( 5. 10. 1923 - 6. 11. 1971)
Юрий Иванович Пырков, гвардии старший лейтенант, командир звена 134-го гвардейского бомбардировочного авиационного Таганрогского Краснознаменного ордена Александра Невского полка. Родился 5 октября 1923 года в г. Балакове Саратовской области. Русский. Окончил в 1940 году-9 классов средней школы и аэроклуб, осенью 1942 года - Энгельсскую военную авиационную школу пилотов.
Во время Великой Отечественной войны - с марта 1943 года до 24 апреля 1945 года - сражался в составе 1-й воздушной армии на Южном, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. Принимал участие в освобождении Донбасса, Крыма, Белоруссии, Литвы, в разгроме восточно-прусской группировки противника. Тяжело ранен и контужен. За боевые отличия награжден орденами Красного Знамени (1944), Отечественной войны 1-й степени (1945), Красной Звезды (1943), медалью "За взятие Кенигсберга" и тремя другими медалями.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленину и медали "Золотая Звезда" Юрию Ивановичу Пыркову присвоено 29 июня 1945 года за 137 успешных боевых вылетов, нанесение большого урона противнику и проявленные при этом доблесть и мужество. Будучи тяжело раненным, посадил бомбардировщик на свой аэродром, спас машину и экипаж.
В 1946 году Ю.И. Пырков, после длительного лечения в госпитале был уволен из Советской Армии в отставку. Будучи инвалидом второй группы, он проявил огромную силу воли и редкое трудолюбие. Окончил техникум, затем институт механизации сельского хозяйства имени М.И. Калинина, получил диплом инженера и посвятил себя преподавательской работе. Жил в г. Саратове. Умер 6 ноября 1971 года.
Свой первый боевой вылет Юрий Пырков произвел в составе эскадрильи 15 июля 1943 года на бомбардировку общежитий летно-технического состава и складов на аэродроме противника Кутейниково. Над целью бомбардировщики были обстреляны сильным огнем зенитной артиллерии Молодой летчик смело ввел самолет в пикирование и удачным попаданием бомб вызвал крупный очаг пожара на складе горючего.
18 апреля 1944 года Пырков получил задачу нанести удар по артиллерийским батареям противника в районе Сапун-горы, под Севастополем. Огнем зенитной артиллерии стрелок-радист Ломачев был убит, а самолет поврежден. Однако Пырков не сошел с боевого курса и уничтожил два орудия, а затем благополучно довел бомбардировщик до своего аэродрома.
26 июня 1944-года, при ударе по войскам противника в районе Орши самолет Пыркова был обстрелян огнем зенитной артиллерии. Осколком снаряда был разбит шлемофон летчика, выведен из строя мотор, Получив контузию Пырков потерял сознание. Самолет стал беспорядочно падать в 40 - 50 метрах от земли летчик очнулся и вывел машину в горизонтальный полет. На одном моторе он довел бомбардировщик до своего аэродрома и произвел посадку.
24 апреля 1945 года Пырков выполнял задание по разрушению форта N 6 в Пиллау. Зенитная артиллерия встретила его звено сильный огнем, однако Пырков смело ввел бомбардировщик в пикирование и успешно отбомбился. При выходе из пике его самолет был подбит прямым попаданием вражеского снаряда. Правый мотор был поврежден, работа с перебоями. Крупным осколком снаряда Пыркову перебило бедро правой ноги. От потери крови он лишился сознания, но через минуту пришел в себя. На вопрос штурмана Малюгина о самочувствии Пырков попросил указать ближайший аэродром, на котором он решил совершить посадку. Перебитая нога вывернулась и мешала управлению самолетом. Кровь залила стекла кабины, и это затрудняло обзор. Штурман указал Пыркову аэродром Хайлигенбайль. В это время Пырков вновь потерял сознание. Тогда Малыгин снял прицел и сильным ударом разбил стекло кабины. Свежая струя воздуха вернула сознание летчику.
Потеряв больше половины своей крови, Пырков последними усилиями посадил самолет на аэродроме. В бессознательном состоянии он был доставлен в медсанбат соединения. Перебитая нога была тут же ампутирована.
---
Источники:
1) Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.2. М.:Воениз.1988.
2) Румянцев.Н.М. "Люди легендарного подвига". Саратов. 1968 г.