Первый космонавт планеты родился 9 марта 1934 года в городе Гжатск (ныне
Гагарин) Гжатского (ныне
Гагаринского) района Смоленской области в семье колхозника."Семья, в которой я родился, - писал позднее
Юрий Алексеевич, - самая обыкновенная; она ничем не отличается от миллионов трудовых семей нашей Родины".
Первые годы своей жизни
Юрий провел в деревне Клушино, где жили его родители: отец - Алексей Иванович, и мать Анна Тимофеевна. В младые годы был самым обыкновенным ребенком, ничем не отличавшимся от своих сверстников: по мере своих сил помогал родителям, был непременным участником всех детских деревенских забав, иногда шалил.
Безоблачное детство будущего покорителя космических просторов было прервано начавшейся Великой Отечественной войной. 1 сентября маленький
Юрий пошел в первый класс Клушинской неполной средней школой, а уже 12 октября занятия были прерваны - гитлеровские войска оккупировали село.
Долгих два года пробыли немецко-фашистские войска в Клушино и два года маленький
Юрий видел все ужасы, присущие войне.
9 апреля 1943 года советские войска освободили село, и занятия в школе возобновились. Трудно сказать, мечтал ли в те годы
Юрий Алексеевич о небе. В своих воспоминаниях он не акцентирует внимание на этом вопросе. Но вот то, что в его мыслях не было и намека на возможность полета в космос - это наверняка.
24 мая 1945 года семья
Гагариных переехала из Клушино в город Гжатск (ныне
Гагарин), где
Юрий продолжил свое обучение.
В мае 1949 года окончил шестой класс Гжатской неполной средней школы, а 30 сентября того же года поступил в Люберецкое ремесленное училище ? 10. В декабре 1949 года Ухтомский городской комитет комсомола принял Юрия
Гагарина в члены ВЛКСМ.
Одновременно с учебой в училище, поступил в Люберецкую вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года. А спустя месяц с отличием окончил ремесленное училище по специальности формовщик-литейщик. Своей рабочей профессией
Юрий Алексеевич гордился всю жизнь.
Окончив училище и получив специальность,
Гагарин решает продолжить учебу и уже в августе 1951 года становится студентом Саратовского индустриального техникума.
Годы учебы летели незаметно и были до предела спрессованы разнообразными занятиями. Кроме учебы и производственной практики, много времени отнимала комсомольская работа, спорт. Именно в те годы
Гагарин увлекся авиацией и 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб.
Наступивший 1955 год стал годом первых значительных успехов Юрия
Алексеевича. В июне он с отличием окончил Саратовский индустриальный техникум, в июле - совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18, 10 октября - окончил Саратовский аэроклуб.
А 3 августа 1955 года саратовская областная газета "Заря молодежи" опубликовала репортаж "День на аэродроме", в котором упоминалось имя
Гагарина. "Первая похвала в печати многое значит в жизни человека", - писал позднее
Юрий Алексеевич.
27 октября 1955 года Октябрьским райвоенкоматом города Саратова
Юрий Алексеевич был призван в ряды Советской Армии и направлен в город Оренбург на учебу в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков имени К.Е.Ворошилова. Едва надев военную форму,
Гагарин понял, что с небом будет связана вся его жизнь. Это оказалось той стезей, к которой стремилась его душа.
Незаметно пролетели два года в стенах училища, заполненные полетами, боевой подготовкой и краткими часами отдыха. И вот 25 октября 1957 года училище закончено.
Спустя два дня в жизни
Гагарина произошло еще одно знаменательное событие - он вступил в брак с Валентиной Ивановной Горячевой. Супруги воспитали двоих дочерей: Лену и Галю.
В конце 1957 года
Гагарин прибыл к месту своего назначения - истребительный авиационный полк Северного флота. Потекли армейские будни: полеты в условиях полярного дня и полярной ночи, боевая и политическая подготовка. Летать
Гагарин любил, летал с удовольствием и, вероятно, так бы и продолжалось еще много лет, если бы не начавшийся среди молодых летчиков-истребителей набор для переучивания на новую технику. Тогда еще никто открыто не говорил о полетах в космос, поэтому космические корабли именовали "новой техникой".
9 декабря 1959 года
Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта
Гагарина годным для космических полетов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС К.А.Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта приступил к тренировкам.
Их было 20 молодых летчиков, которым предстояло готовиться к первому полету в космос.
Гагарин был одним из них. Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звездам. Это потом, когда полет стал реальностью, когда более или менее стали ясны сроки этого полета, выделилась группа из шести человек, которых стали готовить по иной, чем остальных, программе.
А за четыре месяца до полета практически всем стало ясно, что полетит именно
Гагарин. Никто из руководителей советской космической программы никогда не говорил, что
Юрий Алексеевич был подготовлен лучше, чем другие. Выбор первого определялся многими факторами, причем физиологические показатели и знание техники не были доминирующими. И Сергей Павлович Королев, который внимательно следил за подготовкой, и руководители Оборонного отдела ЦК КПСС, курировавшие космические разработки, и руководители Министерства общего машиностроения и Министерства обороны прекрасно понимали, что первый космонавт должен стать лицом нашего государства, достойно представляющим Родину на международной арене. Наверное, именно эти причины и заставили сделать выбор в пользу
Гагарина, доброе лицо и открытая душа которого покоряли всех, с кем ему приходилось общаться. А последнее слово оказалось за Никитой Сергеевичем Хрущевым, бывшим в ту пору Первым секретарем ЦК КПСС. Когда ему принесли фотографии первых космонавтов, он без колебаний выбрал
Гагарина.
Но чтобы это произошло,
Гагарину и его товарищам пришлось пройти путь длинною в год, наполненный нескончаемыми тренировками в сурдо- и барокамерах, на центрифугах, на других тренажерах. Эксперимент шел за экспериментом, парашютные прыжки сменялись полетами на истребителях, на учебно-тренировочных самолетах, на летающей лаборатории, в которую был переоборудован Ту-104.
Но вот все это позади и наступил день 12 апреля 1961 года. Лишь посвященные знали, что должно было произойти в этот обычный весенний день. Еще меньше людей знали, кому суждено перевернуть всю историю человечества и стремительно ворваться в чаяния и помыслы человечества, навсегда оставшись в памяти как первый человек, преодолевший земное притяжение.
12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовал космический корабль "Восток" с пилотом-космонавтом Юрием
Алексеевичем Гагариным на борту. Спустя всего 108 минут космонавт приземлился неподалеку от деревни Смеловки в Саратовской области. Всего 108 минут продолжался первый полет (сравните с длительностью современных полетов, продолжающихся месяцами), но этим минутам суждено было стать звездными в биографии
Гагарина.
Позывной
Гагарина был 'Кедр'. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с
Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области. Там такого высокого гостя никто не ждал. В 10:48 радар в близлежащем военном аэропорту засек неопознанную цель - это был спускаемый аппарат, - а чуть позже, за 7 км до земли, в соответствии с планом полета
Гагарин катапультировался, и целей на радаре появилось две.
Первыми людьми, которые встретили космонавта после полета, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и ее шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из близлежащей части. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла
Гагарина в расположение части. Оттуда
Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: 'Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет.
Гагарин'.
Тем временем из Энгельского аэропорта вылетел вертолет Ми-4, в его задачу входило найти и подобрать
Гагарина. Они первыми и обнаружили спускаемый аппарат, но
Гагарина рядом не было, ситуацию прояснили местные жители, они сказали, что
Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолет взлетел и взял курс на город. По дороге с него увидели грузовик, с которого махал руками
Гагарин.
Гагарина подобрали и вертолет полетел на базу в Энгельсский аэропорт, передав радиограмму: 'Космонавт взят на борт, следую на аэродром'.
На аэродроме в Энгельсе
Гагарина уже ждали, у трапа вертолета было все руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму советского правительства. На 'Победе'
Гагарина повезли в диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой.
К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолета: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трех часов, пока устанавливали связь с Москвой,
Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Брежневу и Хрущеву о выполнении полета. После доклада
Гагарин сел на самолет Ил-14 и полетел в Самару (тогда Куйбышев). Было принято решение во избежание шумихи сесть где-нибудь подальше от города. Но пока глушили двигатель и монтировали трап, народу собралось неимоверно, подъехало местное партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолета
Гагарин, он поприветствовал собравшихся.
Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после
Гагарина в Самару прилетели Королев и еще несколько человек из Госкомиссии. В 9 часов вечера накрыли праздничный стол и отметили удачный полет
Гагарина в космос. А уже в 11 все спали: сказалась накопившаяся усталость.
Первоначально, никто не планировал грандиозной встречи
Гагарина в Москве. Все решил в последний момент Никита Хрущев. По словам Сергея Хрущева: 'Он начал с того, что позвонил министру обороны маршалу Малиновскому и сказал: 'Он у вас старший лейтенант. Надо его срочно повысить в звании'. Малиновский сказал, довольно неохотно, что даст
Гагарину звание капитана. На что Никита Сергеевич рассердился: 'Какого капитана? Вы ему хоть майора дайте'. Малиновский долго не соглашался, но Хрущев настоял на своем, и в этот же день
Гагарин стал майором'. Потом Хрущев позвонил в Кремль и потребовал, чтобы
Гагарину подготовили достойную встречу.
За
Гагариным прилетел Ил-18, а на подлете к Москве к самолету присоединился почетный эскорт истребителей, состоящий из МИГов. Самолет прилетел в аэропорт Внуково, там
Гагарина ожидал грандиозный прием. Огромная толпа народа, вся верхушка власти, журналисты и операторы. Самолет подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап и первым по нему сошел
Гагарин. От самолета до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошел
Юрий Гагарин (по пути у него развязался шнурок на ботинке, но он не остановился и дошел до правительственных трибун, рискуя споткнуться и упасть), под звуки оркестра, исполняющего старинный авиационный марш 'Мы рождены, чтоб сказку сделать былью'. Подойдя к трибуне,
Юрий Гагарин отрапортовал Никите Хрущеву:
- Товарищ Первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председатель Совета Министров СССР! Рад доложить Вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено...
Дальше была поездка в открытой машине,
Гагарин стоял во весь рост и всех приветствовал. Кругом слышались поздравления, многие махали плакатами. В роддомах прошли стихийные акции, всех младенцев назвали Юрами. Никита Хрущев вручил
Гагарину на Красной площади Золотую звезду 'Героя Советского Союза' и присвоил новое звание 'Летчик-космонавт СССР'. После они вместе посетили мавзолей Ленина. В самом Кремле прием был не сильно блестящий, яств было мало, вместо водки были грузинские вина.
Уже в конце апреля
Юрий Гагарин отправился в свою первую зарубежную поездку. "Миссия мира", как иногда называют поездку первого космонавта по странам и континентам, продолжалась два года.
Гагарин посетил десятки стран, встретился с тысячами людьми. Встретиться с ним считали за честь короли и президенты, политические деятели и ученые, артисты и музыканты.
Впечатляет коллекция наград, которые получил во время этих поездок
Юрий Алексеевич Гагарин. Вот далеко не полный их перечень:
Герой Социалистического Труда Чехословацкой Социалистической Республики (Указ Президента ЧССР от 28 апреля 1961 года).
Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария (Постановление Совета Министров НРБ от 23 мая 1961 года).
Герой Труда Демократической Республики Вьетнам.
Орден Георгия Димитрова (Постановление Совета Министров НРБ от 23 мая 1961 года).
Орден "Грюнвальдский крест I степени" (Постановление Государственного Совета ПНР от 20 июля 1961 года).
Орден "Плайя-Хирон" (Постановление Совета Министров Республики Куба от 24 июля 1961 года).
Орден Знамя Венгерской Народной Республики I степени с алмазами (Постановление Президиума ВНР от 21 августа 1961 года).
Орден "Ожерелье Нила" (Указ Президента Объединенной Арабской Республики от 31 января 1962 года).
Большая лента Африканской звезды (Указ президента Либерии от 6 февраля 1962 года).
Орден Карла Маркса (ГДР).
Звезда II степени (Индонезия).
Золотой значок Центрального комитета Коммунистической партии Финляндии (решение ЦК партии от 30 июня 1961 года).
Золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений (решение Совета общества от 11 июня 1961 года).
Медаль "За заслуги в области воздухоплавания" Военно-воздушных сил Бразилии (приказ Главнокомандующего ВВС Бразилии от 29 июля 1961 года).
Памятная золотая медаль правительства Автрии (решение Федерального правительства Австрии от 10 мая 1962 года).
Золотая медаль имени К.Э.Циолковского АН СССР.
Медаль де Лаво Международной федерации авиации.
Золотая медаль и почетный диплом Международной ассоциации "Человек в космосе".
Золотая медаль и почетный диплом Итальянской ассоциации космонавтики.
Золотая медаль "За выдающееся отличие" и почетный диплом Королевского аэроклуба Швеции.
Большая золотая медаль и диплом Международной федерации авиации.
Золотая медаль города Сен-Дени (Франция).
Медаль Колумба (Италия).
Кроме того,
Юрий Алексеевич Гагарин был удостоен премии Галабера по астронавтике, избран почетным гражданином российских городов Калуга (решение Калужского горисполкома от 13 июня 1961 года), Новочеркасск, Смоленск, Саратов, украинских городов Винница, Севастополь, азербайджанского города Сумгаит, болгарских городов София, Перник, Пловдив (решение Пловдинского городского совета от 27 мая 1961 года), греческого города Афины (решение Афинского муниципалитета от 12 февраля 1962 года), кипрских городов Фамагуста, Лимасол, французского города Сен-Дени, чешского города Тренчаске-Теплице, французского города Сен-Дени.
Почетный член Международной академии астронавтики (с 1966 г.). Пожизненный член Клуба исследователей космоса факультета физики университета в городе Лакнау, Индия (решение Совета клуба от 30 ноября 1961 года). Почетный вождь либерийского племени Кпелле (решение совета старейшин племени от 6 февраля 1962 года). На вечное хранение ему были вручены золотые ключи от ворот египетских городов Каир и Александрия.
И так далее, и тому подобное.
К счастью для нас
Юрий Алексеевич довольно быстро переболел звездной болезнью, и все больше времени стал уделять работе в Центре подготовки космонавтов. С 23 мая 1961 года
Гагарин командир отряда космонавтов. А уже осенью 1961 года он поступил в Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского, чтобы получить высшее образование.
Последующие годы были очень напряженными в жизни
Гагарина. Много времени и сил отнимала работа по подготовке новых полетов в космос и учеба в Академии. А были (просто не могли не быть!) многочисленные встречи с советскими людьми, поездки за рубеж, встречи с журналистами. Их число не уменьшалось даже несмотря на то, что количество космонавтов увеличивалось.
20 декабря 1963 года
Гагарин был назначен заместителем начальника Центра подготовки космонавтов.
Но больше всего ему хотелось летать. К летной подготовке он вернулся в 1963 году, а к новому космическому полету стал готовиться летом 1966 года. В те годы в Советском Союзе началась реализация "лунной программы". Одним из тех, кто стал готовиться к полету на Луну, стал и
Гагарин. Нетрудно догадаться, как ему хотелось первым отправиться к нашей вечной спутнице. Но до этого было еще далеко. Пока было необходимо научить летать корабль "Союз". Первый испытательный полет в пилотируемом варианте был намечен на апрель 1967 года. К нему готовились Владимир Михайлович Комаров и
Юрий Алексеевич Гагарин.
То, что основным пилотом корабля стал Комаров, совсем не означает, что он был лучше подготовлен. Когда решался этот вопрос,
Гагарина решили "поберечь" и не рисковать его жизнью.
Всем известно, чем закончился полет корабля "Союз-1". Выступая на траурном митинге, посвященном памяти Владимира Комарова, его дублер
Юрий Гагарин пообещал, что космонавты научат летать "Союзы". В конце концов, так и произошло - "Союзы" летают до сих пор. Но сделано это было уже без Юрия
Гагарина.
1968 год стал последним в жизни
Гагарина. 17 февраля он защитил диплом в Академии имени Н.Е.Жуковского. Продолжал готовиться к новым полетам в космос.
С большим трудом добился разрешения самостоятельно пилотировать самолет. 27 марта 1968 года был первый такой полет. И последний... Самолет разбился вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области.
Обстоятельства той катастрофы так до конца и не выяснены. Есть много версий, начиная от ошибки пилотирования и кончая вмешательством инопланетян.
Официальная версия такова:
Самолет УТИ МиГ-15 с
Гагариным и его инструктором, Героем Советского Союза полковником Владимиром Серегиным, разбился 27 марта 1968 года в 10:30 утра в районе деревни Новоселово в 18 км от города Киржач Владимирской области. Это случилось в условиях нормальной видимости - нижняя кромка облаков была в 900 м над землей. По другой версии видимость была плохая, поскольку рабочая высота в зоне - 4200 метров - была между слоями облаков. Самолет якобы вошел в штопор, для того чтобы вывести его, пилотам не хватило нескольких секунд.
На ветке нашли клочок летной куртки
Гагарина, права водителя, а в бумажнике нашли фотографию Королева. Так же были найдены часы и по положению частей механизма стало ясно, что они остановились ровно в 10:43.
По версии, выдвинутой Николаем Федоровичем Кузнецовым, Серегину последнее время нездоровилось: его часто рвало и он жаловался на сердечные боли. Во время выполнения виражей Серегину снова стало плохо, очевидно произошел сердечный приступ. Он расстегнул ремни кресла и ремни парашюта.
Гагарин выполняя пилотаж не сразу заметил состояние инструктора. Тело Серегина, перемещаясь по кабине, сдвинуло из нейтрали органы управления и это заблокировало некоторые из них. Бросать друга в беде и сразу катапультироваться
Юрий не стал. Боролся до конца и почти 10 минут ходил кругами над Новоселово, пытаясь эволюциями самолета привести в чувство Серегина.
Версия С. М. Белоцерковского и ряда ученых:
По данным доктора технических наук, генерал-лейтенанта С. М. Белоцерковского и космонавта А. А. Леонова (который был членом правительственной комиссии), исследования доказали:
самолет
Гагарина и Серегина перевернуло и бросило в плоский штопор воздушной волной от другого самолета.
Факторами, которые привели к трагедии были:
- Плохие погодные условия (нижняя кромка нижнего слоя облаков была на высоте 500-600 метров); неточные сведения о погоде.
- Конструктивные недостатки самолета - неудачные в аэродинамическом отношении два подвесных топливных бака и необходимость для инструктора катапультироваться первым.
- Неудовлетворительная организация радиолокационного слежения за полетами, неисправность части оборудования.
- Серьезные нарушения в планировании полетов.
Белоцерковский также обвиняет генерала Н. Ф. Кузнецова в том, что в сложившихся условиях он мог и должен был отменить полет
Гагарина. Вместо этого, из-за его действий, особенно придирок к Серегину, перед полетом возникла недопустимая нервозность.
По данным коммиссии, примерно за минуту до столкновения
Гагарин пребывал в совершенно нормальном состоянии: речь его была спокойной, размеренной. Ему предстояло делать разворот со снижением, при отсутствии видимости естественного горизонта. Далее про-изошло какое-то неожиданное событие, которое привело к тому, что самолет оказался на закритическом режиме в положении крутого пикирования. Наиболее вероятным 'событиями' могли быть:
- Уклонение от самолета, шар-зонда или стаи птиц;
- Попадание в след пролетевшего самолета;
- Попадание в восходящий вертикальный поток воздуха или даже горизонтальный порыв ветра.
Могло иметь место сочетание двух каких-либо из указанных событий, а может быть, и всех трех.
Компьютерное моделирование показало, что наиболее реалистичная картина последней минуты полета получается при предположении, что самолет вошел в штопор и сделал 3-5 витков. С подвешенными баками, допустимые перегрузки самолета уменьшались с 8-кратных до 3-х кратных. Если во время разворота со снижением возникли дополнительные факторы - то самолет мог свалится в штопор. Ошибочная информация о высоте облачности (по сообщенной летчикам сводке погоды, нижний край был на высоте 900 метров) в сочетании с неправильными показаниями высотомера дали летчикам неверное представление о запасе высоты и времени, которым они располагали.
По данным комиссии: 'Попытка катапультироваться летчиками не предпринималась'. По мнению полковник-инженера в отставке летчика I класса И. Б. Качаровского: 'Серегин, оценив обстановку, как командир экипажа дает команду
Гагарину катапультироваться. Но тот, зная, что по техническим условиям это должен первым сделать инструктор, напоминает ему об этом.'. Когда, выйдя из облачности, экипаж сориентировался, катапультироваться было поздно.
Оценивая уровень управления самолетом на последних секундах полета, групп летчиков-испытателей и ученых заявила: 'Действия летчиков следует рассматривать как оптимальные: на закритическом режиме (10-11-кратной перегрузке) они пилотировали самолет без крена и скольжения, 'выжали' из техники все возможное, пытаясь вывести из пикирования самолет'. Особо отмечается, что вывод самолета из пикирования проводился практически при максимально возможных для самолета перегрузках - при 12-кратной перегрузке у него отваливались крылья. Эти же перегрузки являются практически максимальными и для пилотов. По данным комиссии, экипаж находился в работоспособном состоянии, позы обоих летчиков до конца были рабочими. Так,
Гагарин левой рукой держался за ручку управления двигателем, ноги у того и другого летчика были на педалях. В течение нескольких секунд
Гагарин и Серегин, сохраняя четкость согласованных действий, самым активным образом боролись за жизнь, хотя и находились под воздействием огромных перегрузок. Им не хватило 250 - 300 метров высоты или 2 секунд полета.
Альтернативные версии гибели
Отсутствие внятной официальной версии и объективных доказательств породило целый ряд предположений и неофициальных версий гибели
Гагарина и Серегина. Эта тема продолжает волновать умы до сих пор.
Существует версия, что
Гагарин с Серегиным перед полетом выпили по стакану водки, и только после этого полетели. Но эта версия кажется полной нелепостью: алкоголь в крови обоих пилотов обнаружен не был.
Так же существует теория, что
Гагарин подстроил катастрофу, сымитировав свою смерть, после чего еще много лет прожил в имении в Оренбургской области, где погиб в результате несчастного случая на охоте уже весьма пожилым человеком.
Что бы не произошло в тот день, ясно только одно - погиб первый космонавт планеты Земля
Юрий Алексеевич Гагарин.
Спустя три дня мир простился со своим героем. Выступая на траурном митинге на Красной площади, президент Академии наук СССР М.В.Келдыш сказал:
"Подвиг
Гагарина явился громадным вкладом в науку, он открыл новую эпоху в истории человечества - начало полетов человека в космос, дорогу к межпланетным сообщениям. Весь мир оценил этот исторический подвиг как новый грандиозный вклад советского народа в дело мира и прогресса".
Именем
Гагарина назван кратер на Луне и малая планета.
Всего 108 минут продолжался полет
Гагарина, но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Он был первым и останется им навсегда.
автор: Александр Железняков
источник:
Энциклопедия "Космонавтика"ПУБЛИКАЦИИ
Книга 'Дорога в космос' (1961 г.).
Статьи: 'Звездное время' ('Красная Звезда' от 1 мая 1961 года), 'Вас ждет воздушный океан' ('Комсомольская правда' от 9 июля 1961 года), 'Металл и характер отливаются в труде' ('Красная Звезда' от 14 октября 1961 года), 'Вперед, всегда вперед' (в соавторстве с Г.С.Титовым, 'Правда' от 12 апреля 1962 года), 'Слово к писателям' ('Литературная Россия' от 12 апреля 1963 года), 'Поэзия звездных высот' ('Комсомольская правда' от 10 мая 1963 года), 'Лыжню летящим по волнам' ('Комсомольская правда' от 2 октября 1963 года), 'Штурмующие небо' ('Известия' от 4 октября 1963 года), 'Дважды воскревший' ('Молодой коммунист', 1964, N3), 'Есть пламя' ('Комсомольская правда' от 18 августа 1964 года), 'Наши ряды растут' ('Красная Звезда' от 11 апреля 1965 года), 'Время коммунизма, время космоса' ('Авиация и космонавтика', 1967, N4), 'Ступени во Вселенную' (в сборнике АПН 'В 2017 году', 1968 г.).
Имя
Гагарина зарегистрировано как товарный знак (в том числе на парфюмерию, бумагу, кофе, чай, конфеты), правообладатели которого его дочери
Гагарина Елена Юрьевна и Галина Юрьевна.