ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич(Советский авиаконструктор, академик АН СССР)
Фото Галерея ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич (30)
Комментарии для ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич
Биография ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич
Александр Сергеевич Яковлев (19 марта (1 апреля) 1906, Москва - 22 августа 1989, Москва) - советский авиаконструктор, генерал-полковник авиации (1946), академик АН СССР (1976), дважды Герой Социалистического Труда, десятикратный кавалер ордена Ленина, Депутат ВС СССР в 1946-1989, референт Сталина по вопросам авиации.
Александр Сергеевич Яковлев родился 19 марта (1 апреля) 1906 года, в городе Москва, в семье служащего. Отец - Сергей Васильевич, окончил московское Александровское коммерческое училище. По окончании обучения служил в транспортном отделе нефтяной фирмы 'Товарищество братьев Нобель'. Мать - Нина Владимировна, домохозяйка. Род Яковлевых происходит из крепостных крестьян графа Дмитриева-Мамонова. Дед Александра Сергеевича - Василий Афанасьевич держал в Москве свечную лавку у Ильинских ворот и имел подряд на освещение люстр Большого театра.
В 1924 Александр Яковлев построил свой первый летательный аппарат - планер АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планеров на всесоюзных соревнованиях.
С 1924 по 1927 Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом летного отряда Военно-воздушной Академии им. Н. Е. Жуковского. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду 'не пролетарского происхождения'.
12 мая 1927 г. поднялся в воздух первый самолет АИР-1 конструкции А. С. Яковлева. Этот день считается датой рождения ОКБ.
В июле 1927 г. на АИР-1 был установлены первые советские мировые рекорды - дальности (1420 км) и продолжительности (15 ч 30 мин) полета. За эти достижения А. С. Яковлев был зачислен слушателем АВФ, которую закончил в 1931 г. Во время учебы в Академии А. С. Яковлев не переставал заниматься постройкой самолетов. За 1927-1931 гг. под его руководством было создано 8 типов самолетов - от АИР-1 до АИР-8, один из которых ( АИР-6) строился большой серией.
После окончания Академии А. С. Яковлев работал инженером на заводе N39 им. Менжинского, где организовал группу легкой авиации и продолжал заниматься созданием самолетов.
Заслуживает большого внимания двухместный моноплан АИР-7 (1932 г.), обладавший скоростью полета 332 км/ч. Характерно, что самый быстроходный одноместный истребитель того времени И-5 (биплан) с тем же мотором имел скорость 286 км/ч.
Группа энтузиастов из 35 человек, работавшая под руководством А. С. Яковлева, добилась признания и 15 января 1934 г. была переведена из Осовиахима в государственую авиапромышленность как самостоятельное конструкторско-производственное бюро, вскоре ставшее заводом ? 115. Коллектив получил свою базу в кроватной мастерской на Ленинградском проспекте. Первый самолет, созданный на новом месте, АИР-9, осенью 1934 г. был показан на Парижском авиационном салоне.
В 1935 г. на базе АИР-9 был создан самолет УT-2 первоначального обучения для летных школ ВВС и аэроклубов, выпускавшийся в 1938-1948 гг.
В 1935 г. А. С. Яковлев стал главным конструктором и оставался им до 1956 г.
В 1936 г. был создан самолет УТ-1 для отработки летного мастерства и тренировки летчиков, который также на ходился в серии. В 1937-1938 гг. На УТ-2 и УТ-1 было установлено одиннадцать мировых рекордов. В 1936 г. ОКБ построило еще 2 самолета: трехместный АИР-11 и первый в стране спортивный самолет с убирающимся шасси АИР-12 . На АИР-12 был установлен мировой рекорд дальности полета в 1444 км.
В 1939 г. ОКБ построило свою первую боевую машину - двухмоторный бомбардировщик ББ-22(Як-2 и Як-4), который имел максимальную скорость полета 567 км/ч. Это превышало скорости лучших истребителей того времени. Як-2 и Як-4 строились серийно.
В 1939 г. Александр Сергеевич был награжден орденом Ленина. В эти годы А. С. Яковлев окончательно вошел в число лучших авиаконструкторов своего времени. Ему доверяли в правительстве, оказывали большую поддержку. Несколько раз в составе различных делегаций он выезжал в ведущие авиационные страны: с 1933 до 1940 г. А. С. Яковлев побывал в Италии, Франции, Англии, Германии.
С 11 января 1940 г. по июль 1946г., включая самые тяжелые для страны военные годы, А.С.Яковлев, руководя ОКБ, одновременно работал заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке (в 1946г. - зам.министра по общим вопросам). О его успешной деятельности на этом посту говорят государственные награды "за заслуги в деле организации опытного самолетостроения" (1942г.), "за выдающиеся заслуги в развитии науки и техники" (1945г.) избрание членом-корреспондентом Академии Наук СССР (1943г.), благодарность Председателя Совета Министров СССР "за шестилетнюю руководящую работу" и присвоение звания генерал-полковника (1946г.).
13 января 1940 г. поднялся в воздух И-26 (Як-1), который стал лучшим советским потребителем первого периода Великой Отечественной войны. Самолет получил высокую оценку, а главный конструктор стал одним из первых Героев Социалистического Труда (1940г.) и лауреатов Государственной премии (1941г.). На основе Як-1 были созданы Як-7 (1941г.), Як-9 (1942г.), Як-3 (1943г.) и свыше 30 их серийных вариантов и модификаций - всего 36737 самолетов. Они составляли две трети выпущенных в период войны истребителей и отмечались Государственными премиями в 1942, 1943 и 1946 годах. ОКБ было награждено орденами Ленина (1942г.) и Красного Знамени (1944г.) и оказалось в числе тех коллективов, которые внесли наибольший вклад в Победу. Высоких наград были удостоены многие сотрудники ОКБ. Помимо советских орденов А.С.Яковлев получил награды Франции - офицерский крест ордена Почетного легиона и Военный крест, 1939-1945 гг.
С 1956 по 1984 Яковлев становится генеральным конструктором ОКБ имени Яковлева.
1956-1960 гг.
В послевоенный период произошло перевооружение авиации реактивной техникой. Истребитель Як-15 стал первым реактивным самолетом, поступившим на вооружение в СССР. За ним последовали Як-17УТИ , Як-23 - всего более 1000 самолетов.
В последующие годы поступили на вооружение: Як-25 - первый советский всепогодный перехватчик, высотный Як-25РВ, первый сверхзвуковой разведчик Як-27Р, семейство сверхзвуковых самолетов Як-28, включая первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик.
Было создано целое поколение легкомоторных самолетов: учебно-тренировочные Як-11 и Як-18 (4166 и 8434 экз.), многоцелевые Як-12 (4458 экз.), первые в СССР реактивные учебно-спортивные самолеты Як-30 и Як-32 . Поступили на вооружение десантные аппараты - планер Як-14 и вертолет Як-24 - самый грузоподъемный в мире в 1952-1956 гг.
Реактивные боевые самолеты ОКБ отмечены двумя Государственными премиями, а за заслуги в создании легких и других самолетов вручены награды Международной авиационной федерации (ФАИ): Почетный диплом получило предприятие, а диплом Тиссандье и Золотую авиационную медаль - А.С.Яковлев. В 1957 г. А.С.Яковлев стал дважды Героем Социалистического Труда.
1961-1980гг.
В эти годы коллектив ОКБ под руководством А.С.Яковлева внес достойный вклад в оснащение советской авиации боевыми, пассажирскими и легкими самолетами.
В 1967 г. на параде в Домодедово демонстрировался первый советский самолет вертикального взлета и посадки Як-36 , а с 1976 г. на вооружении крейсеров класса "Киев" поступали боевые самолеты вертикального и короткого взлета и посадки Як-38 - первые в мире палубные СВВП.
С 1968 г. перевозит пассажиров Як-40 - единственный советский самолет, сертифицированный по западным нормам летной годности и закупавшийся развитыми странами - Италией, ФРГ. За 32-местным Як-40 последовал 120-местный Як-42, отличавшийся высокой экономичностью.
Поступили в производство учебные самолеты Як-18Т и Як-52. Широкое развитие получили спортивно-акробатические самолеты. Выступая с 1960 г. на Як-18П, Як-18ПМ, Як-18ПС и Як-50 советские летчики неоднократно завоевывали первые места на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу.
В эти годы самолеты "Як" отмечены Ленинской и двумя Государственными премиями, коллектив ОКБ награжден орденом Октябрьской Революции. В 1976 г. А.С.Яковлев избран действительным членом Академии Наук СССР.
21 августа 1984 г. А.С.Яковлев ушел на пенсию в возрасте 78 лет. Скончался 22 августа 1989 в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Критика деятельности
Яковлев являлся одним из немногих советских конструкторов не попавших под массовые репрессии, благодаря особым доверительным отношениям которые сложились у него со Сталиным. В своих мемуарах А. С. Яковлев приводит следующий диалог со Сталиным:
"Уже в с начала лета 1939 года Сталин меня стал вызывать для консультаций по авиационным делам... для доверительного обсуждения важных вопросов... - Что вы скажите по этому вопросу, как вы думаете? Видя мое затруднительное положение, смущение и желая одобрить, он говорил: -Говорите то, что думаете, и не смущайтесь - мы вам верим, хотя вы и молодой. Вы знаток своего дела, не связаны с ошибками прошлого и поэтому можете быть объективными больше, чем старые специалисты, которым мы очень верили, а они нас с авиацией завели в болото. Именно тогда он сказал мне: - Мы не знаем, кому верить."
Естественно такие отношения со Сталиным вызвали после его смерти поток критики на Яковлева.
Конструктор Л. Кербер вспоминает: 'Всех нас мучил вопрос, кто же способствовал аресту Туполева? Этот вопрос и теперь по-прежнему волнует многих авиаработников... Нет сомнений, без санкции Сталина арест произойти не мог, но чтобы ее получить, органам было необходимо накопить материалы... Наиболее активным информатором о 'сомнительных' сторонах деятельности Туполева был А. С. Яковлев. У него был свой оригинальный метод: доносы щедро рассыпаны по страницам его книг. Дальнейшие факты заимствованы из них. Рассеянные - они не убеждают в злонамерениях Туполева. Сведенные воедино - смотрятся по-иному'.
Яковлев понимал, что на посту заместителя наркома по опытному самолетостроению может стать объектом для обвинений в необъективности и 'затирании' других авиаконструкторов.
Так в последствии и произошло. Отмечалось, что Яковлев сыграл роковую роль в судьбе некоторых возможно перспективных разработок других авиаконструкторов своего времени, в частности он полностью свернул проект САМ-13 Москалева весной 1941 года, проект РМ-1 в 1946 году, РК-800 (Раздвижное крыло 800 км/ч) в 1940 году, СК-1 и СК-2 в 1940 году и т. д. Во многих современных источниках отмечается печальная роль Яковлева в судьбе перспективного самолета И-180 Н. Н. Поликарпова и даже причастность его подчиненных к катастрофе, унесшей жизнь В. Чкалова, но официально последний факт не имеет подтверждения.
Марк Солонин в книге 'На мирно спящих аэродромах' обвинил Яколева в распространение мифа, о превосходстве германской авиации над советской в годы испанской войны (1936-1939). Этот 'миф' попал в школьные учебники истории. По словам автора, Яковлев таким путем боролся со своим конкурентом - авиаконструктором Поликарповым.
Библиография
1957 Рассказы авиаконструктора 1968 50 лет советского самолетостроения 1974 Цель жизни (записки авиаконструктора) 1979 Советские самолеты. Изд. 3-е.
НФГРАДЫ
Советские:
-Герой Социалистического Труда - Медаль 'Серп и Молот' дважды (1940, 1957); -Орден Ленина десять раз; -Орден Октябрьской Революции; -Орден Красного Знамени дважды; -Орден Суворова 1-й и 2-й степени; -Орден Отечественной войны 1-й степени дважды; -Орден Трудового Красного Знамени -Орден Красной Звезды -лауреат Сталинской премии шестикратный (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948); -лауреат Ленинской премии (1971); -лауреат Государственной премии СССР (1977);
Французские:
-Орден Почетного легиона степени 'Офицер' (фр. Officier de l'Ordre national de la Légion d'Honneur);
Международные:
Золотая авиационная медаль ФАИ.
ПАМЯТЬ
В Москве установлен бронзовый бюст Яковлева. Имя Яковлева носит: - Опытное конструкторское бюро 115 (ОКБ 115) - Московский машиностроительный завод 'Скорость'; - улица Авиаконструктора Яковлева (бывшая 2-я улица Усиевича) в районе Аэропорт (с 2006) - САО города Москвы.
Фото ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич
|
Фото ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич
|
Комментарии пользователей
|
|
|