Дата рождения: 11.09.1940
Родился 11 сентября 1940 года в Ньюарке (Нью Джерси) в семье хирурга. Закончил Нью-Йоркский Колумбйиский университет (отделение искусств) и Sarah Lawrence College. Впервые обратил на себя внимание фильмами "Поздравления " и "Здорово, мамаша" - довольно злобными сатирическими комедиями из жизни Нью-Йоркской богемы с участием молодых Роберта Де Ниро и Джилл Клейборо. Эти фильмы еще не представляют его зрелый стиль, который многие киноведы упорно сопоставляемый со стилем самого Хичкока. Достаточно лишь посмотреть, к примсеру, сцену в музее из фильма "Одетый для убийства" (1980) - сразу понятно, где он подглядел методы создания "саспенса", все эти внезапные монтажные толчки.
Перекличка с фильмами "великого Хитча" занимает в творчестве режиссера много места. Стилевые и сюжетные параллели между "Наваждением" и хичкоковским "Головокружением", между "Одетым для убийства" (1980) и "Психозом" (1960) видны невооруженным глазом. Столь же увлеченно он цитирует и препарирует Blow Up Антониони в своем Blow Out (Проколе) , а также - на правах классика - самого себя.
Фильм, с которым Де
Пальма прорвался в кассовые режиссеры - "Кэрри" (1976) - тоже сделан под влиянием Хичкока. Это своего рода классика нового поджанра, утвердившегося в 70-х годах в американском кино. В фильмах этого направления ирреальные, мистические, инфернальные элементы как бы монтируются в абсолютно реальный, нормальный, умиротворенный мир американского пригорода. Кульминация этого стиля - "Полтергейст" (1982) Тоба Хупера.
Во второй половине восьмидесятых Де
Пальма несколько отошел от постмодернистского экспериментирования и начал снимать добротные жанровые картины. Этот период начался с фильма "Лицо со шрамом" (1983) - тяжеловесного римейка знаменитого боевика Говарда Хоукса 1932 года на современном материале (кубинские эмигранты). Здесь уже не игра в цитаты - стиль "большого голливудского фильма" цитируется целиком.
"Неприкасаемые" (1987) смотрятся как простой добротный триллер на материале жизни Аль Капоне. Экранизация романа Тома Вулфа "Костры тщеславия" (1990), задуманная как "сатирическая комедия", оглушительно провалилась в прокате. Поэтому в "Воспитании Кейна"(1992) Де
Пальма возвращается к апробированным фрейдистско - хичкокианским мотивам раздвоения личности.
"Путь Карлито" (1993) - снова римейк жанрового фильма.Через десять лет после "Лица со шрамом" Аль Пачино и Де
Пальма снова вместе - снимают фильм о гангстере. Пачино блестяще передает душевные движения раскаявшегося гангстера, а забронзовевший Де
Пальма тяжелой, но гибкой рукой стопроцентно контролирует развитие фильма.
"Миссия невыполнима" (1996) - киноверсия одноименного телесериала начала 70-х годов с Питером Грейвзом в роли руководителя группы тайных агентов, получающем на самоуничтожающихся дисках инструкции по борьбе с коммунизмом. У Де Пальмы Грейвза заменил Том Круз, а борьба с коммунистами сменилась разборками между членами развалившегося Варшавского блока. Фильм был одним из основных хитов 1996 года.
Оригинальное визуальное решение не спасло амбициозный триллер "Глаза змеи" (1998) от полного провала. Звезды фильма Никлас Кейдж и Гари Синиз старались, как могли, но отсутствие внятной драматургии сделало свое дело. Научно-фантастическая картина "Миссия на Марс" (2000) кажется полностью нарезанной из цитат - от "2001 -Космической Одиссеи" Стенли Кубрика, до "Контакта" Роберта Земекиса.
Брайан Де Пальма: "Миссия: выполнима"