АДЖИТА Кесакамбала(Индийский философ-материалист)
Комментарии для АДЖИТА Кесакамбала
Биография АДЖИТА Кесакамбала
АДЖИТА КЕСАКАМБАЛА (пали Ajita Kesakambala), индийский философ-материалист шраманского периода, живший, если судить по некоторым указаниям в буддийских источниках и современной датировке жизни Будды (5 в. до н.э.), в 6-5 вв. до н.э., один из старших мыслителей группы шести 'диссидентствующих' учителей, воззрения которых излагаются в Саманнапхала-сутте Палийского канона. Единственным источником достоверных знаний о мире Аджита Кесакамбала считал чувственный опыт, иронизируя над представлениями о внечувственном 'умозрении'. Любое живое существо (в том числе и человек) - комбинация четырех материальных элементов (земля, вода, огонь, ветер) и пространства, в которые возвращаются компоненты индивида после смерти. Индивид разрушается до конца, единственное реальное жертвоприношение - кремация. Нематериальные начала, 'нерожденные существа' (боги) и другой мир отрицаются наряду со значением действий, отвергаются также нормы религии и морали. Рассуждающие о пользе добродетели - пустословы. Несмотря на всю несложность концепции Аджиты, у него уже можно отметить зачатки чрезвычайно популярной во всей индийской философии модели двух уровней истины (сатьядвая): 'мать' и 'отец', 'брахманы' и 'шраманы' и все прочие наблюдаемые существа, а также 'видимый мир' располагаются на уровне лишь эмпирической истины (невещественное же - просто фантом), а реальны, в собственном смысле, только комбинации четырех материальных элементов.
Воззрения, выразителем которых выступает Аджита, были в шраманский период весьма распространенными, в том числе и в высших слоях общества. Об этом свидетельствует, к примеру, Паяси-суттанта, включенная в ту же Дигха-никаю, где радикально материалистические взгляды (сообщается даже о попытках установить существование души экспериментальным путем - посредством расчленения трупов) приписываются аристократу Паяси (буддийский образ царя Кошалы Прасенаджита, испытавшего, возможно, влияние мыслителей вроде Аджиты), а в знаменитой поэме Ашвагхоши Жизнь Будды подобные воззрения разделяют некоторые придворные, которые пытаются отвратить Будду от ухода из мира, поскольку не имеют значения плоды деяний.
Комментарии пользователей
|
|
|