РЕНДЕЛЛ Рут(Английская писательница)
Комментарии для РЕНДЕЛЛ Рут
Биография РЕНДЕЛЛ Рут
РЕНДЕЛЛ, РУТ (БАРБАРА ВАЙН) (Rendell, Ruth (Barbara Vine)) (наст. фамилия Граземан) (р. 1930), английская писательница, автор детективов, психологических триллеров и рассказов. Ей удается сочетать плодовитость и мастерство, позволяющие поставить ее в один ряд с признанными авторами детективов. Ренделл славится умением выписывать характеры, способностью заинтриговать читателя, выстраивать сюжеты с неожиданно мрачной развязкой. От большинства авторов детективной прозы ее отличают ирония, интерес к языку, особый метафорический стиль, изобретательный диалог, свойственные серьезной прозе. Ренделл родилась в Лондоне 17 февраля 1930. Окончила Высшую школу графства Лейтон в Эссексе. С 1948 по 1952 работала журналистом и помощником редактора в частных газетах Западного Эссекса.
Уже в первой книге "Из Дуна со смертью" (From Doon with Death, 1964) появляются ее постоянные герои: полицейский сыщик Реджинальд Вексворд и его помощник Майк Берден из Кингсмаркхема, вымышленного торгового городка. У Вексворда много общего с инспектором Мегрэ Жоржа Сименона. И саму Ренделл называют британским Сименоном. Майк Берден - полная противоположность своего шефа. Берден - суров, неудовлетворен современным миром, он привык действовать традиционными методами. Ренделл раскрывает характеры своих героев по мере развития сюжета. Читатель видит, как изменяется пуританин Берден, особенно потеряв жену и едва не загубив карьеру в романе "Хватит смертей" (No More Dying Then, 1971), как он становится терпимее к человеческим слабостям. По мнению Джейн С. Бейкерман из журнала 'Детектив на диване', 'способность героев выстраивать нормальные отношения, находить равновесие между дружеской привязанностью и непростыми служебными ситуациями, позволяет им противостоять напору ненависти и отчуждения, в атмосфере которых разворачиваются события'.
Цикл романов об инспекторе Вексворде состоит из девятнадцати книг. Герой постепенно стареет, а в романе "Произошло убийство" (Murder Being Once Done, 1972) с ним случается удар. В следующем романе "Кто-то лжет, а кто-то умирает" (Some Lie and Some Die, 1973), события которого разворачиваются вокруг рок-фестиваля, Вексворд возвращается к своим обязанностям, и его способность понять молодых и принять их ценности помогает ему в раскрытии дела. В романе "Жизнь во сне" (A Sleeping Life, 1978) личная драма дочери Сильвии заставляет Вексворда вникнуть в проблемы отношения полов и идеи феминизма. Роман "Советник мандарина" (Speaker of Mandarin, 1978) переносит героя в Китай, но ключ к тайне он находит, лишь вернувшись в Англию. Отсылки к классической китайской поэзии складываются в тексте романа в выстроенную систему подсказок. Вексворд много читает, и у него всегда наготове цитата. Эти цитаты имеют либо тематическую, либо символическую связь с сюжетом, а иногда часть цитаты становится названием книги. В "Жестокости воронов" (An Unkindness of Ravens, 1985) Вексворду приходится изучить феминистскую терминологию и фрейдизм, чтобы разобраться в убийстве двоеженца группой девочек-подростков, воинствующих феминисток. В романе "Под вуалью" (The Veiled One, 1988) Ренделл исследует то, что обозреватель 'Нью Стейтсмен' называет 'угроза, завуалированная повседневностью'. Как и в других ее романах, это исследование кажется не связанным с основным сюжетом, но в конечном итоге служит его разгадке. В романе "Целуя дочь канонира" (Kissing the Gunner's Daughter, 1992) отчуждение от любимой дочери не позволяет Вексворду распознать убийцу. В "Симисоле" (Simisola, 1994) спокойный Кингсмаркхем сталкивается со всеми проблемами современного города, от расизма до домашней тирании. Описание городка, раздираемого социальными противоречиями, которые затрагивают все слои общества, позволяет сравнить роман Ренделл с "Миддл-Марч" Джорж Элиот. И в романе "Причиненное зло" (Harm Done, 1999), по мнению критиков, перо Ренделл не утратило остроты.
Вексворд и Берден фигурируют также в рассказах Ренделл. Один из них, "Новая подружка" (The New Girl Friend), мрачная история сексуальных игр, изложенная в сдержанной манере, получил премию Эдгара Аллана По в 1975. Рассказы, не связанные с циклом Вексворда, вышедшие в сборниках "Занавес опущен и другие рассказы" (The Fallen Curtain and Other Stories, 1976), "Дрожащее дерево и другие загадочные истории" (The Fever Tree and Other Stories of Suspense, 1982) и "Кровавые строки" (Blood Lines, 1996) рисуют странные картины, одновременно манящие и отталкивающие. Так же как и романам, рассказам Ренделл присущи сжатость изложения, строгая композиция, непредсказуемость и причудливость сюжета. В последнем цикле рассказов, "Скерти от Пираны и другие рассказы" (Pirahna to Skurty and Other Stories, 2000), Ренделл, как считает Паблишерс Уикли, 'снова показала себя мастером захватывающей интриги'.
Помимо романов о Вексворде Ренделл пишет романы, где отсутствует следователь. По жанру это психологические триллеры. В романе "Вижу демона" (A Demon in My View, 1976) студент-психолог затевает игру с детьми и нечаянно провоцирует маньяка-убийцу, оказавшегося поблизости. В "Каменном приговоре" (A Judgment in Stone, 1977) домохозяйка, страдающая расстройством психики, вынуждена убить, чтобы сохранить тайну. События, приводящие в романе к массовому убийству, кажутся чересчур правдоподобными. Как пишет Нью-Йорк Таймс, 'мало-помалу все эти благонамеренные люди приближают собственную гибель'. "Кукла-убийца" (The Killing Doll, 1984) и "Дерево рук" (The Tree of Hands, 1984) поражают отсутствием таинственности, открытым изображением насилия. Здесь нет ни загадок, ни разоблачений, причины поступков не объясняются. Эти романы интересны не поворотами сюжета, а сложной внутренней жизнью персонажей.
К концу восьмидесятых Ренделл все еще публиковала романы о Вексворде, однако многих читателей и критиков больше интересовали ее психологические детективы. Ренделл - писатель интеллектуального склада, она использует мастерство рассказчика, чтобы привнести в детектив более глубокую, волнующую и пугающую тайну, чем того требуют законы жанра, - тайну человеческого существа. 'Вашингтон пост бук уорлд' так отозвался о ее девятнадцатом психологическом триллере, "Пейзаж для усталого взгляда" (A Sight for Sore Eyes, 1999): 'Потрясающе! Читая это, поминутно восклицаешь: не может быть! Ловишь себя на этих словах каждый раз, когда Ренделл придумывает новый ход - непредвиденный, но совершенно закономерный для этой истории'. В 2002 вышел ее двадцатый роман этого типа, "Адам и Ева, или Ущипни меня" (Adam and Eve and Pinch Me), и снова потрясающий успех.
Кроме того, в восьмидесятых годах Ренделл добавила к двум освоенным ею типам романа новый, для которого использовала псевдоним Барбара Вайн. Как она объяснила, ей захотелось, чтобы ее голос 'стал тише и спокойнее, проникновеннее и непосредственнее'. От первого романа, подписанного именем Вайн, "Глаз, привыкший к темноте" (The Dark-Adapted Eye, 1986), до одиннадцатого, "Кровавый доктор" (The Blood Doctor, 2002), Ренделл рисует мир, где даже те преступления, которые не караются законом, должны быть отомщены.
По мотивам романов о Вексворде в начале 90-х был снят популярный английский телесериал.
За время своей творческой деятельности Ренделл получила ряд английских и американских наград в области детективного жанра. Среди них: 'Серебряный-I' и 'Алмазный-I' призы, а также приз 'Золотой кинжал'-II Ассоциации детективных писателей; три премии Эдгара Аллана По; премия 'Мастер жанра' Ассоциации американских авторов мистических триллеров. В 1997 Ренделл получила титул пэра и была включена в Палату лордов.
Комментарии пользователей
|
елена в для РЕНДЕЛЛ Рут |
Исключительно талантливая писательница, одна из лучших за последнее время. Ее книги читаются на одном дыхании, все сюжеты разнообразны, каждая новая книга - неповторима |
|
|