Кендзо Танге родился 4 ноября 1913 года в городе Имабари (префектура Эхимэ на острове Сикоку).
Школьные годы его прошли в Хиросиме.
На архитектурный факультет Токийского университета
Танге поступил в 1935 году, а в 1938 году, по его окончании, стал
работать в ателье архитектора Кунио Маэкава.
В период
работы у Маэкавы
Танге написал свой первый
литературный труд - эссе о Микеланджело (1939).
Деятельность
Танге начиналась в тяжелый для японского народа период - во второй половине 1930-х годов. Свертывание мирного
строительства сказалось, прежде всего, на сторонниках "новой архитектуры", стремившихся сохранить верность ее принципам. Испытывало трудности и ателье Маэкавы. Из-за отсутствия
работы Танге был вынужден в 1941 году перейти в аспирантуру Токийского университета.
В первые послевоенные годы
Танге создал несколько градостроительных проектов, самым крупным среди которых был генплан Хиросимы, разработанный вместе с Асада, Отани и Исикава в 1947 году. Он следовал принципам функционализма, но стремился воплотить и мысли, выходящие за его пределы.
Работа над генеральным планом Хиросимы стала для
Танге как бы подготовительным этапом к проектированию мемориального комплекса мира в этом городе (1949-1956).
Этот ансамбль - суровое напоминание об уязвимости человеческих ценностей и об их
мужественном утверждении. В основе композиции - сугубо национальное по духу представление о пространстве-символе.
Мемориал в Хиросиме был первым произведением японского архитектора, вносившим нечто существенно новое в развитие современной архитектуры.
Танге стал одним из наиболее известных и влиятельных архитекторов современности. Он превратился и в единственного властителя дум архитектурной молодежи Японии, отодвинув на задний план старых лидеров - Маэкаву, Сакакуру, Раймонда.
В 1953 году было завершено
строительство спроектированной
Танге детской библиотеки в Хиросиме.
В 1951-1953 годах
Танге строит собственный дом в пригороде Токио. Здесь он использует - едва ли не единственный раз - традиционные материалы: дерево, черепицу, перегородки, затянутые рисовой бумагой.
За этим единственным исключением, деятельность
Танге в 1950-е годы была связана со
строительством крупных общественных зданий, типы которых были новыми для Японии. Большую часть заказов его мастерской составляли здания для выборных органов местной администрации.
В 1952-1957 годах
Танге работал над комплексом муниципалитета в Токио.
Важным этапом в развитии пластического языка архитектуры
Танге было создание зала собраний в городе Сидзуока (1956-1957), используемого теперь как крытый стадион.
Здание ратуши в Курасики (1958-1960), которое кажется мощным монолитом, высящимся среди пыльной площади уютного старинного городка, стало завершающим аккордом творчества
Танге в 1950-е годы. Контрастно введенное в сложившуюся среду, оно закрепило роль центра за
историческим ядром города, который на рубеже 1960-х годов был втянут в активное промышленное развитие. Этот сознательный жест, предопределивший
судьбу старых кварталов, - свидетельство убежденности
Танге в том, что необходимы кардинальные преобразования.
Тема традиций и их роли для творчества современного
художника в 1950-е годы преобладает в
литературных работах Танге. Большим эссе в книге "Кацура. Традиции и творчество в японской архитектуре" (1960) он как бы подводит итог своим размышлениям о двойственности японской традиции, стремится предметно показать борьбу в ней двух культур - простонародной и аристократической. К подобному типу эссе относится и книга о святилище в Исе, опубликованная двумя годами позже.
К концу 1950-х годов разнообразных построек, спроектированных
Танге, было уже довольно много. Все они, однако, за исключением мемориала в Хиросиме, потонули в хаотической городской среде. Их полноценному использованию и восприятию препятствовали и неупорядоченность непосредственного окружения, и случайность их места в системе города.
В 1961 году он возглавил группу "URТЕК", которая стремилась соединить воедино архитектуру с теорией. Вершиной творческой карьеры
Танге стал комплекс
спортивных сооружений, построенный к Олимпийским
играм 1964 года, проходившим в Токио.
В 1963-1964 годах по проекту
Танге, разработанному также с участием Цубои, был построен собор Св. Марии в Токио.
Первая половина 1960-х годов - самый плодотворный период для
Танге. Постройкой, завершившей этот период, стало здание центра коммуникаций префектуры Яманаси в Кофу (1962-1967).
Впервые
Танге удается связать свои идеи с реальными задачами реконструкции и развития города при проектировании центра югославского города Скопье, разрушенного землетрясением 1963 года. На проект центра под эгидой ООН в 1964 году был проведен международный конкурс, первую премию присудили
Танге и его бригаде.
Главной идеей проекта было внести четкую структуру в пространство центра, организуя стройную систему
транспортных коммуникаций и создавая крупные символические формы, облегчающие людям восприятие города как целого. Символы, по мысли
Танге, должны выражать характер использования городских пространств таким образом, чтобы побуждать горожан к участию в общественной жизни.
В
работе над проектом Всемирной выставки ЭКСПО-70 в Осаке
Танге, столкнувшись с особенно сложными формами коллективного труда, сумел, однако, тактично и мудро провести глубоко личную идею, определившую общий характер комплекса, не ущемляя проявления индивидуальности других архитекторов.
Одновременно с
работами для выставки
Танге руководил целой серией архитектурно-градостроительных проектов, выполнявшихся группой "URТЕК" и его мастерской в Токийском университете. Среди них - генеральный план
спортивного парка Флашинг-Мидоус в Нью-Йорке (1967), генеральные планы центра Киото (1967-1968), города Мориока (1970-1971),
спортивный центр и аэропорт в Кувейте (1969), вокзал в Скопье (1970).
Мысли
Танге все больше занимает исследование вопросов расселения на всей территории Японского архипелага, ставших в сознании мыслящих японцев проблемами выживания или гибельного упадка нации. В 1967 году он опубликовал исследование "Образ Японского архипелага в будущем", где доказывает спасительность перехода от развития хаотических агломераций вокруг "сверхгородов" к линейной системе, основанной на мощном коммуникационном стволе, который связал бы в органическое целое все центры страны. Свобода пространственных передвижений, облегчающая социальные контакты, приводит
Танге к размышлениям о переходе к "открытому обществу" и его благотворных последствиях.
Во всех
поисках и заблуждениях
Танге неизменно остается большим
художником. И результаты его творчества - как у любого подлинного
художника - значительнее тех концепций, которые он формулирует.