(р. 1926) - япон. социоантрополог. В 1950 окончила Токийский ун-т (отделение
истории стран Востока при филол. фак-те). В 1970 - проф., позднее - директор Ин-та вост. культур при Токийском ун-те. С 1987 - почетный проф. Токийского ун-та. Н. принадлежит к т.н. партикуляристскому направлению в япон. социологии и социальной антропологии, акцентирующему внимание на релятивистском подходе к изучению япон. об-ва и культуры и близкому по своим позициям к брит.
школе социальной антропологии. Наибольшую известность Н. принесла одна из самых популярных теорий 'Нихондзин рон' - теория об-ва с вертикальными межличностными
отношениями 'татэ сякай', в к-рой она выделяет два осн. типа группообразования в разл. об-вах мира: первый тип - группы, состоящие из качественно однородных членов и складывающиеся на основе единой атрибуции этих членов, т.е. общей принадлежности, напр., к опр. возрастным, половым, профессиональным, социальным категориям (принцип 'качества' - 'сикаку'); вт. тип - группы, включающие 'качественно' разнородных, но связанных единым местом, 'полем' деятельности членов (напр., деревня,
школа, ин-т, компания) (принцип 'места' - 'ба'). В первом типе групп между их членами устанавливаются горизонтальные, фактически равные
отношения, во вт. - вертикальные, иерархич., связанные единой институциональной рамкой. В любом об-ве сосуществуют оба типа групп и каждый индивид является одновременно членом и того и другого типа; об-ва различаются лишь по функциональной значимости этих групп. Н. называет об-ва с функциональным доминированием групп первого типа 'горизонтальными об-вами' ('еко сякай'), вт. типа - 'вертикальными об-вами' ('татэ сякай'). В первых преобладает общая идентификация: например, человек, представляясь, называет обычно свою профессию - 'Я - врач' или 'Я - наборщик' и т.д., во вт. - идентификация по месту
работы или учебы, и человек,
знакомясь, называет сначала свою компанию, ин-т,
школу и т.д., отождествляя себя в первую очередь с опр. институцией. К первому типу об-в относятся западные, индийское, китайское, ко вт. - японское. В япон. групповой идентификации 'место' ('ба') имеет первостепенное значение, качественная принадлежность ('сикаку') вторична. Институциональная единица (
школа, компания и т.д.) фактически - основа япон. социальной организации. Прототип ее - традиц. япон. семья 'иэ'. Для япон. группы типичны замкнутые, вертикальные связи между ее членами. Роль лидера определяется прежде всего местом человека в группе и его личными связями с другими членами ее. Прочные функциональные
отношения в япон. группе устанавливаются на неформальной основе. В япон. об-ве невозможно, чтобы человек, являющийся главой к.-л. формальной организации, имел подчиненных, неформально связанных с лидером другой организации. Основа для япон. внутригрупповой дифференциации - ранг и статус. Вертикальные
отношения более динамичны, чем горизонтальные, при них покровительство старшего оплачивается привязанностью подчиненного и его преданностью. В такого типа группах социальный обмен не эквивалентен,
отношения носят эмоц. и взаимозависимый характер, роли деперсонализированы и слабо дифференцированы. 'Вертикальное об-во' стратифицируется не по классам, социальным слоям, кастам, а по институциям и группам институций, что приводит к многочисл. вертикальным расколам в об-ве. Поэтому в Японии не столько рабочие борются с капиталистами, сколько одна компания против другой. На этой основе складывается вертикальная социальная структура япон. об-ва в целом.
Критика упрекала Н. за игнорирование ею элементов горизонтальной стратификации, за антиисторизм (поскольку вертикальные
отношения в Японии не связывались ею с опр.
истор. контекстам). Однако теория Н. была активно принята зарубежными специалистами и стала базовой социокультурной
моделью япон. об-ва.
Н. активно занимается сравнит, социальной антропологией азиатских об-в (Индии, Тибета и др.).