ГУЛЬ РОман Борисович(Писатель-прозаик, публицист, критик, мемуарист, общественный деятель, редактор 'Нового Журнала')
Комментарии для ГУЛЬ РОман Борисович
Биография ГУЛЬ РОман Борисович
ГУЛЬ, РОМАН БОРИСОВИЧ (1896-1986) - писатель-прозаик, публицист, критик, мемуарист, общественный деятель, редактор 'Нового Журнала'. Родился 13 (1) августа 1896 в Киеве. В детстве жил в Пензе, где окончил классическую гимназию. Часто бывал в усадьбе деда, предводителя дворянства, в уездном городе Керенске; там ощутил 'прелесть и радость всего мира: где все решительно счастливы' ('Иллюстрированная Россия', 1939, 25). Побывал с родителями в Германии, Австрии, Швейцарии, Италии. В 1914 поступил в Московский университет на юридический факультет. Увлекся философией, слушал курс "Введение в философию" у известного культуролога и ученого-правоведа Ивана Ильина.
В 1916 Гуль был мобилизован и направлен в Московскую офицерскую школу. Служил в запасном полку в Пензе, а после Февральской революции был назначен на Юго-западный фронт. В 1918 вступил в Добровольческую Армию, с Корниловским ударным полком проделал Ледяной поход. Когда пришла весть о смерти генерала Корнилова, Гуль подал рапорт об отставке и уехал в Киев. Был снова мобилизован, на этот раз администрацией гетмана Скоропадского. Вскоре попал в плен к петлюровцам. В декабре 1918 вызволен из плена немецким командованием, с января 1919 жил в Германии в лагерях для перемещенных лиц, затем работал на лесоповале. 'Мысль записать все, что я пережил и видел в гражданской войне, - вспоминал Гуль, - засела во мне:Так я и написал свою первую книгу "Ледяной поход", которая позднее стала известна в литературе о гражданской войне' ("Я унес Россию", т. 1, с. 43).
В 1920 он переезжает в Берлин, работает в редакции журнала 'Жизнь'. В нем и состоялось его первое выступление в печати (отрывки из "Ледяного похода"). В Берлине Гуль знакомится с писателями, поэтами, критиками, приезжавшими из советской России, в Германию, - с Пастернаком, Есениным, Замятиным, Фединым, Пильняком, Тыняновым. Еще многочисленнее были встречи с эмигрантами: Ходасевичем, Ремизовым, Осоргиным, Степуном, Вышеславцевым, Белым, Айхенвальдом, Оцупом, Сашей Черным, Г.Ивановым (с которым много позднее, в пятидесятые годы, Гуль активно поддерживал связь и опубликовал свою с ним "Переписку через океан"), с Цветаевой (см. ее письма к Гулю в 'Новом Журнале', 1959, 58). Гуль регулярно бывал на собраниях берлинского Дома искусств, и таким образом круг его литературных знакомств чрезвычайно расширился. Тому же способствовала работа с 1922 секретарем редакции критико-библиографического журнала 'Новая русская книга'. В НРК печатались литературно-критические статьи Гуля и рецензии на книги Брюсова, Гиппиус, Зощенко, Пильняка, Шкловского, А.Толстого и др. современных авторов. Одновременно он сотрудничает в газете 'Накануне'. С середины 1923 до середины 1924 Гуль - редактор 'Литературного приложения' этой газеты. Печатался и в других берлинских периодических изданиях ('Голос России', 'Русский Эмигрант', 'Время').
Результатом знакомства с А.Белым явилась книга Гуля "Пол в творчестве" (1923). Тогда же вышла отдельным изданием повесть об эмигрантах "В рассеяньи сущие". Эмигрантский опыт стал содержанием и другой книги - "Жизнь на фукса" (1927). Вышедшая в следующем году книга "Белые по черному" представляет собой очерки о русских беженцах в Африке. Написана она по рассказу эмигранта, вернувшегося из Африки в Европу. Опубликованный в 1929 роман о террористе Б.Савинкове "Генерал БО" переведен на немецкий, французский, испанский, английский, польский, литовский и латышский. Много лет спустя, когда Гуль жил в Америке, он переработал роман и выпустил его под названием "Азеф "(1959). 'На первом месте в романе не Азеф, а Савинков: - писала в отзыве на эту книгу поэтесса Е.Таубер. - Пришел новый человек, переставший быть человеком: Азеф - просто машина, идеально и расчетливо работающая в свою пользу: Более убийственной картины подпольного быта трудно придумать' (НЖ, 1959, 58). Жизнь исторических личностей интересовала Гуля как романиста и в дальнейшем. Роман "Скиф" (1931) посвящен судьбе анархиста М.Бакунина и охватывает годы царствования Николая Первого. К этому роману Гуль вернулся в пятидесятые годы, основательно переработал и издал под названием "Скиф в Европе".
Три книги документально-художественных очерков, написанных в тридцатые годы, представляют собой серию портретов известных большевиков (военных и чекистов) Тухачевского, Ворошилова, Буденного, Блюхера, Котовского, Дзержинского, Менжинского, Петерса, Лациса, Ягоды. В книге "Дзержинский" (1936) прослеживается возникновение и разгул красного террора. Издать книгу в фашистской Германии Гулю не разрешили (она вышла в Париже). 'В гитлеровской тоталитарной Германии я не мог психологически и душевно жить: - вспоминает он в первом томе мемуаров Я унес Россию (с. 324) - Всем существом захотел я вырваться из этого коричневого тоталитаризма на свободу'. Когда Гуль уже готов был бежать из Германии, его арестовали. В вину ему вменялось немецкое издание романа Генерал БО. Гуль был отправлен в концлагерь Ораниенбург, через месяц был освобожден с объяснением, что его арестовали 'по недоразумению'. Подробности о пребывании в заключении Гуль, уже находясь в Париже, описал в книге "Ораниенбург. Что я видел в гитлеровском концентрационном лагере" (1937).
Живя во Франции, Гуль сотрудничал в 'Последних новостях', 'Современных записках', 'Иллюстрированной жизни' и др. Более полугода провел в Лондоне, участвуя в постановке фильма по роману "Генерал БО". По этому же роману была поставлена русским театром в Париже пьеса "Азеф". В начале Второй мировой войны Гуль уехал из Парижа в свободную зону, на юг Франции. Работал батраком на ферме: 'мы с женой решили превратиться в самых настоящих крестьян' ('Новый Журнал', 1986, 164). В Париж он вернулся через два месяца после окончания войны. Здесь он заканчивает автобиографическую книгу "Конь рыжий". В 1946 она печаталась в 'Новом Журнале', с которым, начиная со времени первой публикации, связаны сорок лет жизни Гуля. В рецензии на отдельное издание "Коня рыжего" Г.Иванов определил особенности книги: 'Это история жизни автора, сплетенная с историей 'роковых минут' России и мира. Это сознательное суждение о мире, о себе, о своем прошлом, требующее раздвоения, диалога со своей душой. И диалога души с миром' (Г.Иванов. Третий Рим. Художественная проза. Статьи. Тенафлай, США, 1987, с. 321). В 1948 Гуль создает в Париже политическую, антитоталитарную группу 'Российское народное движение', издававшую журнал 'Народная правда' (редактор - Р.Гуль) и, переехав в 1950 в США, продолжает его редактировать. С 1951 Гуль стал ответственным секретарем 'Нового Журнала', считал его 'лучшим русским журналом не только за рубежом, но и во всем мире' (Гуль. "Моя биография" - НЖ, 1986, 164, с. 31). Основанием для столь решительного утверждения было понятие свободы, в особенности свободы творческой. С 1959 после смерти М.Карповича, многие годы возглавлявшего 'Новый Журнал', Гуль становится главным редактором. Эта работа продолжалась 27 лет и под его редакторством вышло 105 томов. Подводить итоги этому труду - значит говорить о половине истории 'Нового Журнала', о 3000 публикаций на тридцати тысячах страниц. При этом множество произведений переросло значение очередной журнальной публикации и стало долговременным достоянием русской литературы, историографии, философии, публицистики. Редактирование наиболее престижного журнала в зарубежьи он понимал как 'всероссийское дело' и в конце жизни утверждал: 'Культура старой России всегда была со мной и продолжает во мне жить. Поэтому чувствование себя русским эмигрантом, вероятно, основано в первую очередь на этом' ('Новое русское слово', 13 августа 1985).
Гуль был одним из наиболее активных авторов журнала. Его статьи, эссе, рецензии находим в 130 номерах. Лучшие эссе были собраны им в книгах "Одвуконь" (1973) и "Одвуконь 2" (1982). Смысл этого названия Гуль поясняет в предисловии: 'После большевицкого переворота русская литература пошла одвуконь. Часть ее осталась в своей стране, а часть выбросилась на Запад, в свободные страны, став русской эмигрантской литературой. Так - одвуконь - русская литература жила полвека'. Здесь представлены эссе и заметки о Пастернаке, Ахматовой, Клюеве, Эренбурге, Булгакове, Окуджаве и вместе с тем о писателях и поэтах зарубежья - о Г.Иванове, Цветаевой, Вейдле, Адамовиче, Одоевцевой, Чиннове, Седых, Берберовой, Ржевском, Нарокове. В ответ на эссе о Георгии Иванове последний писал Гулю: 'Ваша статья блестяща и оглушительно талантлива: Никто так о поэзии не умеет писать да и очень редко кто вообще умел'.
В 'Новом Журнале' печатались мемуары Гуля "Я унес Россию". Отдельным изданием первый том с подзаголовком Россия в Германии вышел в 1981, второй (Россия во Франции) - в 1984, третий (Россия в Америке) издан посмертно - в 1989. В интервью газете 'Новое русское слово' (1 августа 1985), Гуль определил задачу, которую поставил перед собой, работая над мемуарной трилогией: 'Я хотел дать художественно-исторический набросок всей эмиграции: Мне хотелось запечатлеть, какая это была большая культурная сила'. Критики называли его летописцем русского зарубежья. 'Гуль всегда был неуемно любознательным: его кровно интересует всякий встреченный на его жизненном пути человек; он замечает и крепко запоминает любое явление, свидетелем которого был. Советские и эмигрантские литераторы и артисты, 'осколки разбитой вдребезги' русской интеллигенции, театры и печать русского зарубежья, ночные таксисты - бывшие полковники и генералы. Весь этот люд живет в его художественной мемуарной прозе и в его летописных хрониках' (Б.Филиппов. "Памяти Р.Б.Гуля" - НЖ, 1986, 164, с. 10).
Умер Гуль 30 июня 1986 в Нью-Йорке.
Комментарии пользователей
|
|
|