СЛУЧЕВСКИЙ Константин Константинович(Русский поэт и прозаик)
Комментарии для СЛУЧЕВСКИЙ Константин Константинович
Биография СЛУЧЕВСКИЙ Константин Константинович
СЛУЧЕВСКИЙ, КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ (1837-1904), русский поэт и прозаик. Родился 26 июля (7 августа) 1837 в С.-Петербурге, сын сенатора. В 1855 окончил кадетский корпус, служил в гвардейском Семеновском полку, в 1859 поступил в Академию Генерального штаба. Первые стихи, помеченные инициалами 'К.С.', и переводы из В.Гюго, О.Барбье и Дж.Г.Байрона напечатаны в журнале 'Общезанимательный вестник' в 1857, ряд стихотворений опубликовал журнал 'Иллюстрация'. Молодое дарование высоко оценил Аполлон Григорьев, при содействии И.С.Тургенева в 1860 появились публикации в 'Современнике' и 'Отечественных записках'. Григорьев в 'Сыне отечества' (1860, ? 6) не замедлил поставить Случевского рядом с М.Лермонтовым и выше А.Фета, Я.Полонского, В.Майкова и Ф.Тютчева, поместив его тем самым в определенный литературный ряд. Сопоставления были по-григорьевски проницательные, но похвалы незаслуженные, и этим умело воспользовались авторы крайне левого сатирического еженедельника 'Искра', поэты-пародисты Д.Минаев и Н.Ломан, осмеявшие 'кладбищенский' пафос новоявленного гения (в его стихотворениях "Я видел свое погребенье" и "На кладбище") и его эгоцентризм; к ним присоединился Н.Добролюбов, назвавший его 'гением общих мест' и тоже опубликовавший убийственную пародию "Мои желанья". Смертельно оскорбленный Случевский прекратил печататься, оставил военную службу и отправился за границу.
Учился в Париже, Берлине и Гейдельберге, где в 1865 получил степень доктора философии. Вернувшись в Россию, первым делом отплатил своим гонителям-демократам, опубликовав в 1866-1867 три брошюры, язвительно обличавшие Н.Чернышевского и Д.Писарева, под общим заглавием "Явления русской жизни под критикою эстетики". Это создало ему новую, одиозную репутацию, которая мешала продвижению на литературном поприще, но помогла сделать карьеру в министерстве внутренних дел и департаменте государственных имуществ. В 1891-1902 Случевский - главный редактор 'Правительственного вестника', в конце жизни тайный советник, гофмейстер, член совета Главного управления по делам печати.
С 1871 Случевский заново возвращается в литературу как поэт (под инициалами И.Н.С. или под псевдонимом П.Телепнев - в журнале 'Всемирная иллюстрация', затем, уже за полной подписью, в благотворительных сборниках, журнале 'Русский вестник' и газете 'Новое время') и как прозаик (сперва как 'Серафим Неженатый' с романом "От поцелуя к поцелую", 1872, затем под собственным именем со сборниками повестей и рассказов "Виртуозы", 1882, "Застрельщики", 1883, "Тридцать три рассказа", 1887, "Исторические картинки", 1894). Характерен его роман "Профессор бессмертия" (1892), перемежающий в манере "Русских ночей" В.Ф.Одоевского беллетристику с рассуждениями на религиозно-философские темы.
Массив стихотворных сочинений открывает поэма-сказка "В снегах" (1878), напечатанная в приложении к новогоднему номеру 'Нового времени'; за ней следуют "Стихотворения" (1880); по мере накопления лирики (соединяемой в циклы), поэм, мистерий и баллад в 1881-1890 выходят 2-я, 3-я и 4-я книжки поэтического собрания. Оно составляет первые три тома "Сочинений К.К.Случевского в шести томах" (1898). Поэт и беллетрист был также драматургом (пьесы "Город упраздняется", 1881, совм. с В.А.Крыловым; и "Поверженный Пушкин", 1899) и очеркистом-этнографом (книги "По северу России", тт. 1-3, 1886-1888, и "По северо-западу России", 1897). Широкий жанрово-тематический диапазон творчества Случевского был следствием разбросанности интересов (наставник и доброжелатель Случевского Тургенев шутливо именовал его 'поэтом-живописцем-историком-философом-экономистом-публицистом'). Над всем этим многообразием царил универсальный, 'бытийный' цинический пессимизм, полномочным выразителем которого являлся заглавный персонаж знаменательного стихотворного цикла Случевского - "Мефистофель".
Постоянный сюжет Случевского - изобличение всеобщей вольной и невольной лжи, лицемерия, лицедейства, обмана творца, издевающегося над своим творением. За отсутствием Бога этим творцом оказывается, как в поэме "Элоа" (1883), романтизированный и несколько оперный Сатана. Пессимизм с декадентским оттенком был вполне подстать эпохе 'малых дел', и к началу 1890-х годов у Случевского появляются восторженные поклонники и подражатели среди поэтической молодежи (А.Коринфский, К.Льдов и др.), готовые признать его не только мэтром, но и 'королем поэтов'. Им адресован последний стихотворный сборник Случевского "Песни из Уголка" (1902), апофеоз 'сумеречной' безнадежности ('основы правды зыбки', но зато 'в бессильи все равны'; и характерное признание: 'я никого не ненавидел, / Но презирал - почти всегда'), который, однако, поэт склонен выдавать за парадоксальный оптимизм.
Философ, поэт и замечательный литературный критик В.Соловьев назвал Случевского 'невоспитанным талантом' и посетовал на 'недостаточно критическое отношение автора к своему вдохновению'. Того же свойства был и вердикт В.Брюсова в статье "Поэт противоречий" в книге "Далекие и близкие" (1912), хотя именно в творчестве Брюсова - и в стихах, и в прозе - явственно сказалось и художественное, и мировоззренческое влияние К.Случевского, одного из тех, кто трансформировал романтическое начало русской лирики 'золотого века' и донес его до лирики 'века серебряного'.
Умер Случевский в С.-Петербурге 25 сентября (8 октября) 1904.
Комментарии пользователей
|
|
|