БЕРТОН Ричард (Burton, Richard).(Актер)
Комментарии для БЕРТОН Ричард (Burton, Richard).
Биография БЕРТОН Ричард (Burton, Richard).
Настоящая фамилия: Дженкинз. Родился 10.11.1925 в Понтридайфене (Уэллс), умер 5.8.1984 в Селиньи (Швейцария). Двенадцатый из тринадцати детей шахтера, Ричард рано проявил свои способности, побуждая тем самым преподавателей всячески поощрять и поддерживать юный талант. Особую роль в его биографии сыграл учитель Филип Бертон, много занимавшийся с ним и отучивший от валлийского акцента. Его-то фамилию молодой Ричард Дженкинз и взял в качестве сценического псевдонима. Первую театральную роль Бертон сыграл в 1943 г. в пьесе известного валлийского драматурга, актера и режиссера Эмлина Уильямса 'Отдых Друидов'. После этого он служил в армии (ВВС), прошел устраивавшийся для военнослужащих полугодичный курс в Оксфордском университете и, демобилизовавшись в 1947 году, получил профессиональный контракт в Лондоне. С Эмлином Уильямсом связан и кинодебют Бертона: он сыграл одну из главных ролей в его фильме 'Последние дни Долвина' (1948). В молодом Бертоне привлекали прежде всего взрывной темперамент и великолепный голос: глубокий, мягкий и необыкновенно сильный. Поэтому он много читал на радио и уже в 1951 г. дебютировал в роли принца Халя (в 'Генрихе IV') на сцене Мемориального Шекспировского театра в Стратфорде-на-Эйвоне. Стиль его игры, во многом сохранившийся в последующие годы, уже тогда четко определил К. Тайнен: 'Бертон - это спокойный, до краев наполненный водоем, при этом удивительно глубокий; в двадцать пять лет он в совершенстве владеет паузой, и молчание его необыкновенно красноречиво'. Тогда же, в начале 50-х годов успешно началась и голливудская карьера Бертона; первый же из его американских фильмов 'Моя кузина Рейчел' (1952) принес ему выдвижение на 'Оскара'. (Всего их за кинематографическую жизнь было шесть, но ни одно так и не обернулось премией.) Бертона сравнивали с молодым Лоуренсом Оливье и предсказывали блестящее будущее. Однако до 1958 г., когда на экраны вышла киноверсия знаменитой пьесы Осборна 'Оглянись во гневе', больших художественных достижений у Бертона в кино не было. Роль же молодого интеллигента 'из низов', озлобленного на всю окружающую жизнь, начиная с чуждого ему общества и кончая собственной женой, оказалась ему весьма близкой. Закипающие холодной яростью глаза Джимми Портера- Бертона выражают всю силу неприятия безнадежно устаревших и лживых 'правил игры', которое принесло с собой в социальную жизнь его поколение. Выступление на Бродвее в мюзикле 'Камелот' (1960) окончательно утвердило Бертона в статусе международной звезды. С этих пор он позволил себе не выкладываться до конца в каждой роли, полагаясь на безупречную технику, обаяние своей сильной личности и великолепный голос. О том, что это вполне сознательный подход, свидетельствуют его собственные признания в журнале 'Лайф': 'Актерское искусство повсеместно рассматривается как ремесло, и я утверждаю, что оно ничем другим и не является, разве что в руках тех немногих, кто всего раз или два в своей жизни поднимает его до уровня чего-то необычного, мистического и глубоко задевающего душу'. Такие высшие точки достигались самим Бертоном нечасто и, как правило, в ансамбле с другими выдающимися исполнителями. Скажем, в 'Бекете' (1964) П-Гленвилла (по Ж. Ануйю) он играл в паре с Питером ОТулом, а среди других исполнителей был Джон Гилгуд, незадолго до этого поставивший с Бертоном в главной роли сценического 'Гамлета' в современных костюмах, после которого вся Америка заговорила о принце датском из поколения 'сердитых'. И вот, приступая к 'Бекету', актер, актриса, по собственному признанию, лишь в четвертый раз после девятнадцати картин настроился на то, чтобы действительно быть хорошим киноактером. Роль бывшего гуляки, компаньона королевских похождений, ставшего несгибаемым защитником церковных привилегий после принятия архиепископского сана и принявшего мученическую смерть от руки короля Генриха II, позволила Бертону в роли Фомы Бекета продемонстрировать широчайший исполнительский диапазон. Другим таким же несомненным успехом ансамблевой работы стала экранизация пьесы Э. Олби 'Кто боится Вирджинии ВулфN' (1966), где Бертон в паре с Элизабет Тейлор безжалостно вывернул наизнанку всю неприглядную подкладку благополучного на вид брака. Из сольных достижений этого времени выделяется роль в экранизации романа Ле Карре 'Шпион, который пришел с холода' (1965, реж. М. Ритт). Агент, обманутый своими начальниками и заранее предназначенный в жертву в ходе крупной игры, приобретает в исполнении Бертона масштабность трагического персонажа. По рисунку роли он не столько действует, сколько реагирует на происходящие события, производя, по отзыву рецензента, 'впечатление вулкана сразу после извержения'. И все же, в конце концов, звезда победила в Бертоне театрального актера, привыкшего к постоянному труду. (Именно это последнее качество отличало большинство британских мастеров сцены, попавших в Голливуд.) В центр внимания прессы попадают прежде всего его отношения со знаменитой американской кинозвездой Элизабет Тейлор, роман с которой, завершившийся браком в 1964 г., начался на съемках 'суперколосса' 'Клеопатра'' (1963), где Бертон играл Антония, а Тейлор - заглавную героиню. Этот знаменитый актерский союз, которому предшествовали громкие бракоразводные процессы обоих, долго занимал журналистов благодаря экстравагантности Тейлор и крутому нраву дружного с рюмкой Бертона. В какой-то момент они развелись, потом через год опять воссоединились, чтобы в 1976 г. снова расстаться... В эти годы особенно развился алкоголизм Бертона, оказавшийся оборотной стороной его актерской профессии, ибо в ней, по его словам, 'есть что-то унизительное для мужчины'. 'В этом есть что-то ненатуральное, - признавался Бертон, - мазать лицо гримом, надевать средневековые костюмы и декламировать чужие слова. Потому и пьешь, чтобы прошел стыд'. Как бы то ни было, поздние кинороли, будучи достаточно добротно сыграны, не добавили ничего к славе актера, оставив за ним репутацию таланта, очень много обещавшего, но всех своих обещаний так и не выполнившего. Последней его ролью стал таинственный и жестокий 0'Брайен в экранизации оруэловской антиутопии '1984'. Осенью того же 1984 г. Бертон умер в своем доме в Швейцарии, где он жил, скрываясь от непомерно высоких английских налогов. Фильмография: 'А Варавва был разбойником', 1949; 'Набережная', 1950; 'Женщина без имени', 1950; 'Зеленеет тростник', 1951; 'Крысы пустыни', 1953; 'Багряница', 1953; 'Первый среди игроков', 1955; 'Дожди Ранчипура', 1955; 'Александр Великий', 1956; 'Морская жена', 1957; 'Горькая победа', 1957; 'Куст куманики', 1960; 'Самый длинный день', 1962; 'Весьма важные персоны', 1963; 'Ночь игуаны', 1964; 'Гамлет', 1964; 'Что нового, кискаN', 1965; 'Кулик'. 1965; 'Укрощение строптивой' , 1967; 'Доктор Фаустус', 1967; 'Комедианты' , 1967; 'Бум!', 1968; 'Кэнди', 1968; 'Там, куда орлы не залетают', 1968; 'Лестница', 1969; 'Анна тысячи дней', 1969; 'Рейд на Роммеля', 1971; 'У молочного леса', 1971; 'Негодяй'. 1971; 'Убийство Троцкого', 1972; 'Хаммерсмит вышел на волю', 1972; 'Синяя Борода', 1972; 'Сутьеска' , 1973; 'Репрессия', 1973; 'Поездка' , 1974; 'Человек из клана', 1974; 'Еретик: Изгоняющий дьявола II', 1977; 'Эквус', 1977; 'Прикосновение Медузы', 1978; 'Дикие гуси', 1976; 'Отпущение грехов', 1978; 'Штайнер -Железный Крест', 1979; 'Тристан и Изольда', 1979; 'В кругу двоих', 1980; т/ф 'Вагнер', 1983; т/ф 'Остров Эллис', 1984.
Комментарии пользователей
|
|
|