Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
Виткомб Джадсон
Стукова МарияСтукова Мария
Кожевников Петр Валерьевич
Королев Сергей Александрович Королев Сергей Александрович
ДАФФ Хилари(Hilary Duff)ДАФФ Хилари(Hilary Duff)
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23928





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

СИДАМОН-ЭРИСТАВИ Валериан Владимирович

(Художник)

Комментарии для СИДАМОН-ЭРИСТАВИ Валериан Владимирович
Биография СИДАМОН-ЭРИСТАВИ Валериан Владимирович
Валериан Владимирович Сидамон-Эристави (1889-1943) принадлежит к числу тех художников, которые обеспечили живую связь грузинской советской живописи с лучшими традициями искусства рубежа XIX-XX веков. Творческая деятельность художника была весьма разнообразна. Он работал над созданием тематических картин и портретов, в театрально-декорационном искусстве и книжной иллюстрации, в течение многих лет преподавал в Тбилисской Академии художеств. Особенно велики заслуги Сидамона-Эристави в области исторической живописи. Он явился одним из основоположников этого жанра в грузинском искусстве.

Художник родился в кахетинском селении Кварели. У него рано проявились способности к рисованию. В 1907 году он был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался почти восемь лет. Среди учителей начинающего художника были ведущие русские живописцы А. Архипов, А. Васнецов, Н. Касаткин. В 1915 году Сидамон-Эристави, закончив свое художественное образование, возвращается в Грузию. Примечательно, что в это время в Грузии сложилась целая плеяда молодых художников, стремившихся, используя наиболее интересные открытия искусства начала XX века, создать национальную по содержанию и форме живопись. Поначалу Сидамон-Эристави поселяется в родной Кахетии, зарабатывая на жизнь преподаванием рисования, затем переселяется в Тбилиси, где принимает активное участие в деятельности Общества грузинских художников. Художник сотрудничает в газете "Сакартвело", на страницах которой регулярно печатаются его рисунки (карикатуры, бытовые сцены, аллегорические и исторические композиции); в 1922 году оформляет спектакль "Овечий источник" в театре им. Руставели. Этот спектакль, оригинально поставленный выдающимся режиссером К. Марджанишвили, стал этапным событием в истории грузинского театра.

На рубеже 10-20-х годов Сидамон-Эристави создает ряд интересных портретов. Очень много для понимания творческих устремлений художника дает "Автопортрет", хранящийся сейчас в Государственном музее искусств Грузии. В "Автопортрете" мастер обошелся без изображения профессиональных атрибутов. Он подчеркивает в лице самое характерное: необычную форму больших глаз, крупный нос с резко очерченными ноздрями, прихотливый рисунок губ, острый изгиб скул, напряженный взгляд, обращенный к зрителю. Поза фигуры несколько нарочита и неустойчива. Художник видит себя натурой романтической, аристократически утонченной и исключительной. В изобразительном решении мастер стремится к значительному обобщению форм. Он использует эффектные приемы, сопоставляя подчеркнуто объемные, как бы вычеканенные формы в изображении головы и плоскостно трактованную одежду. Важную роль в картине играет статуэтка на переднем плане, представляющая двух музицирующих грузинок в национальных одеждах. Эта деталь призвана указать на связь художника с национальной культурой. Кроме того, яркое декоративное пятно статуэтки, контрастирующее со строгим письмом фигуры, создает чисто живописную "интригу", придающую образу остроту. Изобразительные приемы Сидамона-Эристави часто прямо заимствованы у ведущих русских живописцев начала века. Однако, указав на происхождение приемов, надо отметить, что пользуется ими грузинский художник с незаурядным мастерством, проявляя несомненный живописный талант.

Отметив успехи Сидамона-Эристави в портретном жанре, нельзя не сказать, что главной все же для него была историческая живопись, интерес к которой сложился еще в студенческие годы. Как известно из свидетельств современников, художник по возвращении в Грузию писал иконы с изображениями грузинских исторических деятелей, причисленных к лику святых. Начиная с 1917 года, живописец создает ряд больших картин, посвященных событиям национальной истории. Среди них наиболее значительны работы "Царица Тамара", "Первое сражение Ираклия II с лезгинами", "Крцанисская битва". Художника не интересует ни психология исторических личностей, ни внутренний драматизм исторического события. Он подходит к истории как патриот, стремящийся вдохновить сограждан героическими подвигами предков. Поэтому историческое событие на картине Сидамона-Эристави предстает в виде романтизированной легенды. Характерно, что некоторые свои произведения художник снабжал подробными пояснительными текстами. В создании впечатления театральной условности, возникающего при рассмотрении исторических композиций, большую роль играет красиво придуманный колорит, в котором доминирующий сине-фиолетовый фон сочетается с яркими пятнами красного и желтого.

В середине двадцатых годов в творчестве Сидамона-Эристави происходят существенные изменения. Одним из первых среди грузинских художников он обращается к историко-революционной теме. Он пишет такие работы, как "Восстание гурийских крестьян", "Убийство Кецховели". Изобразительная манера художника становится более натуралистической, историческое событие показывается с большей долей реалистической достоверности. Эти изменения, характерные для советского искусства в целом, позволили Сидамону-Эристави в тридцатые годы попробовать свои силы и в современной теме, в его творчестве появляются сюжеты, посвященные Красной Армии и индустриализации. В обращении к современности важную роль сыграл и тот факт, что в течение ряда лет мастер являлся главным художником грузинского павильона на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. На крупнейших художественных выставках экспонируются картины "Бакинские нефтепромыслы", "Орджоникидзе среди нефтяников-стахановцев", вызывая полное одобрение критики и публики. Однако зритель нашего времени, вероятно, оценил бы эти работы более строго.

Творческая судьба Сидамона-Эристави во многом типична. Она началась в атмосфере поиска и эксперимента, характерного для искусства рубежа веков, получила своеобразное развитие в сложной художественной ситуации двадцатых годов и нашла свое завершение в тридцатые годы, когда художник полностью подчинил свой талант воплощению социальных идеалов эпохи.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
МАЙКОВ Валериан Николаевич
Амираджиби Софья Васильевна
РОМАН ВЛАДИМИРОВИЧ

Новости по темеСИДАМОН-ЭРИСТАВИ Валериан Владимирович:
СИДАМОН-ЭРИСТАВИ  Валериан Владимирович, фото, биография
СИДАМОН-ЭРИСТАВИ  Валериан Владимирович, фото, биография СИДАМОН-ЭРИСТАВИ  Валериан Владимирович Художник, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература


 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь