ОНДАТЖИ Майкл(Канадский писатель и поэт)
Комментарии для ОНДАТЖИ Майкл
Биография ОНДАТЖИ Майкл
ОНДАТЖИ, МАЙКЛ (Ondaatje, Michael) (р. 1943), канадский писатель и поэт. Его стихи и проза отличаются музыкальностью, насыщенным, экспериментальным языком, в них переплетены мифология, история, джазовые мотивы, личные воспоминания. Ондатжи начал писать стихи раньше прозы, и в его творчестве проза сближается с поэзией, их границы размываются. 'Переходя от воображаемого пейзажа к портрету, к документальному повествованию, анекдоту или легенде, Ондатжи творит одновременно для слуха и для глаз', - писала Диана Ваковски в журнале 'Контемпорари Поэтс'. Филип Майкл Ондатжи родился 12 сентября 1943 в Коломбо на о. Цейлон (ныне Шри-Ланка). Недовольный британской системой высшего образования, он иммигрировал в Канаду в 1962. В 1965 он окончил университет Торонто со степенью бакалавра английского языка, а в 1967 получил магистерскую степень в Королевском университете Кингстона, Онтарио. Он преподавал английский язык в университете Западного Онтарио с 1967 по 1971, а с 1971 в университете Йорка в Торонто.
Первой публикацией Ондатжи стал поэтический сборник "Изящные чудовища" (The Dainty Monsters, 1967), название которому дали слова из стихотворения Шарля Бодлера. В первой его части воспеваются фантастические звери и другие потусторонние существа, например, мантикоры (голова человека, тело льва, хвост дракона), обитающие, как утверждается в одном из стихотворений, в канализационной системе Торонто. Вторая часть, "Троя" (Troy Town), состоит из нескольких взаимосвязанных стихотворений на античные сюжеты. "Изящные чудовища", первая книга неизвестного поэта, вышедшая малым тиражом, была тут же замечена и сделала Ондатжи заметной фигурой в новом поколении молодых канадских поэтов. Книга пользуется спросом и регулярно переиздается.
Увлечение Ондатжи культурой американского Запада отразилось в его прославленной стилизации" Избранные сочинения Крошки Билли: Стихи, написанные левой пяткой" (The Collected Works of Billy the Kid: Left Handed Poems, 1970). Это произведение, в котором автор воссоздает легендарный образ Дикого Запада, граничит с прозой, сохраняя, однако, сильную поэтическую интонацию. Его часто называют притчей о писателе вне закона, в нем сочетаются элементы повествования, истории, мифа, сюда же включены фотографии, интервью и даже комиксы. Все художественные средства (графика, поэзия и проза) направлены на то, чтобы заставить читателя задуматься над природой героизма и жестокости. За эту книгу Ондатжи был удостоен одной из высших канадских наград в области поэзии - Премии Генерал-губернатора за 1971.
Свой прототип был и у первого романа Ондатжи - "Пришествие посреди резни" (Coming Through Slaughter, 1976). В нем рассказывается о джазовом музыканте из Нового Орлеана Бадди Болдене, которого считают создателем джазового стиля диксиленд, впоследствии потерявшем рассудок. Так как записей Болден не оставил, и о нем мало что известно, Ондатжи в 1973 отправился в Новый Орлеан, чтобы работать над книгой. Рассказ в ней ведется не в хронологическом порядке, описание событий перемежается внутренними монологами. 'Ондатжи удается донести до читателя болденовскую манеру игры, - писал Рой МакСкимминг - Сама ткань его текста имеет ту же полнокровную, волнующую, импровизационную природу, обогащенную дополнительными возможностями, которые дает литература, а именно красотой языка и изображением сложной человеческой природы'.
Следующая значительная работа Ондатжи - "Я учусь орудовать ножом. Стихотворения 1963-1978" (There's a Trick with a Knife I'm Learning to Do: Poems 1963-1978). Сборник был опубликован в 1979 и в 1980 принес автору вторую Премию Генерал-губернатора.
В мемуарах "Навстречу семье" (Running in the Family, 1983), написанных после поездки в Шри-Ланку к родственникам, Ондатжи пытается проследить, как история его семьи связана с прошлым острова, бывшего под властью британской короны. В этот же период распадается брак Ондатжи, и в его 'канадской' семье происходят изменения. Стихотворения сборника "Вечная любовь" (Secular Love, 1984) отражают эти перемены, отмечая, как постепенно нарастает отчуждение, сводящее на нет годы совместной жизни. В который раз поэзия Ондатжи снискала похвалу литературной элиты.
Ондатжи снова обращается к романной форме, и в 1987 выходит его новое произведение, "В шкуре льва" (In the Skin of Lion). За основу истории о живущем в Торонто молодом человеке, чье взросление приходится на 20-30 гг., Ондатжи берет реальный случай того времени - таинственное исчезновение знаменитого миллионера. Роман в не меньшей степени, чем поискам пропавшего магната, посвящен иммигрантским общинам и их роли в строительстве Торонто. По роману была написана пьеса, поставленная в том же году. Критик Литературного приложения к 'Таймс', Майкл Халс, сравнил картину растущего города, созданную Ондатжи, с панорамой ирландской столицы в "Дублинцах" Джеймса Джойса.
Однако всеобщую известность Ондатжи принесла экранизация его романа 1992 "Английский пациент" (The English Patient). Ондатжи понадобилось восемь лет, чтобы закончить этот роман, действие которого происходит в Италии времен Второй мировой войны. Он начинается рассказом о канадской медсестре по имени Хана (позже читатель узнает, что она дочь главного героя романа "В шкуре льва"), покинутой в разрушенном бомбежкой монастыре, где располагался военный госпиталь. Хана задержалась там из-за тяжело раненного пациента, доживающего последние дни. Его самолет разбился в пустыне Северной Африки, сам он едва спасся, и теперь никто не знает его имени, полагают только, что он англичанин. Хана читает ему вслух, дает ему морфий, лечит его ожоги. Ондатжи вводит в роман еще двух персонажей. Один из них искалеченный вор, другой - индус-сикх, служащий сапером. В романе прослеживается, как пересекаются судьбы четырех героев, повествующих о своем прошлом. В 1992 "Английский пациент" получил Букеровскую премию и собрал множество восторженных рецензий. Сценарий для киноверсии романа был написан режиссером фильма Энтони Мингеллой. Фильм получил премию 'Оскар' за лучшую картину в 1996.
Среди других стихотворных сборников Ондатжи: "Нож для чистки корицы" (The Cinnamon Peeler, 1989) и "Почерк" (Handwriting, 1998). Им также написана книга "Леонард Коэн" (Leonard Cohen, 1970), исследование, посвященное творчеству канадского поэта и певца, оказавшего на Ондатжи большое влияние.
Роман "Дух Энила" (Anil's Ghost, 2000) получил канадскую премию Гиллера 2000.
Комментарии пользователей
|
|
|