МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ Андрон Сергеевич(Режиссер театра и кино)
Фото Галерея МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ Андрон Сергеевич (39)
Комментарии для МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ Андрон Сергеевич
Биография МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ Андрон Сергеевич
Родился 20 августа 1937 года. В юности готовился стать пианистом, учился в Консерватории. Но с третьего курса ушел во ВГИК, в мастерскую Михаила Ильича Ромма, прекрасного режиссера, мудрого мастера, воспитавшего таких разных, непохожих друг на друга кинематографистов как Тарковский, Шукшин, Чухрай, Андрей Смирнов, Соловьев, Митта.
Еще учась во ВГИКе, Кончаловский снялся как актер в нескольких эпизодических ролях ("Иваново детство", "Суд сумасшедших"), написал с Тарковским сценарий "Иванова детства" (вскоре они напишут вместе сценарий об Андрее Рублеве - "Страсти по Андрею"), снял навеянную поэтическим кинематографом Альбера Ляморисса короткометражку "Мальчик и голубь" (1961, "Бронзовый лев" Венецианского кинофестиваля). Его дипломной работой стал "Первый учитель" (1965) по повести Чингиза Айтматова, фильм страстный, яростный, совсем не благостно показавший крутую ломку, которую принесла с собой революция народам бывшей российской империи. Открытием фильма стала молодая казахская актриса Наталья Аринбасарова, сыгравшая роль Алтынай, за которую на Венецианском кинофестивале была удостоена кубка Вольпи. К этому времени она уже была женой Кончаловского, матерью его сына Егора.
Следующий фильм Кончаловского "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж" (1967), снятый по сценарию Юрия Клепикова "Год спокойного солнца", получил Государственную премию РФ спустя 22 года после своего создания. Долгие годы он пролежал на полке: не такой хотело видеть на экране российскую деревню партийное руководство, слишком много правды принесли на экран непрофессиональные актеры, сыгравшие в фильмах самих себя, свои судьбы, выразившие свое понимание мира. Лишь немногие роли сыграли в фильме актеры профессиональные: они и, прежде всего, сыгравшая Асю Ия Саввина, выдержали очень непростое испытание - быть на экране такими же подлинными, как живые люди из живой жизни. Фильм этот был принципиально важен для Кончаловского: в нем он заявлял себя как режиссер русский, говорил о России, о своей любви к ней, о вере в силы ее народа, надежде на ее будущее...
После черно-белой, почти документалистской скупой стилистики этого фильма следующая работа режиссера, экранизация тургеневского "Дворянского гнезда" (1969), казалась ослепительным праздником света и цвета. Оператор Георгий Рерберг развернул на экране такую блистательную палитру цвета, какой до того, наверное, не знало мировое кино. Какие-то из критиков обвинили по этому поводу фильм в погоне за самоценной красивостью, в уходе от проблем сегодняшней жизни в любование эстетизированным миром ушедшей дворянской жизни. По сути же, режиссер оставался верен себе: он все так же говорил о своей любви к России, своей вере в нее, своей тревоге за ее судьбу. Интересовали его не социальные коллизии, оставшиеся в прошлом, а нравственный поиск своего "я". Режиссер и здесь говорил о горьком счастье принадлежать России...
Следом за "Дворянским гнездом" появилась еще одна экранизация - "Дядя Ваня" (1971, "Серебряная раковина" фестиваля в Сан-Себастьяне) по Чехову, с прекрасным созвездием актеров (И.Смоктуновский, И.Мирошниченко, С.Бондарчук, И.Купченко), с великолепным пластическим решением (операторы Г.Рерберг и Е.Гусинский), с мудрым и все таким же горьким взглядом режиссера-автора на приходящую в разор и запустение Россию. Только ли о той, ушедшей в прошлое дореволюционной России размышлял Кончаловский, снимая этот фильм? Неожиданным и все столь же закономерным было обращение его к сценарию Е.Григорьева "Романс о влюбленных" (1974), где герои говорили белым стихом, где весь мир представал очищенным от шелухи быта, где поднимались на торжественные котурны понятия любви, долга, чести, Родины. Фильм завоевал Гран-при в Карловых Варах, имел зрительский успех (40 млн. зрителей), что не помешало и резко критическим отзывам о нем. Одни углядели в фильме имперскую проповедь милитаризма, другие не приняли стилистики фильма, где сталкивались две как бы несовместимые части: первая, цветная, романтически-приподнятая, и вторая, черно-белая, приземленная, и все равно говорящая о величии любви, о ее великой очеловечивающей и одухотворяющей силе.
Еще большим размахом и эпичностью поражала четырехсерийная "Сибириада" (1979, Гран-при жюри кинофестиваля в Канне), охватывавшая почти целое столетие жизни России, построенная на столкновении личных судеб героев и полной трагических потрясений истории государства. Это сложное пересечение, сопоставление микро- и макромиров - вообще отличительное свойство художнического мышления режиссера.
По завершении "Сибириады" режиссер уехал на Запад. Фактически это была эмиграция, хотя Кончаловский, к тому времени уже женатый на гражданке Франции, имел по всем советским законам право жить и работать за рубежом. В Голливуде ему пришлось заново начинать с нуля, доказывать продюсерам свое владение профессией. Только спустя четыре года ему, наконец, удалось выйти на съемочную площадку. В фильме "Возлюбленные Марии" он использовал сюжетную канву рассказа А.Платонова "Река Потудань", перенеся его действие в Америку. Впрочем, и здесь он остался верен себе, погрузив действие в славянскую среду сербской общины маленького провинциального городка, взяв своей темой любовь: ее странности, ее непредсказуемость, ее животворящую силу
Успех картины позволил Кончаловскому уже над следующей своей картиной "Поезд-беглец" (1985), по сценарию Акиры Куросавы, работать в полную силу своего таланта. В основе сюжета - история двух заключенных, вырвавшихся из тюрьмы на свободу, оказавшихся на потерявшей управление, несущейся на полной скорости связке локомотивов. История эта открывала прекрасную возможность создать впечатляющую метафору современности. Можно ли и в этом обезумевшем, потерявшем тормоза мире остаться человеком? Не строя иллюзий ни насчет состояния мира, ни насчет человеческой природы как таковой, Кончаловский все же давал ответ утвердительный. Человек способен выдержать трагическое испытание свободой, сохранив в себе человека.
Следующие американские фильмы режиссера "Дуэт для солиста", "Стыдливые люди", "Гомер и Эдди", камерные, психологические, построенные на тонких нюансах чувств и взаимоотношений героев, показали, что режиссер стремится и в мире индустрии блокбастеров сохранить свое лицо, свое авторское "я". Впрочем, искус блокбастером у него тоже был. Кончаловский взялся ставить большую многомиллионную продукцию - "Танго и Кэш", с прославленным Сталлоне, одной из самых дорогих в то время звезд, с крутым приключенческим сюжетом, с захватывающими спецэффектами, с миллионами, потраченными на рекламу и сопутствующие товары (мерчандайз). Контакта с продюсером у режиссера не получилось; режиссер не захотел терять своего авторского лица и ушел с постановки, не досняв картину... К этому времени ситуация в России уже резко поменялась, началась перестройка, все более набиравшая обороты. Теперь уже никто не мешал Кончаловскому работать там, где он в данный момент хочет - не важно в Голливуде или на "Мосфильме".
За годы, прошедшие со времени возвращения на Родину, режиссер успел совсем немало. Поставил фильмы: "Ближний круг" (1991), размышление о природе сталинизма на материале судьбы "маленького человека" - киномеханика Сталина; "Курочка Ряба" (1994), гротескное продолжение судьбы Аси Клячиной в посткоммунистической России спустя 25 лет (Ия Саввина отказалась играть Асю, в этой роли снялась Инна Чурикова); "Дом дураков" (2002, Гран при жюри кинофестиваля в Венеции), историю обитателей сумасшедшего дома где-то близ границы с Чечней во время первой чеченской войны: оказалось, что именно они - единственные нормальные люди в сошедшем с ума, залитом кровью мире. Главную роль в фильме сыграла молодая жена режиссера - актриса Юлия Высоцкая. Для телеэкрана в 1996-1997 Кончаловский снял четырехсерийную "Одиссею", самую дорогую на ту пору в мире телепродукцию, награжденную высшей американской телевизионной наградой "Эмми". Эпический склад мышления всегда был присущ режиссеру, потому и в древнем гомеровском эпосе он нашел много созвучного современности, да и своей собственной судьбе.
В эти же годы Кончаловский осуществил театральные спектакли: "Чайку" Чехова в парижском "Одеоне", оперы Чайковского "Евгений Онегин" и "Пиковую дама" в "Ла Скала", "Войну и мир" Прокофьева в санктпетербургской Мариинке и Метрополитен-опера в Нью-Йорке, "Бал-маскарад" Верди на вердиевском фестивале в Парме и в Мариинском театре. В 1997 году к 850-летию Москвы режиссер поставил большое суперзрелище на Красной площади, транслировавшееся или прошедшее в видеозаписи во многих странах мира. Спустя шесть лет он ставит подобное же суперзрелище в Санкт-Петербурге на балюстраде возрожденного Константиновского дворца к 300-летнему юбилею города, параллельно завершая монтаж только что снятой экранизации пьесы Голдмен "Лев зимой".
В 2004 г. А.С. Кончаловский поставил спектакль "Чайка" в театре имени Моссовета. В 2005 г. - "Мисс Жюли" в театре на Малой Бронной. А в январе 2006 г. состоялась премьера "Короля Лира" в варшавском театре "На Воли" с Даниэлем Ольбрыхским в главной роли (к юбилею актера). Пан Даниэль специально пригласил А.С. Кончаловского в Польшу для постановки этой трагедии В.Шекспира.
А.С. Кончаловский - автор 3 книг-воспоминаний ("Низкие истины", "Возвышающий обман" и "Низкие истины. 7 лет спустя"). В апреле 2006 г. на телеканале "Культура" прошла премьера авторского цикла А.С. Кончаловского "Культура - это судьба" (12 серий). В настоящее время А.С. Кончаловский работает над новым художественным фильмом. Рабочее название - "Глянец".
Семья
"Михалковы - род старый, восходящий корнями к первой половине XV века. Мой прапрадед В. С. Михалков владел одной из лучших частных библиотек в России, насчитывавшей пятьдесят тысяч томов. Библиотеку он завещал Академии наук в Петербурге. Часть ее, книги по краеведению, осталась в Рыбинске, там, где находилось его имение. Для начала XIX века несколько десятков тысяч томов - собрание огромное. Такую библиотеку могли иметь только очень образованные и состоятельные люди. А в Государственном историческом музее от XVIII века сохранилась семейная переписка Михалковых - несколько сот писем, в том числе и моего прапрапрадеда, офицера, писанные с войны. Писанные, как то было принято в дворянском кругу, по-французски. Письма тех лет - большая редкость и ценность. Надеюсь, со временем эти письма расшифруют, переведут - тогда узнаю из них побольше о своем роде". А.Кончаловский. Из книги "Низкие истины".
Прадед - Василий Иванович Суриков (24.1.1848 - 19.3.1916), великий русский художник, один из столпов русской исторической живописи, создатель масштабных исторических полотен "Боярыня Морозова", "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове", "Переход Суворова через Альпы", "Покорение Сибири Ермаком", "Степан Разин" и многих других, украшающих собрания Третьяковской галереи, Русского музея и многих других музеев страны. "Суриков в каком-то смысле напоминает мне Шукшина, при всем различии отразившихся в каждом эпох. В них обоих есть что-то общее, корневое, сибирское. Эта сибирская удаль, я думаю, в большей степени передалась Никите, чем мне:" А.Кончаловский. Из книги "Низкие истины".
Дед - Петр Петрович Кончаловский (21.2.1878 - 2.2.1956), великий русский художник, один из основателей и ведущих мастеров прославленной группы "Бубновый валет". К 125-летию со дня рождения художника в Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина состоялась выставка "Неизвестный Кончаловский", открывшая широкой публике огромное богатство и разнообразие таланта художника. "Дед мой, Петр Петрович Кончаловский, был человек глубоко русский, но без Европы не мог жить. В его доме все дышало Европой: Он принадлежал к тому крылу русских художников, для которых кумирами были французы - Сезанн, Дега". А.Кончаловский. Из книги "Низкие истины".
":сам Василий Иванович произвел сильное впечатление своей внешностью: вот какой настоящий художник. Грива черных, иссиня, волос, бледное лицо, черные подстриженные усы и бородка; вся осанка крепко сколоченной, среднего роста фигуры и совсем оригинальный говор. И какая-то замкнутость во всей атмосфере. В дверь выглянули черные глаза девочки, посмотрели они недружелюбно, даже неприязненно. Это были глаза (кто бы мог подумать) моей будущей жены: Михаил Александрович, работая над "Демоном", часто резал рисунки ножом и бросал их. Некоторые мне удалось собрать и склеить, а потом, когда он об них забывал, я показывал ему, и он находил их неплохими и подарил один мне с надписью "Пете Кончаловскому Врубель" П.П.Кончаловский. Из "Воспоминаний"
Отец - Михалков Сергей Владимирович. Родился в 1913 г. Д.ч. АПН СССР (1971 г.), Герой Социалистического труда (1973), Автор многочисленных стихов для детей ("Дядя Степа". "А что у вас?"). Автор пьес "Красный галстук" (1946), "Дорогой мальчик" (1971). Автор басен, сатирических комедий (сборник "Театр для взрослых", 1979). Лауреат Государственной премии (1941, 1942, 1950, 1978). Лауреат Ленинской премии (1970).
"Отец родился в дворянской семье, дворян после революции не жаловали, от былого богатства ничего не осталось. Отцу рано пришлось зарабатывать на жизнь. Работал сначала разнорабочим на ткацкой фабрике, потом - в геологоразведочной экспедиции в Восточном Казахстане. От прежних владений, домов в Москве и имений ничего не осталось. Свое происхождение скрывали. Отец в анкетах писал: "Из служащих".
Отец получил орден Ленина за свои детские стихи в 1939 году, ему тогда было 26 лет. Потом он стал известной фигурой, много печатался, хорошо зарабатывал, мать была очень благодарна ему за то, что он дал ей возможность жить как бы на острове - не знать, не вникать, что происходит вокруг, оставаться внутри своего мира". Из книги А.С. Кончаловского "Низкие истины".
Мать - Наталия Петровна Кончаловская (19.1.1903 - 19.10.1988), поэт, писатель, переводчик, автор оперных либретто; ее книга "Наша древняя столица" стала классикой русской детской литературы. В фильмах Кончаловского не раз звучали песни и романсы на ее стихи. Ставя на Красной площади большое юбилейное шоу к 850-летию Москвы, Кончаловский взял для него название поэмы матери - "Наша древняя столица". "Мама рассказывала, что всех своих детей задумывала. Она с самого начала хотела сына, но первой родилась дочь. Потом, беременная мной, она задумывала, каким я должен быть, какой характер, какая профессия, какая судьба. Думаю, меня она любила просто безумно. Она вообще была человеком на редкость страстным. Это я понял очень поздно". А.Кончаловский. Из книги "Низкие истины".
"Мама никогда не сидела без дела, никогда не была в состоянии просто сидеть. Либо она писала, либо готовила, либо рукодельничала - вязала что-то для внуков, делала все, начиная от абажуров, с которыми, как и со многим у нас в те годы, была проблема, до шляп собственных моделей. В 50-60-е по этой части в России обстояло не густо: поэтому в доме стояла американская, еще 20-х годов, шляпная болванка, мама выдумывала свои фасоны, отпаривала какую-то байку, отглаживала на болванке заготовки. Либо она копалась в саду: обожала сирень и розы. Мама все время была занята каким-то созидательным трудом". А.Кончаловский. Из предисловия к книге Н.Кончаловской "Волшебство и трудолюбие".
Жена - Юлия Высоцкая, актриса. Родилась 16 августа 1973 года в Новочеркасске. Закончила актерский факультет Белорусской Академии искусств и London Academy of Music and Arts. Работала в Белорусском национальном театре им. Янки Купалы. Главные роли в спектаклях: "Оглянись во гневе" по Джону Осборну (награждена премией как лучшая актриса), "Безымянная звезда" по Себастьяну, "Лысая певица" по Эжену Ионеску и др. Снималась в фильмах: "Уйти и не вернуться" (режиссер Н. Князев), "Игра воображения" (режиссер М. Пташук), "Дом дураков" и "Лев зимой" (режиссер А.Кончаловский), "Макс" (США, режиссер Мэно Мейес). Сыграла главную роль в антрепризном спектакле "Любовь - книга золотая" (по пьесе А. Толстого, режиссер Ирэна Мацкевич), главную роль в спектакле "Чайка" (театр им. Моссовета, режиссер А.Кончаловский), главную роль в спектакле "Мисс Жюли" (театр на Малой Бронной, режиссер А. Кончаловский). В настоящее время Юлия Высоцкая ведет еженедельную телевизионную программу "Едим дома" на канале НТВ и снимается в главной роли в новом фильме А.С. Кончаловского "Глянец".
"Я вдруг почувствовал, что вошел в ее душевное пространство и оно огромно. В него вмещается любовь, нежность, знание, романтика, чистота, верность, дружба, человечность, честность. Я вошел в храм:"
Фото МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ Андрон Сергеевич
|
Фото МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ Андрон Сергеевич
|
Комментарии пользователей
|
anioha@001.vt.perm.ru для МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ Андрон Сергеевич |
Здравствуйте, Андрон Сергеевич!
У меня есть прекрасный сюжет для фильма!
Как отправить его текст для Вас?
С уважением!
Михаил Мелехин |
|
|