БАЛАНЧИН Джордж(Русско-американский хореограф)
Комментарии для БАЛАНЧИН Джордж
Биография БАЛАНЧИН Джордж
БАЛАНЧИН, ДЖОРДЖ (Balanchine, George) (1904-1983), русско-американский хореограф, новатор. Баланчин считается выдающимся хореографом 20 в., он вернул на балетную сцену чистый танец, оттесненный на второй план сюжетными балетами. В своих новаторских постановках Баланчин использовал, в частности, современную музыку разных стилей. Георгий Мелитонович Баланчивадзе, сын известного грузинского композитора (и брат не менее известного композитора Андрея Баланчивадзе), родился в Петербурге 9 (22) января 1904. В 1914 он поступил в Петроградское театральное училище, в 1921 окончил его и был принят в труппу петроградского Государственного театра оперы и балета (бывшего Мариинского). Став в начале 1920-х годов одним из организаторов коллектива 'Молодой балет', он ставил там свои номера, которые исполнял вместе с Т.Л.Жевержеевой (позже известной как Тамара Жева), А.Д.Даниловой, Л.А.Ивановой, Н.П.Ефимовым и др. В 1924 при содействии певца В.П.Дмитриева группа танцовщиков получила разрешение для выезда в европейское турне. Затем их пригласил С.П.Дягилев, и Баланчин стал следующим, после Б.Ф.Нижинской, хореографом труппы 'Русского балета Сергея Дягилева'. Он осуществил десять постановок, в том числе балет "Аполлон Мусагет" (музыка И.Ф.Стравинского, 1928). С этого времени началось многолетнее сотрудничество Баланчина и Стравинского. Именно Дягилев придумал для Баланчивадзе европеизированный вариант его имени - Баланчин.
После смерти Дягилева (1929) труппа 'Русский балет' распалась. В 1933 Линкольн Керстайн пригласил Баланчина для создания Школы американского балета и труппы 'Американский балет'. С 1935 по 1938 'Американский балет' работал в нью-йоркской 'Метрополитен-опера'. В 1936 Баланчин поставил балет "Убийство на Десятой авеню" (Slaughter on Tenth Avenue) в составе мюзикла Роджерса и Харта "На пуантах" (On Your Toes), что послужило началом тенденции к серьезному танцу на Бродвее. В 1940 Баланчин стал гражданином США. В 1941 для латиноамериканских гастролей американской труппы 'Америкен балле караван' он создал два самых знаменитых своих спектакля - "Балле Импириал" (Ballet Imperial, на музыку Чайковского) и "Кончерто барокко" (Concerto Barocco, на музыку И.С.Баха). В 1944 и 1946 Баланчин сотрудничал с 'Русским балетом Монте-Карло'. Две работы Баланчина сделаны для 'Балле тиэтр' - "Школа вальса" (Waltz Academy, на музыку В.Риети, 1944) и "Тема с вариациями" (на музыку Чайковского, 1947).
В 1946 Баланчин и Керстайн основали труппу 'Балле сосаети', которая в 1948 стала называться 'Нью-Йорк сити балле'. В репертуаре труппы преобладали его постановки, среди которых: "Орфей" (музыка И.Ф.Стравинского, 1948), "Блудный сын" (музыка С.С.Прокофьева, 1959), "Вальс" (музыка М.Равеля), "Шотландская симфония" (на музыку Ф.Мендельсона) и "Метаморфозы" (на музыку П.Хиндемита, 1952), "Щелкунчик" и "Лебединое озеро" (музыка П.И.Чайковского, 1954), "Square Dance" (на музыку А.Вивальди и А.Корелли) и "Агон" (музыка И.Ф.Стравинского, 1957), "Симфония Гуно" и "Семь смертных грехов" (музыка К.Вайля, 1958), "Модерн Джаз" (на музыку Г.Шуллера) и "Электроника" (музыка Р.Гассмана и О.Сала, 1961), "Дон Кихот" (музыка Н.Набокова, 1965); восемь балетов для организованного труппой фестиваля Стравинского в 1972; "Венские вальсы" (на музыку И.Штрауса-сына, Ф.Легара и Р.Штрауса, 1977). Умер Баланчин в Нью-Йорке 30 апреля 1983
Комментарии пользователей
|
|
|