ЧАПЕК Карел(Писатель ('Средство Макропулоса'))
Комментарии для ЧАПЕК Карел
Биография ЧАПЕК Карел
Карел Чапек (Capek) родился 9 января 1890 года в Мале-Сватоневице, умер 25 декабря 1938 года в Праге.
Окончил философский факультет Пражского университета (1915). Печатался с 1907. Большая часть ранних рассказов 1908-13 (вошли в сборники 'Сад Краконоша', 1918; 'Сияющие глубины', 1916) написана совместно с братом Й. Чапеком.
Трагические события 1-й мировой войны 1914-18 определили напряженные поиски Чапека критерия истины, его размышления над философскими проблемами и стремление открыть источник противоречий жизни: сборники рассказов 'Распятие' (1917), 'Мучительные рассказы' (1921), близкие к экспрессионизму. Не принимая революционную борьбу, Чапек склонился к морально-этическому гуманизму. Многие его произведения, в том числе лирическая комедия 'Разбойник' (1920), строятся как сопоставление несколько 'правд'; Чапек мыслит как бы одновременно несколькими вариантами, сохраняя, однако, свой этический идеал.
Мировую известность Чапеку принесли социально-фантастические произведения (драмы 'R. U. R.', 1920, - о восстании роботов; слово 'робот' придумано Чапеком; 'Средство Макропулоса', 1922; романы 'Фабрика Абсолюта', 1922, и 'Кракатит', 1924).
В начале 20-х гг. Чапек создает путевые очерки 'Письма из Италии' (1923) и 'Письма из Англии' (1924) и др., отличающиеся реалистической конкретностью образных характеристик и лирическим юмором.
Во 2-й половине 20-х - начале 30-х гг. Чапек сближается с Т. Г. Масариком; с усилением в сознании писателя буржуазно-демократических иллюзий в его творчестве нарастают кризисные явления (пьеса братьев Чапеков 'Адам-творец', 1927). Чапек временно отходит от больших социальных и политических проблем и конфликтов; пишет преимущественно юмористические произведения малых жанров (сборники 'Рассказы из одного кармана', 'Рассказы из другого кармана', оба - 1929). Философско-юмористическим переосмыслением известных библейских сюжетов является книга 'Апокрифы' (1932).
Обострение социальных противоречий и 'животная доктрина' фашизма обнажили перед Чапеком несостоятельность тезиса 'каждый прав по-своему'. Философское преодоление релятивизма отразилось в трилогии 'Гордубал' (1933), 'Метеор', 'Обыкновенная жизнь' (обе - 1934). Вершина творчества Чапека - роман 'Война с саламандрами' (1936), в котором традиционный для него протест против обесчеловечивания человеческих отношений выливается в сатиру на жизнь буржуазного общества, милитаризм, на расовую теорию и политику фашизма. Антифашистская и антивоенная направленность и поиски идеала 'цельного человека', способного к борьбе, определили содержание драмы 'Белая болезнь' (1937), повести 'Первая спасательная' (1937), последней пьесы Чапека 'Мать' (1938).
Переживания Чапека в связи с Мюнхенским соглашением 1938 и травля, которой он подвергся со стороны фашистских и профашистских элементов в период 'второй республики', обострили болезнь писателя, ускорив его смерть. Творчество Чапека оказало значительное влияние на развитие современной социальной фантастики и явилось заметным вкладом в мировую классическую литературу. В Чехословакии существуют два музея Чапека: загородный дом-музей 'На стржи' и мемориальный музей на родине писателя.
Комментарии пользователей
|
|
|