Французский кинорежиссер, сценарист и теоретик кино,
Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 года в Париже в состоятельной семье: его отец был врачом и имел собственную клинику, а мать происходила из семьи швейцарских банкиров. Образование он получил в Швейцарии и в парижском лицее 'Ромер'. В 1949 году
Жан-Люк Годар поступил на философский факультет Сорбонны и по окончании университета получил диплом этнографа. Увлечение кинематографом и знакомство с видным критиком А.Базеном привели его в 1959 году в 'Газетт дю синема', а через год
Годар начал активное сотрудничество с журналом 'Кайе дю синема'. В 1954 году он дебютирует как кинорежиссер, поставив короткометражный фильм 'Операция бетон'. Вышедший в 1959 году первый полнометражный фильм
Годара - 'На последнем дыхании' - ознаменовал собой появление во французском кино нового поколения кинематографистов, позже названного 'новой волной', в творчестве которого главной стала тема бунтующей молодежи. Следующий его фильм, 'Маленький солдат', был запрещен цензурой и выпущен на экраны только в 1963 году. В своем творчестве режиссер исследует сложные социально-психологические проблемы общества - 'Презрение', 'Китаянка', 'Жить своей жизнью', 'Карабинеры'. Особо следует отметить фантастическую антиутопию 'Альфавиль', в которой он обличал тоталитаризм и технократию. Будучи одним из идейных лидеров 'майской студенческой революции' 1968 года,
Жан-Люк Годар в конце 1960-х и в 1970-х годах стал снимать политически пропагандистские фильмы с явных левацких позиций, в корне пересматривая как стилистику, так и назначение кинематографа вообще. К 'большому кино' режиссер вернулся только в начале 1980-х годов, и наиболее заметными лентами этого периода стали 'Страсть' и 'Имя: Кармен'. Затем он обратился также к созданию различных киноантологий ('История(и) кино'); тема искусства и художника занимает особое место в снятом
Годаром в 1996 году фильме 'Моцарт навсегда'. Творчество Жана-Люка
Годара оказало огромное влияние на мировое кино, и режиссера называют своим учителем многие кинематографисты в различных странах мира.
Биографии
Работы
Интервью
Публикации
- Небольшая статья о творчестве Ж.-Л. Годара (Godard).
- Статья Александра Тарасова "Годар как Вольтер".
- Статья "Годар - критик" в журнале "Искусство Кино", ©1, 1998.
- Интервью с отечественными режиссерами о влиянии на них "Новой волны", в том числе и творчества Ж.-Л. Годара (Godard), в журнале "Искусство Кино", © 5, 1999 г.
- Большая статья Е. С. Тархановой "Новой волне Жана-Люка Годара" ("Киноведческие записки", © 34, 1997).
- Марин Кармиц: "Работая с Беккетом, Годаром, Даней, Кислевским". Записки продюсера в журнале "Искусство кино", ©11, 1997.
Аннотации