Этот рассказ, как и вся история, предшествовавшая ему, дались нам непросто. И опубликовать материал, наверное, уместнее было бы в конце февраля следующего года, когда будет отмечаться 60-летие со дня подвига. Хотя... Если дань памяти мужественным людям отдавать только по круглым датам - это было бы верхом невежества. Особенно по отношению к таким, как
Александр Матросов. Даже при сегодняшнем забвении многих страниц истории, включая самые трудные, связанные с Великой Отечественной, память о нем свята.
Сразу оговорюсь: все, о чем ниже пойдет речь, - плод не моих кропотливых поисков. Это не я рассылал пачки писем в разные концы страны; не я встречался с сотнями людей, которые были лично знакомы с
Александром; не я ездил по деревням и весям, где обнаруживался его след... И это не мне принадлежит право сказать, что я установил настоящее имя
Александра Матросова.
Кто-то, наверное, спросит: зачем, когда уже и пятен-то белых почти не осталось, а те, которые появляются, стираются по причине давности лет... Для республик бывшего Союза, где еще остались улицы и площади, носящие его имя, где в музеях есть документы о нем, - это действительно не нужно. А вот для башкирского народа и маленькой деревушки Кунакбаево Учалинского района официальное признание, что
Александра Матросова звали Шакирьяном Мухамедьяновым - равносильно найти сына. Причем одного из достойнейших в своей истории.
Цена его подвига от этого не уменьшится ни на йоту. Зато следом за Салаватом Юлаевым он станет вторым национальным батыром Башкирии. Никто не собирается выступать за переименование улиц и площадей, за официальные процедуры по возвращении герою настоящего имени. Пусть просто все знают...
Юнус Юсупов, несмотря на свою инвалидность (он воевал еще в Гражданскую и вернулся оттуда без ступни), всегда отличался бойкостью, поэтому никого не удивил факт, что он женился на одной из кунакбаевских красавиц по имени Муслима, которая была гораздо его моложе. В 1924 году у них родился сын, которого нарекли Шакирьяном. А в книге актов о рождении (таков был порядок) записали по имени деда - Мухамедьянов Шакирьян Юнусович. Шакирьян получился бойким и проворным малым - в отца, и мать частенько повторяла: "Вырастет молодцом. Либо, напротив, будет вором...". Несмотря на то что из-за крайней бедности их сын всегда хуже остальных был одет, он никогда не унывал. Плавал лучше всех; а когда с пацанами, чтобы узнать, кто сколько раз женится, пускали по воде гладкие камушки, у него всегда выходило больше всех "невест".
Он мастерски играл в бабки, здорово бренчал на балалайке. Когда мать умерла, Шакирьяну было не больше шести-семи лет. Точные данные установить невозможно, поскольку ни в Кунакбаевском сельсовете, ни в Учалинском районном отделе Загса не сохранилась большая часть документов: они были уничтожены пожаром. Спустя какое-то время отец привел в дом другую жену, у которой был свой сын. Жили по-прежнему очень бедно, и нередко Юнус, взяв за руку родного сына, ковылял по дворам: попрошайничали. Тем и кормились. Шакирьян плохо знал родной язык, потому что отец больше говорил на русском. Да и ходить побираться так было удобнее.
У Юнуса тем временем появилась уже третья жена, и Шакирьян ушел из дома. Время было тяжелое, голодное, мальчишка, возможно, сам решился на это. Имеются, правда, сомнения: мол, похлопотала мачеха, чтобы избавиться от лишнего рта в семье.
Куда потом делся Шакирьян, сказать сложно: бумаги всех детских домов Башкирской АССР начала 30-х годов не сохранились. Но не исключено, что он попал в детприемник-распределитель по линии НКВД, откуда его направили в Мелекесс (ныне Димитровград) Ульяновской области. Там, говорят, и появились его "первые следы", и там он уже был Сашкой
Матросовым. Среди беспризорников существовали свои законы, и один из них гласил: если ты не русский, а национал, тебе никогда не поверят и всячески будут сторониться. Поэтому, попадая в детдома и колонии, подростки, особенно пацаны, всячески старались изменить свои родные фамилии и имена на русские.
Позже, уже будучи в Ивановской режимной колонии, Сашка со смехом откровенничал, как, устраиваясь в детдом, назвал своим родным местом город, в котором ни разу не был. Это несколько приоткрывает завесу, откуда во всех справочниках и энциклопедиях появился город Днепропетровск как место рождения
Александра Матросова.
В Ивановской колонии у него было несколько кличек: Шурик-Шакирьян - кто-то, по-видимому, знал его настоящее имя, Шурик-Матрогон - он любил носить бескозырку и матросскую форму, и Шурик-машинист - это было связано с тем, что он много путешествовал, и именно его посылали на вокзалы ловить сбежавших колонистов. Еще Сашку дразнили "башкиром". Еще вспоминают, что он здорово выбивал чечетку и умел играть на гитаре.
В Ивановский режимный детдом Саша
Матросов был доставлен 7 февраля 1938 года. (Кстати, именно с этого времени его жизнь более-менее можно восстановить по документам. - В.С.) С первых дней ему там что-то не понравилось, и он сбежал обратно в Ульяновский детприемник. Через три дня его все же вернули назад.
После окончания школы в детском доме в 1939 году
Матросова отправили в Куйбышев на вагоноремонтный завод. А там - гарь, дым... Это было не по Сашке, и спустя какое-то время он ушел оттуда по-английски. Не попрощавшись.
Последний раз в родном Кунакбаево Шакирьяна видели летом 1939 года. К тому времени он окончательно обрусел и всем представлялся
Александром Матросовым. Его никто особо не переспрашивал "почему" - было не принято задавать много вопросов. Сашка поправился, был аккуратно одет: на голове - бескозырка, под рубашкой виднелась тельняшка.
Еще будучи в Куйбышеве, его вместе с другом забрали в милицию, обвинив "в нарушении паспортного режима". Снова следы
Матросова всплыли осенью 1940 года в Саратове. Как явствует из сохранившихся до наших дней документов, народный суд 3-го участка Фрунзенского района осудил его 8 октября по статье 192-й УК РСФСР к двум годам лишения свободы.
Матросов был признан виновным в том, что, несмотря на данную им подписку о выезде из города Саратова в 24 часа, продолжал там проживать. Забегая вперед, скажу, что лишь 5 мая 1967 года Судебная коллегия Верховного суда смогла вернуться к кассационному рассмотрению этого дела, и приговор был отменен.
Матросов сидел в трудовой колонии, что в старой Уфе (на снимке: так он выглядел в ту пору). Он отбыл срок "от звонка до звонка" - об этом можно судить по тому, что в конце сентября 1942 года в группе других новобранцев он оказался в Краснохолмском военно-пехотном училище под Оренбургом. Курс обучения тогда составлял шесть месяцев, и осенний набор, в котором был
Александр, в марте 1943 должен был уйти на фронт лейтенантами. В училище
Матросова приняли в комсомол. Об этом факте можно было и не вспоминать, но впоследствии как минимум два музея (не хочется говорить какие) предъявили в качестве экспоната подлинник комсомольского билета Героя. Только на одном было написано: "Лег на огневую точку противника", на другом - "на боевую"...
Ситуация к концу 1942 года сложилась таким образом, что в январе 43-го весь курсантский состав училища был направлен рядовыми на пополнение фронтовых частей.
Матросов был зачислен в списки 91-й Тихоокеанской добровольческой морской бригады имени Сталина 25 февраля. А спустя два дня, при взятии деревни Чернушки, он шагнул в бессмертие, закрыв телом амбразуру с вражеским пулеметом.
И совсем не важно, что впоследствии, после приказа Сталина, этот день приурочат к 23 февраля - 25-летию Красной Армии; и что "подвиг
Матросова" до этого был уже совершен другими героями более 70 раз... Да хоть семь тысяч! Заслонить грудью товарищей от смерти, отдав при этом свою жизнь, - здесь одного мужества мало. И во все времена, у всех народов это ценилось и будет цениться выше, чем просто подвиг.
...Юнус бабай дожил до этого дня и, ковыляя по деревне, с гордостью говорил всем, что его Шакирьян - настоящий герой. Старику, правда, не верили, думали заговаривается - чего не бывает при болезни. А он твердил: "Права была Муслима, молодцом сын вырос..." Умер Юнус, так и не увидев "Золотую Звезду" Героя-сына и, забрав с собой навсегда тайну превращения Шакирьяна Мухамедьянова в
Александра Матросова.
От автора. Статья подготовлена по книге Рауфа Насырова, материалам башкирских газет, а также на основании тех данных, которые были собраны юными следопытами.
Источник:
http://www.pnp.ru/
Падал ли Александр Матросов на амбразуру дзота?
Александр Матросов был не тем, за кого себя выдавал