ГОРИН,
ГРИГОРИЙ ИЗРАИЛЕВИЧ (1940-2000), наст. фамилия Офштейн, русский
драматург, прозаик. Родился 12 марта 1940 в
Москве в семье
военнослужащего. Окончив 1-й Московский
медицинский институт им. И.М.Сеченова (1963), несколько лет
работал врачом 'скорой помощи'. Начал с сочинения сценок для студенческого 'Клуба веселых и находчивых' (КВН), с 1960-х годов активно выступал в печати с фельетонами, юмористическими рассказами и скетчами, высмеивающими ложь и лицемерие установившихся социальных и личностных
отношений, засилье беспринципной, безответственной и трусливой бюрократии, имитацию полезной деятельности и искренних чувств, ленивое и эгоистичное безразличие 'застоя', поразившее, как
болезнь, предперестроечное советское общество (Хочу харчо!, Чем открывается пиво?..., Скрытой камерой, Остановите Потапова!, Хорошее воспитание, Встреча с известным
писателем Бурко и др.). Некоторое время заведовал отделом юмора журнала 'Юность', вел популярную рубрику от имени Галки Галкиной.
В 1966 вышла первая книга прозы
Горина "Четверо под одной обложкой" (совм. с др. авторами) и пьеса "
Свадьба на всю Европу" (в соавторстве с А.Аркановым, соавтором
Горина также в пьесах "Банкет", пост. 1968; "Маленькие комедии большого дома", "Тореадор", обе 1973; Соло для дуэта, 1975).
От изящного
анекдота, острого словца, афористической меткости (
Горину принадлежит выражение 'рояль в кустах', означающее тщательную подготовку мнимого экспромта) и 'знаковой' сатирической образности (фигура цинично-равнодушного 'пофигиста' Потапова)
писатель шел к серьезной философской проблематике, к выявлению смысла, характера и цели человеческого самоосуществления, будь то комедия "Тиль" (1970) по мотивам фламандского фольклора и романа Ш. де Костера, с 'неправильным' и беспокойным, но смелым и бескорыстным героем; трагикомедия Забыть Герострата! (пост. 1972), оспаривающая
право разрушителя на
историческую память; или пьеса "Самый правдивый" (1974) о бароне Мюнхгаузене, безудержная фантазия которого оказывается выше приземленной правды бескрылых посредственностей.
Опираясь, в русле традиций Б.Брехта и Е.Шварца, на переосмысление, порой парадоксальное, хрестоматийных сюжетов,
Горин утверждает приоритет ума над косностью ("Дом, который
построил Свифт", 1980), терпимости народного сознания - над
религиозным и национальным шовинизмом ("Поминальная молитва", 1989, по мотивам произведений Шолом-Алейхема), силы искусства - над властью ("Кин IV", 1991 - о великом английском актере), любви - над фантомами предрассудков, иногда называемых 'честью рода' ("Чума на оба ваши дома!", 1994, по мотивам трагедии У.Шекспира "Ромео и Джульетта").
Непреходящие социально-нравственные коллизии в свойственной
драматургу стремительной
игровой, импровизационно-коллажной манере, в стилистике, насыщенной злободневными и культурно-
историческими аллюзиями, тяготеющей к притче и иносказанию,
Горин рассматривает также в многочисленных пьесах, основанных как на современном ("Феномены", 1984; "Прощай, конферансье!", 1985; "Кот домашний средней пушистости", 1989, совм. с В.Войновичем, и др.), так и на ретроспективном, обращенным в культурное или
историческое прошлое материале ("Королевские
игры", 1995; "Счастливцев-Несчастливцев", 1997; "Шут Балакирев", 1999).
Автор сценариев (как правило, по собственным произведениям) многих популярных кинофилдьмов ("Остановите Потапова!", "Ты - мне, я - тебе!", "Бархатный сезон", "Тот самый Мюнхгаузен", "Дом, который
построил Свифт", "Убить дракона!", по мотивам пьесы Е.Л.Шварца; "
Формула любви", по произведению А.Н.Толстого); литературно-публицистических статей.
Умер
Горин в
Москве 15 июня 2000.