не желая принимать героя Рассела в новом, облегченно-несерьезном амплуа.
В фильмографии
Курта есть и комедии, вроде 'Человека за бортом' 1987 г., где он вновь сыграл вместе с любимой женой Голди, и социальные драмы, например, основанный на реальных событиях 'Силквуд' (1983, номинация на "Золотой Глобус") Майка Николса.
Но в остросюжетных фильмах действия видеть Рассела куда привычнее. Самые разные режиссеры использовали незаурядный талант
Курта перевоплощаться в сильных духовно и физически героев
боевика. В 'Скверном сезоне' (1984) Филипа Борсоса ему досталась роль отважного репортера криминальной хроники, встревающего в малоприятную 'мокрушную'
историю. У Рона Хоуарда в триллере 'Огненный вихрь' (1991) он
играл доблестного пожарника, не только спасающего от огня имущество мирных граждан, но и разоблачающего хитро продуманное преступление маньяка-одиночки. (
Играл, кстати, очень достоверно - не зря в предсъемочный период Рассел едва ли не ночевал в чикагском пожарном взводе).
В виртуозном психотриллере Джонатана Каплана 'Незаконное вторжение' (1992) герой Рассела спасал свою семью от маньяка в
полицейской форме. Уникальный случай - самый неуязвимый из всех экранных костоломов Стивен Сигал погибал в течение первых 15 минут фильма 'Решение о ликвидации' (1996), зато
Курт Рассел (Blockbuster Entertainment Awards) оставался цел и невредим, борясь со злом вплоть до финальных титров.
Наконец, единственный опыт склонного к изысканным
психологическим виньеткам Андрея Кончаловского в грубом жанре
боевика связан с именами Сильвестера Сталлоне и
Курта Рассела - в фильме 'Танго и Кэш' (1989)
Курт заменил выбывшего из проекта Патрика Суэйзи.
Во второй половине 90-х Рассел снимался в кино не столь часто, предпочитая не экспериментировать с имиджем, а
работать в уже освоенном амплуа. Например, фантастический
боевик Пола Андерсона 'Солдат' (1998) стал не слишком удачной попыткой повторить успех дилогии Карпентера.
Когда-то добрый приятель Рассела режиссер Рон Шелтон специально для него написал сценарий
спортивной драмы 'Дарэмский бык', но, по настоянию продюсеров, снял в конечном итоге Кевина Костнера. А в 2001 г. Рассел и Костнер снялись вместе в не очень удачном (Razzie Awards, номинация) триллере '3000 миль до Грэйслэнда'.
НАГРАДЫ:
BLOCKBUSTER ENTERTAINMENT AWARDS
Победитель в категориях: Лучший актер - приключения /драма
1997 - Решение о ликвидации
/Executive Decision
ФИЛЬМОГРАФИЯ:
Ванильное небо
/Vanilla Sky, 2001
3000 миль до Грэйслэнда
/3000 Miles To Graceland, 2001
Солдат
/Soldier, 1998
Авария
/Breakdown, 1997
Побег из Лос-Анджелеса
/Escape From L. A., 1996
Решение о ликвидации
/Executive Decision, 1996
Звездные врата
/Stargate, 1994
Тумстоун
/Tombstone, 1993
Капитан Рон
/Captain Ron, 1992
Незаконное вторжение
/Unlawful Entry, 1992
Огненный вихрь
/Backdraft, 1991
Танго и Кэш
/Tango And Cash, 1989
Текила Санрайз
/Tequila Sunrise, 1988
За бортом
/Overboard, 1987
Большой переполох в Маленьком Китае
/Big Trouble In Little China, 1986
Силквуд
/Silkwood, 1983
Нечто
/Thing, The, 1982
Побег из Нью-Йорка
/Escape From New York, 1981
Элвис
/Elvis, 1979