Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
СТРУГАЧЕВ СеменСТРУГАЧЕВ Семен
Муренин Николай ВладимировичМуренин Николай Владимирович
БУКОВСКИ ЧАРЛЬЗ
ГАРДЕН Артур
Фернандо Колунга ОливаресФернандо Колунга Оливарес
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ИБСЕН Генрих

(Норвежский драматург)

Комментарии для ИБСЕН Генрих
Биография ИБСЕН Генрих
Генрих Ибсен родился 20 марта 1828 года в маленьком городке Скиен, на берегу залива Христиании (южная Норвегия). Он происходит из древней и богатой датской семьи судохозяев, переселившихся в Норвегию около 1720 года. Отец Ибсена, Кнуд Ибсен, представлял собой деятельную в здоровую натуру; мать, - немка по происхождению, дочь состоятельного скиенского торговца, - была особой строгого, сухого нрава и крайне набожная.

В 1836 году Кнуд Ибсен обанкротился, и жизнь богатой, хорошо поставленной семьи, круто изменилась. Прежние друзья и знакомые мало по малу стали отдаляться, пошли сплетни, насмешки, всякого рода лишения. Людская жестокость отразилась очень тяжело на будущем драматурге. И так уже от природы необщительный и дикий, он теперь стал еще более искать уединения в ожесточился.

Генрих Ибсен учился в элементарной школе, где поражал учителей превосходными сочинениями. На 16-м году ему пришлось поступить в ученики в аптеку близлежащего городка Гримштадта, с населением всего в 800 жителей. Он покинул безо всякого сожаления Скиен и больше никогда не возвращался в родной город, где ему в таком раннем возрасте пришлось узнать все значение и власть денег.

В аптеке, где он пробыл 5 лет, юноша втихомолку мечтал о дальнейшем образовании и получении докторского диплома. Революционные идеи 1848 года нашли в нем горячего приверженца. В своем первом стихотворении, восторженной оде, он воспел венгерских патриотов-мучеников.

Жизнь Генриха в Гримштадте становилась для него все более и более невыносимой. Он возбудил против себя общественное мнение городка своими революционными теориями, вольнодумством и резкостью. Наконец Ибсен решил бросить аптеку и отправился в Христианию, где ему пришлось вести первое время жизнь полную всяких лишений.

В Христиании Ибсен познакомился и тесно сблизился с Бьернсоном, который впоследствии стал его ожесточенным противником. Вместе с Бьернсоном, Виньи и Боттен-Хансеном, Ибсен основал в 1851 году еженедельную газету "Andhrimner", просуществовавшую несколько месяцев. Здесь Генрих поместил несколько поэм и 3-х актное драматическое сатирическое произведение "Norma".

После прекращения журнала, Ибсен познакомился с основателем народного театра в Бергене, Ола-Булем, который предоставил ему должность режиссера и директора этого театра. В Бергене Генрих пробыл 5 лет и в 1857 году переехал в Христианию, тоже на должность директора театра. Здесь он оставался до 1863 года.

В 1858 году Генрих Ибсен женился и был очень счастлив в брачной жизни. В 1864 году, после долгих хлопот, он получил писательскую пенсию от стортинга и воспользовался ею, чтобы поехать на юг. Сначала он поселился в Риме, где жил в полном уединении, потом переехал в Триест, затем в Дрезден и Мюнхен, откуда ездил в Берлин, а также присутствовал при открытии Суэзского канала. Затем жил в Мюнхене.

Первая пьеса Ибсена, более психологическая, чем историческая драма "Саtilina", относится к 1850 году. В этом же году Ибсен добился того, что была поставлена на сцене его трагедия: "Kamphojen". С тех пор он начал писать пьесу за пьесой, сюжеты для которых брал из истории Средних веков. "Gildet pa Solhoug", шедшая в Христиании в 1856 году - первая из драм Ибсена, имевшая значительный успех. Затем появились "Fru Inger til Osterraat" (1857), "Harmandene paa Helgeland" (1858), "Kongs Emnerne" (1864). Все эти пьесы имели большой успех и были много раз играны в Бергене, Христиании, Копенгагене, Стокгольме и в Германии. Но написанные им в 1864 году пьесы "En Broder Nod" и в особенности "Kjoerlighedens Komedie", так восстановили против него его соотечественников, что Ибсен был вынужден в 1864 году покинуть Норвегию.

Дальнейшие его драмы "Brand" (1866), "Peer Gynt" (1867), "Kejser og Galiltoer" (1871), "De Unges Forbund" (1872), "Samfundets-Stotter" (1874), "Nora" (1880), после которой он совершенно поссорился с Бьернсоном. Затем еще Ибсен написал: "Hedda Gabler", "Rosmersholm" и "Строитель Сольнес". Стихотворения Ибсена собраны в книжку "Digte..." (1871).

Пьесы Генриха Ибсена стали известны в Европе сравнительно недавно, но слава этого писателя выросла с поразительною быстротой, и в последние годы критики, говоря о вершинах современной литературы, упоминают норвежского драматурга рядом с именами Толстого и Золя. Одновременно, однако, с фанатичными поклонниками, у него есть столь же рьяные противники, считающие его успех явлением болезненным. Славу создали ему не исторические пьесы, написанные по древнескандинавским сагам (лучшая из них "Воители Гельголанда"), а комедии и драмы из современной жизни. Решающим моментом в деятельности Ибсена является 1865 год, когда он, в первый раз покинув Норвегию, прислал туда из Италии драматическую поэму "Бранд".

По настроению и основной идее современные пьесы Ибсена делились на две категории: тенденциозно обличительные комедии и психологические драмы. В своих комедиях Ибсен являлся фанатическим защитником цельной, самодовлеющей личности и яростным врагом тех форм жизни, которые, по мнению художников, обезличивают, нивелируют современных людей - семьи, основанной на романической лжи, общества, государства, и, главным образом, демократии - тирании большинства. В общих чертах фабула всех этих пьес одна и та же: какая-нибудь цельная личность, герой или героиня, вступает в борьбу с обществом из-за идеала правды. Чем эта личность самобытнее и сильнее, тем ожесточеннее ее борьба с безволием и нравственным ничтожеством людей. В конце концов личность остается одинокой, покинутой, поруганной, но не побежденной.

Священник Бранд, герой фантастической драматической поэмы в стихах, ставит целью жизни достижение внутреннего совершенства, полной умственной свободы. Ради этой цели он жертвует личным счастьем, единственным сыном, горячо любимой женой. Но в конце концов его дерзновенный и не знающий компромиссов идеализм ("все или ничего") сталкивается с трусливым лицемерием духовных и светских властей; покинутый всеми, герой в сознании своей правоты погибает один среди вечных льдов норвежских гор.

В обстановке более реальной подобная же участь выпадает на долю доктора Штокмана (герой комедии "Враг народа"). Убедившись в том, что демократия его родного города, служа на словах принципам свободы и справедливости, на деле подчиняется мотивам мелким и бесчестным, доктор Штокман собирает народную сходку в объявляет, что сделал следующее открытие: "самый опасный враг истины и свободы, это сплетенное, свободное большинство!.. Большинство никогда не право, - да, никогда! Это - общепринятая ложь, против которой должен восставать каждый свободный разумный человек. Кто составляет большинство в каждой стране? Просвещенные люди или глупцы? Глупцы составляют страшное, подавляющее большинство на всем пространстве мира. Но справедливо ли, черт побери, чтобы глупцы управляли людьми просвещенными?" Получив от сограждан кличку "враг народа", всеми покинутый и преследуемый, Штокман заявляет в кругу своей семьи, что сделал еще одно открытие: "вот видите ли, что я открыл: самый сильный человек в этом мире тот, кто остается одиноким". До такого же конфликта доходит и Нора, родственная по духу Бранду и Штокману. - Убедившись, что семья основана на том, что муж любит в жене только красивую куклу, а не равноправного человека, Нора, в пьесе того же названия бросает не только мужа, но и любимых детей, обрекает себя на полное одиночество. Во всех этих пьесах Ибсен ставит вопрос: возможна ли жизнь по правде в современном обществе? - и решает его отрицательно. Чтобы жить по правде, цельная личность должна стать вне семьи, вне общества, вне сословных в политических партий.

Художник не ограничился таким внешне обличительным отношением в современности. Возможно ли при современных условиях жизни счастье, удовлетворенное чувство жизнерадости? - вот второй вопрос, который ставит себе Ибсен и на который отвечают его психологические драмы, в художественном отношении стоящие несравненно выше комедий. Ответ и тут получается отрицательный, хотя миросозерцание художника во многом радикально изменилось. Счастье невозможно, потому что счастье неразлучно с ложью, а современный человек заражен микробом правды, лихорадкой правдолюбия, чем губит себя и ближних.

Вместо гордого, романтического Бранда, проповедником правды является теперь чудаковатый, но реально изображенный Грегор Верле ("Дикая утка"), который своим злосчастным правдолюбием разбивает на глазах зрителей невозмутимое, хотя и основанное на лжи счастие своего друга Иалмара. Невозможно счастье и потому, что никто не может быть самим собою, никто не в силах отстоять свою индивидуальность, так как над нами тяготеет закон наследственности, и среди нас встают привидения как пороков, так и добродетелей наших отцов ("Привидения"). Путы долга, обязанности, завещанные нам прошлыми веками, мешают нашей жизнерадости, которая, ища тайного выхода, становится развратом. Наконец, счастье невозможно и потому, что с развитием культуры, становясь утонченнее умственно и нравственно, человечество теряет стремление к жизни, разучивается смеяться и плакать ("Росмерсгольм").

К этому же циклу психологических пьес относится "Эллида" (или "Женщина моря") - самое поэтическое из всех произведений Ибсена, если не по идее (заключающейся в том, что чувство доверия, уважения имеет больше власти над сердцем, нежели деспотизм любви), то, по крайней мере, по исполнению. Венцом же творчества Ибсена кажется "Гедда Габлер", единственная, быть может, его живая пьеса, без общественных или моральных схем, в которой герои действуют и живут для себя, а не правят барщину ради авторской идеи. В Гедде Габлер Ибсен воплотил великий декаданс нравов своего века, когда впечатлительность к оттенкам внешней красоты заслонила вопросы добра и зла, чувство чести заменено боязнью скандала, а любовь - бесплодными муками ревности.

Последняя по времени пьеса Ибсена - "Строитель Сольнес", нелишенная автобиографического значения, рисует в символическом образе ход мирового прогресса, который начался с наивной веры, продолжается наукой, а в будущем приведет человечество к новому разумно мистическому пониманию жизни, к воздушному замку, построенному на каменном основании.

Таковы идеи ибсеновских пьес, смелые, часто дерзновенные, граничащие с парадоксами, но задевающие самые интимные настроения его современности. Помимо идейного содержания, эти пьесы замечательны, как безупречные образцы сценической техники. Ибсен вернул современной драме классические формы - единство времени и места, а что касается единства действия, то оно заменено у него единством замысла, внутренним разветвлением основной идеи, на подобие незримой нервной системы, проникающей в каждую фразу, почти в каждое слово пьесы.

По силе и цельности замысла Ибсен имеет мало соперников. Он, сверх того, совершенно устранил монолог, а разговорную речь довел до идеальной простоты, правдивости и разнообразия. В чтении произведения Ибсена производят больше впечатления, чем на сцене, потому что за развитием идеи легче следить читая, чем слушая. Особый его прием представляет любовь к символам. Почти в каждой пьесе основная идея, развиваясь в действии, воплощается в каком-нибудь случайном образе; но этот прием не всегда удается Ибсену, а порой, как например, в "Бранде" и "Строитель Сольнесе", вносит в пьесу некоторое безвкусие.

Значение Ибсена и причину его всемирной славы следует искать в современности проповедуемых им идей. Ибсен такой же представитель безграничного индивидуализма в литературе, как Шопенгауэр и Ницше - в философии, как анархисты - в политике. Никто не сомневается в глубине и оригинальности его идей, только многим кажется, что они не согреты любовью к людям, что сила их - не от Бога.

Генрик Ибсен скончался в Христиании 23 мая 1906, после продолжительной тяжелой болезни.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
БЭР Генрих
ГЕНРИХ I
МАНН Генрих (Mann)

Новости по темеИБСЕН Генрих:
ИБСЕН Генрих, фото, биография
ИБСЕН Генрих, фото, биография ИБСЕН Генрих Норвежский драматург, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература


 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь