ГАФУРИ Мажит(Татарский писатель и поэт)
Комментарии для ГАФУРИ Мажит
Биография ГАФУРИ Мажит
Мажит Гафури (1880-1934)
Мажит Нурганиевич Гафуров (Мажит Гафури) родился 20 июля (по старому стилю 2 августа) 1880 г. в деревне Зилим-Караново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне Гафурийский район Башкортостана). Рано осиротел. В 1898 г. поступил учится в медресе знаменитого Зайнуллы-ишана. В свободное от учебы время работал на золотых приисках предпринимателей Ралиевых, где знакомится с жизнью старателей. Этот жизненный опыт впоследствии будет отражен в его художественных произведениях. Позже М.Гафури учительствует в казахских степях, занимается сбором образцов народного творчества, проявляет в эти годы интерес и к русской литературе. С 1904 г. М.Гафури учится в Казанском медресе 'Мухаммадия'. Однако же он в конце 1906 г. возвращается в Уфу и продолжает учебу в знаменитом на весь Восток медресе 'Галия'. После революции и в 20-е г.г. удостоен звания 'Герой труда', много усилий прилагает для организации периодической печати автономной Башкирской республики - газет 'Наш путь', 'Свобода', 'Борьба', 'Красный путь', 'Бедняки Востока', 'Урал', 'Башкортостан', 'Новая деревня'.
Первые произведения М.Гафури появились накануне первой русской революции и были созданы на принципах просветительского реализма. Однако вскоре появляются у М.Гафури остро социальные, политические стихи, бичующие колониальную политику царя, с усилением национально-освободительной борьбы народов в начале века в его творчестве отчетливо выразились идеи критического реализма. Если, скажем, в первой книге стихов Гафури 'Сибирская железная дорога или Положение нации' (1904) противопоставляются прогрессивные веяния времени и отсталости родного народа в духе просветительского реализма, то в рассказе 'Жизнь, прошедшая в нищете' отчетливо выражена классовая позиция автора, критика старого мира. Этот рассказ знаменателен и введением в мир литературы неизвестного до этого времени героя - деревенскую бедноту. Откровенная нравоучительность, рационализм, свойственные ранним произведениям поэта, объясняются, по-видимому, влиянием на его творчество поэзии Востока рассудочно-просветительского направления. Первая русская революция и ее последствия меняют мировоззрение М.Гафури. В стихах 'Наши дни', 'Две птицы', 'Богач' (1905-1907 г.г.) отражается резкое столкновение социальных классов. Глубокие перемены в мировоззрении поэта отчетливо проявляются особенно в стихах 'Завещание 1906 года 1907 году' и 'Ответ 1907 года'.
Поэт создает произведения, достоверно раскрывающие острые противоречия времени, беспощадно критикующие классовое неравенство, всякое угнетение ('Я вышел на базар'). Причем в произведениях поэта этих лет имеют место не только дидактические наставления (как, например в первых стихах), но и реалистические картины жизни, правдивые характеры, живой пейзаж, аллегория, острая сатира.
Критикой классового неравенства, социальной несправедливости проникнуты и рассказы М.Гафури 'Голодные год или Проданная девушка' (1906), 'Дети - сироты' (1907). Правдивостью реалистического изображения характеризуется повесть 'Бедняки' (1907). Узловые противоречия времени высвечиваются и в повести М.Гафури 'Жизнь Хамита, или Лейла и моя жизнь' (1911), написанная в разгул реакции после поражения революции 1905 года.
Горе народа, вызванное империалистической войной, отчаяние масс нашли отражение в реалистических образах рассказа 'Солдатка Хамида' (1915), в стихотворении 'Знать, нет тебя, Аллах!' и др.
После революции 1917 г. Гафури все свои силы отдал становлению и развитию башкирской литературы и ее жанров. Пишет реалистические повести, стихи и поэмы, пьесы 'Красное знамя' (1917), 'Горячее сердце' (1918), 'Красные гроздья' (1925). О широте изобразительных средств свидетельствуют и его лирические произведения, воспевающие природу ('Луч', 'Вышел я в поле'), оды, прославляющие любовь, красоту, жизненную гармонию ('Увядший цветок', 'Странно ли?', 'Я пьян')
В двадцатые годы определилось основное направление в творчестве Гафури - реалистическое. Программными произведениями, утверждавшими реалистические принципы поэта, стали стихи 'Вырванные страницы' (1923), 'Песни неба'.
В середине 20-х г.г. в творчестве Гафури усилились гражданские мотивы, большое место заняла политическая лирика. Поэт создает ряд публицистических стихотворений о Ленине, о коммунистической партии ('Траурные мелодии', 'Он навсегда в нашей памяти').
Во второй половине 20-х г.г. и в начале 30-х г.г. Гафури создал ряд повестей 'Черноликие' (1927), 'Ступени жизни' (1928), 'На золотых приисках поэта' (1930), закладывающие основы башкирской прозы советского периода.
Драма М.Гафури 'Красная звезда' (1925) была первым в башкирской драматургии произведением, показавшим образы крестьян в годы гражданской войны. В 1928-1929 г.г. М.Гафури пишет либретто оперы 'Труженик', оказавшее влияние на развитие национальной музыкальной драматургии.
Комментарии пользователей
|
Ралиф для ГАФУРИ Мажит |
ЭТО НЕ ТАТАРСКИЙ ПОЭТ,ОН ЛИШЬ ПОДДЕРЖИВАЛ ПОЭЗИЮ ТАТАРСКУЮ,МАЖИТ ГАФУРИ БАШКИР!ЭТО ОТРАЖЕНО В ЕГО СТИХАХ И ПРОИЗВЕДЕНИЯХ!( |
юяуюр гхцюмьхм для ГАФУРИ Мажит |
йЮЙХЕ ЛНЦСР АШРЭ С ОЮЯРСУНБ ОХЯЮРЕКХ , РЕЛ АНКЕЕ МЕ АШКН АЮЬЙХПЯЙНЦН МЮПНДЮ , ОНЙЮ РЮРЮПШ ЙХПЦХГНБ Х ХЬРЪЙНБ МЕ нрюрюпхкх : МЮСВХКХ ЯНПРХПШ ЯРПНХР , Б ОЕПБОЕПБСЧ НВЕПЕДЭ, Ю ОНРНЛ ДНЛЮ , ОПХБХКХ ДХЙХЛ ОЮЯРСУЮЛ хякюл , МЮСВХКХ ВХРЮРЭ Х ОХЯЮРЭ МЮ РЮРЮПЯЙНИ ЮПЮАХЖЕ ... аЮЬЦСПДХЯРЮМ Х АЮЬЦСПДНБ ЯНГДЮКХ ЦсяяйХЕ Цебнкчжхнмепш , ОПНРХБ РЮРЮП , ОН ХУ ОПХМЖХОС - пЮГДЕКЪИ Х БКЮЯРБСИ . х ЩРНЛ ОПЕЯСЯОЕКХ ... рНКЭЙН С РЮРЮП ХЛЪ ГЮЙЮМВХБЮЕРЯЪ МЮ АСЙБС "р" ! |
|
|