Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
Капуро МаринаКапуро Марина
ВОДОВОЗОВА Елизавета Николаевна
Терешкова Валентина ВладимировнаТерешкова Валентина Владимировна
АК-47АК-47
МИЛЯВСКАЯ ЛолитаМИЛЯВСКАЯ Лолита
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ЧЖОУ Шэнь

(Художник)

Комментарии для ЧЖОУ Шэнь
Биография ЧЖОУ Шэнь
Шэнь Чжоу (1427-1509). Художник Шэнь Чжоу прожил много лет и успел прославиться еще задолго до своей смерти. Последователи и почитатели заметно выделяли Шэнь Чжоу среди его современников и отводили ему весьма почетное место в истории всей китайской живописи. Ближайший ученик мастера Вэнь Чжэн-мин считал даже любимого учителя воплотившимся бессмертным гением, одним из тех, кто, согласно китайской мифологии, редко, но все же приходит в человеческий мир.

В чем причина столь высокой традиционной оценки мастера? Дело в том, что китайский художник издавна оценивался не только по своему искусству. В расчет принимался и, как сказали бы сейчас, 'творческий путь', и весь образ жизни, который должен был соответствовать определенным, складывавшимся веками представлениям. Китай является единственной в мире страной, где культурная традиция, зародившись в глубокой древности, практически никогда не прерывалась. История изобразительных искусств в Китае насчитывает более тысячи лет, и естественно, что за это время успели сложиться достаточно строгие каноны, определившие формально-стилистические и сюжетные особенности живописи. Наряду с этим существовал и своеобразный канон жизни художника. Следуя лежащему в самой основе китайской культуры принципу соответствия образцам прошлого, бесчисленные поколения китайских художников и поэтов стремились 'подражать древним' и в искусстве, и в жизни. Особенно сильной тяга к идеализированным старинным манерам была во времена зрелого и позднего средневековья, то есть в периоды правления династий Мин и Цин. Династия Мин (1368-1644) пришла к власти в результате победоносного народного восстания, уничтожившего власть монгольских правителей, владевших Китаем немногим менее века. Новые императоры провозгласили возврат к истинно китайским старым порядкам, и посему всячески поощрялось культивирование освященных традицией обычаев и представлений. Шэнь Чжоу был вполне последовательным и законченным художником-традиционалистом. Он жил в 1 половине периода Мин, то есть во время, благоприятное для развития его собственных душевных склонностей. Удачное сочетание индивидуальных устремлений быть совершенным человеком искусства по образцу древних с приязненным настроением умов и, конечно, немалый талант живописца и сделали Шэнь Чжоу прославленным и уважаемым 'достопочтенным мастером Шэнем', как именуется он в старых текстах.

Шэнь Чжоу принадлежал направлению вэньжэньхуа, что можно перевести как 'живопись художников-литераторов', или 'живопись интеллектуалов'. Направление это надо понимать не как европейскую школу или стиль. Объединяла художников вэньжэньхуа не столько общая манера живописи, сколько философское и религиозное родство их воззрений. 'Художники-интеллектуалы' традиционно не связывали себя государственной службой, они держались в стороне от политических дел и официальных чиновных рангов. В семье Шэнь Чжоу несколько поколений его предков были художниками-любителями и поэтами. И сам живописец никогда не заботился об официальной карьере и выгодных должностях. Он в полном соответствии со знаменитыми мастерами прошлых столетий всецело посвятил себя изящным искусствам. Естественно, что Шэнь Чжоу мог позволить себе беспечно предаваться возвышенным занятиям, происходя из состоятельной семьи. Однако и когда его обстоятельствам случалось ухудшиться, он не отягощал себя заботами о житейской прозе. В его жизнеописании рассказывается, что когда губернатор провинции, глубоко уважая Шэнь Чжоу за знания и талант, хотел назначить его на почетную и не слишком обременительную должность, художник обратился к гаданью и, в соответствии с выпавшим жребием, отказался.

Шэнь Чжоу выстроил себе простую келью в бамбуковой роще и вел в ней уединенную жизнь философа, наслаждаясь природой, создавая живописные картины и сочиняя лирические стихи. Большинство китайских художников направления вэньжэньхуа известны и как поэты. Умение слагать стихи почиталось в старом Китае непременным условием образованности и тонкого вкуса. Шэнь Чжоу следовал в своих стихах выдающимся поэтам ушедших веков-Бо Цзюй-и, Су Ши, Лу Ю и другим.

Любуясь красотами окружающих гор и рек, художник нередко проводил в созерцании дни и ночи. Обобщенный образ ученого мужа, постигающего в единении с природой загадки бытия и мироздания, Шэнь Чжоу запечатлел в картине 'Играющий на цине', хранящейся ныне в музее города Осака в Японии. Художнику несомненно близок его герой, можно сказать, что в какой-то степени это автопортрет самого мастера. Небольшая фигура органично слита с окружающим ее ландшафтом, являясь его равноправной частью, как деревья или скалы. На свободном от изображения пространстве картины Шэнь Чжоу поместил поэтический текст, написанный изящным каллиграфическим почерком:

В руках моих цинь, а в небе луна,
Я трогаю струны, любуясь луной.
Свеж ветерок, и ярка луна,
Я чувствую, словно бессмертен я...
Но время уходит, садится луна,
И в котелке уж остыло вино.
Поэтические надписи-тиба-не редкость в картинах художников-литераторов. Иероглифический текст дополняет и углубляет изображенный сюжет, заставляя свиток играть новыми обертонами смысла.

Нередко Шэнь Чжоу посещали в его уединении друзья. Постепенно вокруг него сложилась известная в истории китайской живописи 'школа У', названная так по местности У, расположенной к югу от Янцзы, с центром в городе Сучжоу, где родился Шэнь Чжоу. В XV веке на юге Китая были сосредоточены наиболее значительные художественные силы, и именно Шэнь Чжоу считался одним из первых.

Художники 'школы У' и, конечно, 'первый среди равных' мастер Шэнь следовали в своем творчестве живописцам периодов Сун и Юань, копируя и создавая вольные парафразы Ма Юаня, Ся Гуя, Ни Цзаня, Ван Мэна и других. В сохранившихся более чем двухстах работах, носящих печать Шэнь Чжоу, можно видеть образцы умелого творческого повторения манеры знаменитых мастеров прошлого. Кстати, далеко не все картины с печатью Шэнь Чжоу написаны им. К старому мастеру, чьи свитки высоко ценились, нередко приходили ученики с просьбой поставить свою печать на их живопись, дабы потом подороже продать ее. И добрый учитель, как гласит предание, никогда не отказывал. Сам Шэнь Чжоу, как истый 'художник-интеллектуал', обычно не продавал своих работ, а дарил друзьям и всем любителям живописи, просившим его об этом.

Лучше всего Шэнь Чжоу удавались небольшие альбомные листы и свитки горизонтального формата. В его вертикальных композициях иногда заметно неполное владение пространством и планами разной глубины. Художник практически не писал портретов конкретных людей. Его поэтическое видение полностью раскрывалось в пейзажах. За одухотворенную жизненность образов природы, пробивающуюся сквозь искусные стилизации, китайские историки искусства зачислили Шэнь Чжоу в высший класс живописцев-шэнышнь. Старинная книга о живописи так говорит о нем: 'Легкими и раскованными были его картины. Он всегда был прост, хоть и многого достиг'.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
Вэй Боян
Ван Би
ЧЖОУ ЭНЬЛАЙ

Новости по темеЧЖОУ Шэнь:
ЧЖОУ Шэнь, фото, биография
ЧЖОУ Шэнь, фото, биография ЧЖОУ Шэнь Художник, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература

Письмо кумиру!
GUF (Гуф)
Комментариев: 865
АМИРОВ Саид Джапарович
Комментариев: 807
МЕЛЬНИКОВА Даша
Комментариев: 679
СЫЧЕВ Дмитрий
Комментариев: 514
Влад Топалов
Комментариев: 398
ДАФФ Хилари(Hilary Duff)
Комментариев: 385

 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь