ГЛЕБОВА-СУДЕЙКИНА Ольга Афанасьевна(Русская актриса, танцовщица, художник, скульптор)
Комментарии для ГЛЕБОВА-СУДЕЙКИНА Ольга Афанасьевна
Биография ГЛЕБОВА-СУДЕЙКИНА Ольга Афанасьевна
ГЛЕБОВА-СУДЕЙКИНА, ОЛЬГА АФАНАСЬЕВНА (1885-1945), русская актриса, танцовщица, художник, скульптор. По словам А.А.Ахматовой, Глебова-Судейкина была одним из наиболее ярких символов своего времени, подругой и музой многих поэтов-современников (М.Кузмина, Ахматовой, Ф.Сологуба, В.Князева, И.Северянина, Г.Иванова, Вс.Рождественского), упоминается в письмах и произведениях А.Блока, по преданию, именно ей посвящено стихотворение "В ресторане" (1910).
Родилась в 1885 в С.-Петербурге. Главной ее страстью был театр, в 1902 поступила в Императорское театральное училище в Петербурге, весной 1905 получила диплом об окончании. Училась у известного актера Александринского театра В.Н.Давыдова, привлекла к себе внимание участием в экзаменационных спектаклях (графиня-внучка в "Горе от ума", Бронка в драме С.Пшибышевского Снег, Клавдия в "Детях Ванюшина" С.Найденова, Анни в "Прощальном ужине" А.Шницлера). С 1 сентября 1905 по 1 сентября 1906 играла в труппе Александринского театра, куда принимали лишь лучших выпускников Театрального училища. Стала в этот период любимой ученицей К.Варламова, запомнилась современникам ролями Ани ("Вишневый сад" А.П.Чехова) и художницы ("Божий цветник" А.И.Косоротова). В 1906, привлеченная современными театральными исканиями, добилась ангажемента в Драматическом театре В.Ф.Комиссаржевской (Берта в "Гедде Габлер" Х.Ибсена, монахиня в "Сестре Беатрисе" М.Метерлинка), познакомилась здесь с режиссером Вс.Мейерхольдом, художниками Сапуновым, С.Судейкиным. Модный живописец и декоратор из молодого поколения 'Мира искусства', Судейкин стал ее мужем (1907). В конце 1906 Глебова уехала с Судейкиным в Москву, пропустив спектакль. Возвратившись через два дня в Петербург, узнала, что Комиссаржевская отказалась принять извинения и уволила Глебову из труппы.
С 1907 Глебова-Судейкина полностью подчиняет свою жизнь интересам мужа - демонстрирует в качестве модели созданные Судейкиным туалеты, став первой русской манекенщицей (она изображена на нескольких открытках 1910), но в 1909 между супругами наметилось охлаждение и Глебова-Судейкина вернулась на сцену. 27 декабря 1909 неожиданно заболела актриса Вадимова, служившая в петербургском Малом театре А.Суворина. Будучи давним поклонником Глебовой-Судейкиной, директор театра и издатель Суворин пригласил актрису заменить Вадимову. Между 2 января и 24 апреля 1910 Глебова-Судейкина 10 раз сыграла главную роль в пьесе Ю.Беляева "Путаница, или 1840" год. Одновременно эту же роль в московском Малом театре играла О.В.Гзовская, но успех пьесы в памяти театралов связан с именем Глебовой-Судейкиной. Анонимный критик в журнале 'Обозрение театров' писал: 'У г-жи Глебовой много природной грации, вкуса и проникновения в эпоху. Она стильна, и в этом отношении не может быть двух мнений'. Роль, сыгранная Глебовой-Судейкиной, слилась с ее образом в "Поэме без героя" Ахматовой. Благодаря фантастическому успеху Глебова-Судейкина была принята в труппу Малого театра в Петербурге (другое название - Литературно-художественное общество, или Суворинский театр). В сезоне 1910-1911 сыграла Соловья ("Шантеклер" Э.Ростана), Аню ("Вишневый сад" А.П.Чехова), Берту ("Заговор Фиеско" Ф.Шиллера), графиню Ла Мотт ("Молодость Людовика ХIV" А.Дюма), выступила в спектаклях по музыкальным сочинениям М.Кузмина (оперетта "Забава дев" и комическая опера "Возвращение Одиссея, или Женская верность"). В сезоне 1912-1913 создана одна из самых ее знаменитых ролей - Псиша в одноименной пьесе Ю.Беляева. По воспоминаниям современников, Глебова-Судейкина была особенно одарена в искусстве танца, участвовала в представлениях классического балета и современного танца, исполняла танцы в частных салонах и кабаре, танцевала с В.Нижинским. Отличалась также в пантомимах (в 1918 Ю.Анненков специально для нее поставил в 'Привале комедиантов' балет-пантомиму Дебюсси "Кэк-Уок", в том же году Глебова-Судейкина играла роль Смерти в арлекинаде "Веселая смерть" Н.Евреинова в 'Привале комедиантов').
В число ее дарований входил также поэтический перевод (в 1966 в архиве Т.Персиц, подруги Глебовой-Судейкиной, найдены 4 тетради и записная книжка, в которых содержатся переводы на русский язык 29 стихотворений Ш.Бодлера из "Цветов зла"), изготовление кукол, статуэток, писание картин в технике акварели, гуаши, масла. Еще до эмиграции Глебова-Судейкина изготовляла модели для Фарфорового завода в Петрограде (три фигурки находятся в Русском музее - 'Коломбина', 'Псиша', 'Танцовщица'); в Париже обжиг ее статуэток производился на Севрской мануфактуре, автор выставляла их в Музее Гальера (1934, 1935).
До эмиграции на протяжении нескольких лет Глебова-Судейкина жила вместе со своей близкой подругой Ахматовой, в 1924 отправилась сначала в Берлин, затем в Париж.
Умерла Глебова-Судейкина в Париже 19 января 1945.
Комментарии пользователей
|
|
|