( 5. 4. 1919 - 26. 10. 1978)
Феодосий Карпович Паращенко, гвардии капитан, командир звена 10-го гвардейского авиационного бомбардировочного полка дальнего действия, родился 5 апреля 1919 года в с. Давыдово-Никольске Новосветловского района Луганской области. Украинец. Окончил 8 классов средней школы, Тамбовскую школу гражданского воздушного флота в 1939 году, Балашовскую школу военных летчиков в 1940 году. В Советской Армии служил с 1937 по 1963 год. До призыва на военную службу работал слесарем-наладчиком на Луганском станкостроительном заводе.
С сентября 1941 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался в составе авиации дальнего действия, выполняя боевые задания в интересах Верховного Главнокомандования, а также Западного, Ленинградского, Сталинградского, Воронежского, Центрального 2 и 1-го Украинских, 3 и 1-го Белорусских фронтов. За боевые отличия и безупречную службу в Советской Армии награжден орденом Ленина (1942), четырьмя орденами Красного Знамени (1942 - 2, 1944, 1953), орденами Отечественной войны 1-й степени (1944), Красной Звезды (1952), медалями "За боевые заслуги" (1947), "За оборону Ленинграда", "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда", "За взятие Берлина", "За взятие Будапешта", "250-летие Ленинграда", "За безупречную службу" 1-й степени и четырьмя другими медалями, а также венгерским орденом "Красная Звезда" (1955).
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Феодосию Карповичу Паращенко присвоено 18 сентября 1943 года за 259 успешных боевых вылетов на бомбардировщике Ил-4, нанесение большого урона противнику и проявленные при этом доблесть и мужество.
Всего за время войны гвардии капитан Паращенко произвел 388 успешных боевых вылетов. В 1963 году уволился из Советской Армии по состоянию здоровья. Полковник запаса. Жил в г. Энгельсе Саратовской области, работал на комбинате химических волокон. Скончался 26 октября 1978 года.
Тяжкой осенью сорок первого, когда враг рвался в глубь нашей страны, дальним бомбардировщикам часто приходилось действовать вместе с фронтовой авиацией в интересах наземных войск. Требовалось во что бы то ни стало остановить вражеские танковые армии, рвавшиеся к Ленинграду, Москве и Донбассу. Дальние бомбардировщики наносили удары по врагу только днем небольшими группами с малых высот и без прикрытия истребителями. Все это требовало от экипажей огромного мужества.
В этих первых операциях участвовал и Феодосии Паращенко. В дневное время его экипаж совершал десятки боевых вылетов и в воздушных схватках с врагом сбил два вражеских истребителя Ме-109. Позднее Паращенко в числе немногих самых опытных экипажей полка в условиях почти нелетной погоды принимал участие в штурмовых налетах на мотопехоту и танки противника, подходившие со стороны Орла к Туле.
С переходом полка на ночные боевые действия Паращенко быстро и в совершенстве овладел техникой слепого полета и считался одним из лучших летчиков, летавших на ответственные боевые задания в любых метеорологических условиях.
Много раз Паращенко водил свой двухмоторный бомбардировщик Ил-4 на разведку погоды, освещение цели и для нанесения ударов по объектам глубокого тыла. Он участвовал в массированных налетах нашей авиации на Берлин и Будапешт, Варшаву и Данциг, Кенигсберг и Тильзит, Бреслау и Инстербург. Нередко возвращался с боевого задания на подбитом самолете - "на честном слове", как говорили летчики.
Так, например, было 18 июля 1942 года во время налета на Кенигсберг. Самолет попал в зону сильнейшего зенитно-артиллерийского огня противника. Когда штурман гвардии капитан Сенатор сбросил бомбы на цель, прямым попаданием зенитного снаряда был выведен из строя правый мотор, плоскости и фюзеляж бомбардировщика были изрешечены осколками. И все-таки летчик сумел вырваться из лап смерти. На одном моторе он покрыл тысячекилометровое расстояние и произвел посадку на своем аэродроме.
---
Источники:
1) Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.2. М.:Воениз.1988.
2) Румянцев.Н.М. "Люди легендарного подвига". Саратов. 1968 г.