РЕМЮЗА Шарль(Французский писатель,философ)
Комментарии для РЕМЮЗА Шарль
Биография РЕМЮЗА Шарль
РЕМЮЗА, ШАРЛЬ (Rmusat, Charles) (1797-1875), французский писатель, философ, государственный деятель. Родился в Париже 14 марта 1797. Учился в лицее Наполеона, в школе права в Париже (1817-1819). В 1818 опубликовал в 'Философских архивах' ('Archives philosophiques') свою первую статью, посвященную мадам де Сталь. Ремюза переводил Гете, Цицерона; сотрудничал во многих либеральных газетах. После Июльской революции 1830 началась его парламентская карьера. Ремюза занимал различные министерские должности, а в 1871 стал министром иностранных дел. Член Академии юридических и политических наук (1842), член Французской Академии (1846).
В философии Ремюза был близок к эклектическому спиритуализму В.Кузена. В работе "Опыты по философии" (Essais de philosophie, 1842, 2 vol.) утверждал, в противовес Кабанису, существование духовного начала в человеке в форме сознания. Философию понимал как изучение человеческого духа в самонаблюдении. Исследуя организацию философских наук, Ремюза выделял - в зависимости от того, в какой сфере дух изучает сам себя, - различные дисциплины. Так, описанием и объяснением фактов сознания занимается описательная психология. Установление правил мышления - дело логики; изучение воли - сфера деятельности морали. Когда ставится вопрос о соответствии законов духа и законов бытия, дух проявляет себя в сфере метафизики. Подобно Кузену, Ремюза взял на вооружение эклектический метод, считая, что решить философские проблемы позволяет критическое объединение идей Декарта, Рида и Канта. С Декартом следует согласиться в том, что исходный пункт познания - это самосознание, 'я', но при условии, что мы вслед за Т.Ридом признаем столь же достоверным восприятие 'не-я'. При этом, однако, все естественные способности человека подчиняются определенным правилам, априорным законам человеческого духа, которые исследовал Кант. Изъян же концепции Канта Ремюза усматривал в его субъективизме, утверждая, что основные категории, законы мысли коренятся в божественном уме, логосе.
В работе "Религиозная философия. О естественной теологии во Франции и в Англии" (Philosophie religieuse. De la thologie naturelle en France et en Angleterre, 1864) Ремюза размышлял о философском понятии Бога. Бог философов - только идея, продукт чистого разума; его реальность может быть доказана, причем наиболее убедительным здесь является телеологический аргумент. Но идею чистого разума, в отличие от объектов восприятия и сознания, нельзя себе представить. Только религия делает Бога представимым, лишая его идеальности, поскольку опирается не на разум, а на традицию, т.е. факты, которые подтверждаются историей. Следовательно, основывать философское понятие Бога на религиозных размышлениях - значит искажать его.
Комментарии пользователей
|
|
|