(1886-1944)
Французский
историк, один из крупнейших медиевистов (исследователь средневековья) нашего века, одновременно известен и как ученый, положивший в 1929 г. вместе со своим другом и единомышленником Л. Февром начало деятельности 'Анналов' - одного из направлений в современной зарубежной
историографии.
Блок во многом по-новому понимал задачи
исторической науки и изложил их в
знаменитой 'Апологии
истории', написанной в 1941- 1942 гг. и вышедшей в СССР в 1973 и 1986 гг. Ученого интересовали длительные периоды
истории, ее глубинные течения. Он отдавал предпочтение не повествовательным документам с их субъективизмом, а иным свидетельствам прошлого: предметам материальной культуры, изменениям, происходившим со временем в языке, обрядам и ритуалам, фольклору, топонимике. 'Исследовательское поле'
историка расширялось и за счет взаимодействия с другими отраслями знаний: географией, демографией, социологией,
психологией. Обогащенная этими контактами
история должна была стать, по мнению
Блока, главной и синтезирующей наукой о человеке.
Представления ученого о функции
исторической науки перекликались с его подходом к общественным явлениям, которые он рассматривал во всей их полноте, устанавливая связи и зависимость между различными компонентами. Именно с таких позиций характеризовал ученый феодализм в двухтомнике 'Феодальное общество', опубликованном в 1939- 1940 гг. В своих исследованиях
Блок широко пользовался сравнительно-
историческим методом, сопоставляя данные по различным странам и регионам. С помощью этого метода он устанавливал общие, типичные свойства изучаемого и одновременно показывал его своеобразные проявления и разновидности.
Блок специализировался на экономической, особенно на аграрной,
истории. Его перу принадлежат книги 'Короли и сервы' (1920), 'Характерные черты французской аграрной
истории' (1931), русский перевод которой появился в 1957 г. Не случайно основанный
Блоком совместно с Л. Февром журнал назывался 'Анналы экономической и социальной
истории'. Вместе с тем ученый интересовался проблемой человеческого сознания. При этом в центре его внимания были не высшие достижения мысли, а мировидение самых широких слоев народа. Он стремился разобраться в массовом сознании: в
религиозных представлениях и поведенческих нормах, в
отношении к природе и к
интимному.
Блок подчеркивал недопустимость анализа
психологии людей средневековья в соответствии с современными схемами рационального мышления. Он объяснял, почему их действия нередко расходились с, казалось бы, элементарной логикой. Причиной тому были вера во всевозможные чудеса и знамения и жестокие условия жизни. Отсюда - неустойчивость человеческой психики и резкие перепады в поведении.
Участник двух мировых
войн, активный борец против гитлеровских оккупантов, М.
Блок в 1944 г. был захвачен ими и казнен.