Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
КОРНЕЛЮК Игорь ЕвгеньевичКОРНЕЛЮК Игорь Евгеньевич
Городилов Виктор Андреевич
БРЖЕСКИЙ Николай Корнильевич
ПЬЯНКОВА Наталья
МАШКОВСКИЙ Степан ФилипповичМАШКОВСКИЙ Степан Филиппович
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ТИХОН

(Патриарх Московский и всея Руси)

Комментарии для ТИХОН
Биография ТИХОН
Тихон (до пострижения в монахи в 1891 г. - Василий Иванович Белавин) (1865-1925) - патриарх Московский и всея Руси. В 1907-1913 гг. - возглавлял один из отделов черносотенно-монархической организации "Союз русского народа". Избран патриархом 5 ноября 1918 г. 1-м Всероссийским поместным собором. В мае 1922 г. был привлечен к судебной ответственности за выступление против большевиков и заключен под домашний арест. В мае 1923 г. 2-м Всероссийским поместным собором, собранным обновленцами, лишен сана патриарха, что не признали его сторонники. В июне 1923 г. вынужден был просить Советскую власть о помиловании. Оставил завещание, в котором призывал верующих к сотрудничеству с Советской властью, так как понял бесперспективность борьбы с ней в тех общественно-политических условиях.


--------------------------------------------------------------------------------

Тихон (в миру Беллавин или Белавин Василий Иванович) (1865, с. Клин Псковской губ. - 1925, Москва) - патриарх. Род. в семье священника. После Торопецкого духовного уч-ща поступил в Псковскую духовную семинарию, к-рую окончил в числе первых, и был направлен в Петербургскую духовную академию. Здесь он получил от товарищей шутливое прозвище "патриарх". В 1888, получив степень кандидата богословия, стал преподавателем Псковской духовной семинарии. В 1891 принял монашество и был рукоположен в сан иеродиакона, после чего началось его быстрое продвижение по церковно-иерархической лестнице. В 1898 он уже был назначен викарием Варшавской епархии, возведен в сан епископа Люблинского. Вскоре Тихон получил назначение в США, где в качестве епископа Алеутского распространял православие, открывал школы и храмы, учредил Свято-Тихоновский монастырь в Пенсильвании, став в 1905 архиепископом. С 1907 был отозван в Россию, служил в Ярославской епархии.

Убежденный монархист, Тихон стал председателем Ярославского отделения "Союза русского народа". В 1913 из-за противоречий с губернатором был переведен архиепископом Литовским и Виленским. В 1915, когда рус. войска оставили Вильно, Тихон переехал в Москву. В 1916 принял участие в совещании монархистов, боровшихся против прогрессивного блока, и Николай II пожаловал Тихон "за труды во славу Отечества" бриллиантовый крест для ношения на клобуке.

После Февральской рев. 1917 Тихон стал главой Моск. епархии. На Поместном Соборе Рус. православной церкви в авг. 1917 Тихон был избран митрополитом и председателем Собора. Было решено восстановить патриаршество, и из трех избранных кандидатов сан патриарха по жребию получил Тихон. К победе большевиков в Октябре отнесся крайне отрицательно, сравнив их соц. строительство с сооружением Вавилонской башни: "Наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир и даже народы, гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигнет та же участь, что и замыслы вавилонян". Тихон осудил декрет об отделении церкви от гос-ва и заключение Брестского мира.

В январе 1919 Тихон предал Сов. власть анафеме.

В августе 1921 был основан Всероссийский церковный комитет помощи голодающим, начавший сбор средств, но он был распущен по требованию властей. В декабре 1921 Советское правительство потребовало от церкви отдать ценности для нужд голодающих и Тихон разрешил жертвовать драгоценные вещи, не имеющие богослужебного употребления. В.И. Ленин, использовавший борьбу с голодом для антирелигиозной борьбы, подобным решением удовлетворен не был. В феврале 1922 ВЦИК постановил изъять из храмов драгоценную утварь насильно. Тихон объявил подобные действия святотатством. Над теми, кто противодействовал властям в изъятии ценностей, был устроен процесс, на к-ром Тихон выступал в качестве свидетеля. После процесса Тихон находился под арестом. В июне 1923 Тихон написал заявление в Верховный суд РСФСР, в котором раскаивался в "антисоветских поступках" и заявлял: "Я отныне Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и от внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции", после чего был освобожден.

В декабре 1924 неизвестные ворвались в келью Донского монастыря и стреляли в Тихона, к-рого закрыл своим телом келейник Я.С. Полозов, своей жизнью спасший патриарха. Перед смертью Тихон написал завещание, призывавшее верующих к сотрудничеству с Сов, властью, но рядом специалистов высказано мнение о его поддельности. В 1988 Тихон был канонизирован Рус. православной церковью.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


--------------------------------------------------------------------------------

ТИХОН (Белавин, по др. данным. Беллавин Василий Иванович) (19 янв. 1865, Торопецкий у. Псковской губ..- 7 апр. 1925, Москва). Род. в семье сел. священника. По окончании церковноприходской школы и Псковской семинарии (1883) как один из лучших учеников был послан в С.-Петерб. Духовную академию, к-рую окончил в 1888. [В семинарии его в шутку прозвали "архиереем", а в академии "патриархом" ("Совр. записки", 1925, т. 24, с. 251).] Преподавал в Псковской семинарии. В 1891 принял постриг и стал иеромонахом Тихоном. В 1898 епископ Люблинский, викарий Холмской епархии. С дек. 1898 епископ Алеутский в США (Сан-Франциско, с 1905-в Нью-Йорке). Имел репутацию человека большого ума и житейской мудрости чрезвычайно простого и приветливого в обращении со всеми. В 1905 возведен в сан архиепископа, в 1907 назначен архиепископом Ярославским. Был пред. Ярославского отделения "Союза русского народа", в своей деятельности конфликтовал с губернатором, к-рый добился перевода Тихона. С дек. 1914 архиепископ Литовский. В ходе 1-й мир. войны, во 2-й пол. 1915, рус. войска оставили Вильно, и Тихон переехал в Москву. В 1916 участник совещания монархистов, выработавшего меры борьбы против Прогрессивного блока.

После Февр. рев-ции 1917 и реорганизации обер-прокурором Врем. пр-ва в.н. Львовым Св. Синода старого ("распутинского") состава Тихон лишился членства в нем. В мае на выборах Петрогр. митрополита Тихон был среди осн. кандидатов. 19 июня съездом мирян и духовенства Моск. епархии избран архиепископом Московским и Коломенским. Подготовляемый с довоен. времени Св. Собор Правосл. Рос. Церкви должен был на заключительном этапе готовиться Тихон (Соборы на Руси не созывались с 1682). 13 авг. возведен в сан митрополита. Поместный Собор открылся в Москве 15 авг. На первом заседании Собора 18 авг. Тихон был избран пред. Собора (руководил Собором вплоть до его избрания в патриархи). 28 окт. Собор восстановил патриаршество в Рус. правосл. церкви, 31 окт. были избраны кандидаты: архиепископ Антоний, архиепископ Арсений, митрополит Тихон 5 нояб. иеромонах Алексий (старец Зосимовой Пустыни) выбрал по жребию из трех записок ту, на к-рой значилось имя Тихона 21 нояб. возведен на патриарший престол в Успенском соборе в Кремле. В своей речи Тихон призвал паству к стоянию за веру и к защите церкви, подчеркивал, что последняя должна быть вне политики и противостоять надвигающимся гонениям на религию "мечом веры", а не оружием.

В своем Рождественском послании Тихон говорил: "Зло нашего времени, что новое гос-во строится без Бога, что люди полагаются только на свои силы, прильнули к земле, хлебу и деньгам и упились вином свободы. Церковь осуждает такое строительство" ("Вестник рус. студенч. христ. движения", 1975. ? 115, с. 76). Выступал против декрета СНК об отделении церкви от гос-ва и заключения Брестского мира. В послании 18 янв. 1918 писал: "Опомнитесь, безумцы, прекратите кровавые распри. ...Гонения жесточайшие воздвигнуты на святую Церковь Христа: благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, святые храмы подвергаются или разрушению через расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московского), или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде), чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская лавры) захватываются безбожными властителями тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержащиеся на средства Церкви православной и подготавливающие пастырей церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия или прямо в рассадники безнравствия" (там же, 1968, ? 89-90, с. 15-16). В пос-ланиии от 19 янв. Тихон, обращаясь к Сов. власти, писал: "Властью, данной нам от Бога, .'анафемствуем вас"; призывал "верующих и верных чад церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей... а если нужно будет, и пострадать за дело Христово зовем вас" ("Деяния Собора Рос. Правосл. Церкви. 1917-1918 гг.", КН. 6, в. 1, П. 1918, С. 4-5).

В мае 1918 Тихон приехал в Петроград (власти выделили ему одно место в почтовом вагоне, а железнодорожники предоставили отд. вагон). Провел службы в Казанском и Исаакиевском соборах, в лавре, посетил, несмотря на угрозы моряков, Кронштадт, где его встречали тысячи верующих. Отслужил панихиду на могиле Иоанна Кронштадтского. На заседании Собора отслужил панихиду по царской семье. В 1918, опасаясь за жизнь Тихона, близкие к нему люди готовили его побег из России, но Тихон заявил: "Бегство патриарха было бы слишком на руку врагам церкви, они использовали бы это в своих видах. Пусть делают все, что угодно": с дек. 1918 Тихон жил под домашним арестом на своем подворье, в нижнем этаже к-рого находились 3 красноармейца (см.: Протоиерей Рождественский, Святой Тихон, патриарх Московский и всея Руси. София, 1951, с. 19, 21).

В своем послании Совнаркому по поводу 1-й годовщины Сов. власти Тихон писал 25 окт. 1918: "...Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы. Народу, изнуренному кровопролитной войной, вы обещали дать мир без аннексий и контрибуций... Вместо "аннексий и контрибуций" великая наша Родина завоевана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на нее дани вы же вывозите в Германию не вами накопленное золото. Отечество вы подменили бездушным интернационализмом, хотя сами отлично знаете, что когда дело касается защиты отечества, пролетарии всех стран являются верными его сынами, а не предателями... Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по тяжести братоубийство. Но вам мало, что вы обагрили руки русского народа его братской кровью: прикрываясь различными названиями - контрибуцией, реквизицией и национализацией, вы толкаете его на самый открытый и беззастенчивый грабеж. В безнаказанном убийстве и грабеже заключается дарованная вами свобода... Мы знаем, что наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование... Отпразднуйте годовщину вашего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, спасения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани" ("Вестник.-', 1968, ? 89-90, С. 19-23).

В послании патриарха от 25 сент. (8 окт.) 1919 говорилось: "...мы, служители и глашатаи Христовой истины, попали под подозрение у носителей совр. власти в скрытой контррев-ции, направленной якобы к низвержению Сов. строя. Но мы решительно заявляем, что такие подозрения не оправданны... Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относит. ист. значение... Никакое иноземное вмешательство, да и вообще никто не спасет Россию от нестроения и разрухи, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих" (там же, 1975, ? 115, С. 74).

Патриарх отказался благословить Красную и Добровольческую армии, ибо у церкви нет места братоубийству, какими бы причинами оно не было вызвано. Провозгласил отказ церкви от политики, уход ей из гражд. войны (см- Совр. записки", т. 24, с. 251). Разрешил жертвовать на нужды голодающих ценные церк. предметы.

В его послании от 15 (28) февр. 1922 говорилось: "В августе 1921 был основан Всероссийский церковный комитет помощи голодающим и начался сбор денег, но подобная церковная организация была признана Советским правительством излишней. Однако в декабре 1921 правительство предложило нам делать сбор денег для оказания помощи голодающим мы разрешили жертвовать на нужды голодающим драгоценности, церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления, о чем и оповестили православное население 6 (19) февраля особым воззванием, к-рое было разрешено пр-вом к напечатанию и распространению среди населения 13 (26) февр. ВЦИК постановил изъять из храмов все драгоценные церк. вещи, в т.ч. и священные сосуды и прочие богослужебные церк. предметы. С точки зрения церкви, подобный акт является актом святотатства" ("Вестник рус. студенч. христ. движения...", 1970, ? 98, с. 63). 26 апр. 1922 начался суд. процесс над лицами, к-рые противодействовали изъятию церк. ценностей, Тихон привлекался в качестве гл. свидетеля. Процесс закончился 8 мая, а 9 мая патриарх был снова взят под домашний арест. 12 мая к нему явились 3 священника и заявили: если патриарх не передаст власть одному из находящихся на свободе иерархов и добровольно не удалится на покой, все осужденные за сопротивление изъятию церк. ценностей будут расстреляны. Патриарх 3 июля временно передал управление церквью митрополиту Агафангелу, но последний не был допущен в Москву.

16 июня 1923 Тихон освобожден из-под ареста, в печати появилось заявление, в к-ром он раскаивался в "антисов. поступках". В послании от 1 июля Тихон писал: "... Сознавая свою провинность перед Сов. властью, выразившуюся в ряде наших пассивных или активных антисов. действиях... т.е. в сопротивлении Декрету об изъятии церк. ценностей в пользу голодающих, анафемствовании Сов. власти, возражении против Брестского мира, мы каемся и скорбим о жертвах, получившихся в ряде этой антисов. деятельности- Церковь аполитична и не желает быть "ни белой, ни красной" церквью" ("Вестник.-", ? 115, С. 76). В марте 1924 Президиум ЦИК СССР постановил прекратить уголовное дело Белавина В.И. - патриарха Тихона 9 дек, 1924 неизвестные ворвались в его келью в Донском монастыре, келейник Я.С. Полозов заслонил Тихона и был выстрелом убит, покушавшиеся бежали. В своем завещании, признаваемом некоторыми специалистами поддельным (см. там же, с. 58), Тихон призвал верующих к сотрудничеству с Сов. властью, назначил себе в преемники митрополитов Кирилла, Агафангела и Петра. В 1988 Тихон был Рус. правосл. церковью канонизирован.

Использованы материалы статьи M.E. Голостенова в кн.: Политические деятели России 1917. биографический словарь. Москва, 1993.


--------------------------------------------------------------------------------

Анафема Патриарха Тихона революционерам
19 января 1918 г. Патриарх Тихон выпустил послание с осуждением большевиков и призывом к сопротивлению им:



'Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это - поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной.

Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви православной.

...Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какие-либо общения... Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою...

А вы, братие Архипастыри и Пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою Креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: "Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее"...'.


Это послание было одобрено Поместным Собором.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
ХВЕСИН Тихон Серафимович
ЗОТОВ Василий Сергеевич
Лебедев Александр Алексеевич

Новости по темеТИХОН:
ТИХОН, фото, биография
ТИХОН, фото, биография ТИХОН Патриарх Московский и всея Руси, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература

Письмо кумиру!
GUF (Гуф)
Комментариев: 865
АМИРОВ Саид Джапарович
Комментариев: 807
МЕЛЬНИКОВА Даша
Комментариев: 679
СЫЧЕВ Дмитрий
Комментариев: 514
Влад Топалов
Комментариев: 398
ДАФФ Хилари(Hilary Duff)
Комментариев: 385

 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь