Свифт Джонатан(Писатель)
Комментарии для Свифт Джонатан
Биография Свифт Джонатан
Род. в семье стряпчего. В 1682-88 учился в Тринити-коллед-же Дублинского ун-та. В 1689-99 сек ретарь и библиотекарь отставного дипломата и видного эссеиста У. Темпла. С 1695 священник; доктор богословия (1701). В нач. 1690-х гг. пробовал силы в поэтических жанрах; сгущенно-пародийный стиль обрел в прозе. Первое произв. С.- памфлет "Битва книг" (1697) - жестокое осмеяние поборников идейной и культурной новизны самоутверждавшейся буржуазной цивилизации. Жанровый поиск "Битвы книг" успешно завершился в "Сказке о бочке" (1704), написанной от лица продажного писаки, составляющего нечто вроде энциклопедии грядущего помешательства. Устами "Автора" С. формулирует религ., гуманистич., утопич. претензии бурж. прогресса и обнажает их глубинную фальшь. Сказочка о трех братьях (каждый из к-рых олицетворяет одну ветвь христианства-католическую, англиканскую или кальвинистскую церковь) становится поводом для бесконечных пародийных отступлений, где уже средствами собственно языка разоблачаются новейшие идейные извращения.
В 1701 С. получил место викария в Ларакоре (Ирландия) и в Лондоне бывал наездами. С. уже приобрел славу политич. памфлетиста, и виги считали его своим сторонником, но памфлетами "Соображения английского церковника" (1708) и "Рассуждение об отмене христианства" (1709)С. подтвердил свою идейно-политич. независимость.
В те же годы С. создал цикл нашумевших памфлетов, в к-рых под маской "ученого" предсказателя патриота Бикерстаффа на жизненных примерах продемонстрировал силу печатной пропаганды, способной произвольно измышлять и отменять факты.
В 1710-14 С. сблизился с руководителями пр-ва тори, стремившегося вывести Великобританию из затянувшейся войны за Испанское наследство и стабилизировать положение внутри страны. С. активно поддерживал и направлял правительств. политику в статьях журн. "Экза-минер" (1710-11), в памфлетах "Поведение союзников" (1711), "Общественный дух вигов" (1714) и др. Его каждодневные письма-отчеты 1710-13 в Ларакор бывшей воспитаннице Эстер Джонсон составили посмертно изданный "Дневник для Стеллы". В 1713 получил должность декана (настоятеля) собора Сент-Патрик в Дублине. Живя почти безвыездно в Ирландии на положении политич. изгнанника, С. включился в борьбу за попранные права ирл. народа (памфлеты "Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры", 1720; "Скромное предложение относительно детей ирландских бедняков", 1729). В 1723-24 в серии "Писем суконщика", воспроизводя логику и язык рядового обывателя, С. так умело связал широкую политич. агитацию с конкретным событием, что англ, пр-во едва предотвратило нар. восстание в Ирландии.
Вершина творчества С.- "Путешествия Гулливера" (1726). Пародируя и одновременно совершенствуя литературу путешествий, С. "открывает" фанта -стич. страны, сатирически комментируя реальные перспективы и идеалы европейского общественного устройства. Его комичным, снижающим отражением предстает мирок лилипутов; здравый и свободный рассудок выносит приговор новейшим свершениям истории ("Путешествие в Бробдингнег"); в "Путешествии в Лапуту" осмеяно безумие "чистого" науч. прогресса; несостоятельность бурж. просветит, гуманизма демонстрируется в "Путешествии в страну гуигнгнмов", где выдвинута иронич. дилемма: "разумная" лошадиная утопия либо обезьянье жизнеустройство, схожее с социально извращенным человеческим существованием. Книга С.- не проповедь безысходного пессимизма, а дальновидный пересмотр со-циально-идеологич. установок бурж. прогресса. "Впередсмотрящим" назвал его А. В. Луначарский. Среди последних произв. С., в основном повторяющих прежние темы и мотивы, выделяются памфлеты "Наставления слугам" и "Серьезный и полезный проект устройства приюта для неизлечимых" (1733).
Осн. приемом сатиры С. была реали-стич. пародия: нелепость и чудовищность предстают у него как социальная норма, как действительная и перспективная характеристика изображаемых явлений. Драматич. сатира С. запечатлела идейную панораму раннего англ. Просвещения.
Комментарии пользователей
|
|
|