БУКОВСКИ ЧАРЛЬЗ(Американский писатель, поэт, сценарист.)
Комментарии для БУКОВСКИ ЧАРЛЬЗ
Биография БУКОВСКИ ЧАРЛЬЗ
БУКОВСКИ, ЧАРЛЬЗ (Bukovski, Charles) (1920-1994) - американский писатель, поэт, сценарист. Автор более 40 книг - 6 романов, 7 сборников рассказов и 32 сборников стихотворений, переведенных на многие языки; по его произведениям и с его участием сняты художественные и документальные фильмы. Сторонник эстетики прямой и грубой онтологической честности, развиваемой битниками, богемными и маргинальными кругами Америки 1940-60-х - представителями так называемой 'натуралистической' школы. Родился 16 августа 1920 в Германии на берегу Рейна в Андернахе в семье служащего оккупационной армии. В 1922 семья переезжает в США в Балтимор, затем в Пасадену, позже окончательно оседает в Лос-Анджелесе. Детские и школьные впечатления легли в основу известного автобиографического романа Буковски "Хлеб с ветчиной" (Ham on Rye, 1982). В нем он рассказывает о первых влюбленностях и бурях юношеского созревания, а также методах воспитания отца, сторонника педантичной жесткости, муштры и физических наказаний.
После эпизода из школьной жизни, описанного в романе, когда учительница расхвалила перед классом написанный Чинаски (главным героем романа, вторым 'я' автора), рассказ о выдуманной встрече с президентом Гувером, нисколько не смутившись тем обстоятельством, что это была полная 'липа', он сделал для себя важный вывод: 'Так вот что им нужно на самом деле: ложь. Прекрасное вранье'. Активное нежелание окружающих видеть неприятную правду, уход от нее в разнообразные формы социальных игр становится для Буковски тем жизненным переживанием, которое в дальнейшем отразилось на его характере, определило судьбу и общее направление творчества.
После окончания средней школы в 1939-1941 учится в Городском колледже Лос-Анджелеса - на факультете журналистики и английского языка. В начале Второй мировой войны бросает колледж, отправляется в Нью-Йорк, затем в Филадельфию, где был признан психиатрами негодным к службе в армии по причине 'антисоциальности'. Скитается по стране, перебиваясь случайными заработками. Работал на бойне, в железнодорожной ремонтной бригаде, в американском Красном Кресте - более, чем в ста местах в разных городах и штатах. Голодая и ограничивая себя одним шоколадным батончиком в день, пишет по 4-5 рассказов и стихотворений в неделю и, переписав их от руки печатными буквами, (печатной машинки не было), отсылает в различные журналы. Рассказы возвращались обратно, и только в 1944 два из них были напечатаны в журналах 'История' и 'Портфолио'.
После этого делает перерыв в писательских опытах продолжительностью лет в десять. Эти годы были потрачены на скитания 'в людях' и обретение личного опыта. Он ведет бродячий или, что называется, беспорядочный образ жизни - непродолжительные любовные и сексуальные связи, алкоголизм, разборки со случайными знакомыми и постоянный поиск необременительных мелких заработков. Его окружают в основном люди 'дна' - отчаявшиеся, не обнаруживающие в своем существовании сколько-нибудь достойного смысла. В представлении Буковски они, по крайней мере, не лгали по большому счету, не закрывая глаза на то, что им не хочется видеть, и в этом смысле были куда ближе к 'правде жизни', т.е. к ее глубинной онтологии, чем профессора и прочий ученый люд. Этот период жизни закончился для писателя в благотворительной палате окружной больницы Лос-Анджелеса, куда он попал с кровоточащей язвой желудка, - ему делают переливание крови и настоятельно рекомендуют сделать операцию.
После пребывания в больнице возвращается к писательству - приходя с работы, пишет стихи и рассылает по поэтическим журналам. Один из номеров журнала 'Арлекин' был целиком составлен из его стихотворений, а поездка в Техас и знакомство с редактором журнала закончились женитьбой и рождением дочери Марины в 1955; правда, совместная жизнь продлилась недолго. Буковски продолжает вести привычный образ жизни, много пишет. Теперь с публикациями ему везет больше. В 'Вечнозеленом Ревю' (Evergreen Revue) публикуются его рассказы, калифорнийское общество любителей поэзии 'Эврика' издает на мимеографе тиражом 200 экз. его первый 30-страничный сборник стихов - "Цветок, кулак и похотливый вой" (Flower, Fist and Bestial Wail, 1960), затем выходят "Стихи на длинную дистанцию для продувшихся игроков" (Longshot Poems for Broke Players, 1962). Основные поэтические сборники, привлекшие внимание критики и читателей к его творчеству, были изданы в небольшом частном издательстве 'Луджон Пресс'.
Первые книги Буковски - сборники рассказов и стихов - в основном публиковались в частных независимых издательствах, владельцы которых были достаточно самостоятельны, чтобы не идти на поводу у оценок литературного истеблишмента. Произведения Буковски были полной противоположностью принятым тогда за писательский образец изысканным интеллектуальным пассажам.
Нью-орлеанское издательство 'Луджон Пресс' (Loujon Press) было основано супругами Уэбб - писателем Джоном Эдгаром и художницей Джипси и занималось в основном публикацией в 1954-1967 сочинений Буковски. Их издательская практика началась с выхода в печать двух поэтических сборников Буковски: "Это держит мое сердце" (It Catches my Heart in Its Hands, 1963) с предисловием профессора Луизианского университета Дж.У.Коррингтона, содержащим оценку его поэзии, и "Распятие в руке смерти" (Crucifix in a Deathhand, 1965). Сборники были набраны вручную на тонкой разноцветной текстурной бумаге ограниченным тиражом (теперь - библиографическая редкость). Биограф Нил Чирковски пишет о впечатлении, которое произвело появление этого сборника, - он 'вызвал настоящую шоковую волну в поэтическом мире. Репутации Буковски совершить квантовый скачок помогало все - печать, бумага, переплет, это вводное слово Билла Коррингтона: сама поэзия соответствовала любовной тщательности производства'.
В начале 1960-х 'Луджон Пресс' издает известный леворадикальный по направленности журнал Аутсайдер (The Outsider) - всего вышло 6 номеров. В оглавление первого номера (1961) можно встретить имена почти всех ведущих писателей-битников - Дж.Керуак, Г.Миллер, У.Берроуз и др. В первом номере 'Аутсайдера' вышла и одна из первых подборок из 11 коротких стихотворений Буковски, составивших Альбом Чарльза Буковски. К середине 1960-х его стихи уже жаждали печатать сотни небольших поэтических журналов. В 1966 по итогам опроса журнала 'Аутсайдер' Буковски было присвоено звание 'аутсайдера года'.
В высоко оцененной критикой биографии Нила Чирковски Хэнк: Жизнь Чарлза Буковски (1999), автор которой в 16 лет лично познакомился со своим кумиром после чтения 'Аутсайдера' и его первых сборников стихов, описывалось уникальное явление того времени - дружба двух писателей из разных городов: 'В те 'аутсайдерские' годы в Штатах было только два настоящих города аутсайдеров - Лос-Анджелес Буковски и Нью-Орлеан Джона Уэбба. :Уэббы :представляли Буковски в одном ряду с битниками: ибо Буковски в самом деле вышел из мироощущения 1940-х годов, дав голос безголосым. После этого Эдгар Уэбб соединил восприятие этого автора с произведениями писателей 50-х гг., а Уолтер Лоуэнфелс оформил взгляды этого леворадикального движения в литературе в своих письмах. :это было: мироощущением богемным и подпольным'.
В это время Буковски был известен в основном как поэт, писавший энергичные, нервирующие стихи, исполненные остроумия и ожесточенной горечи, частично напоминающие У.Уитмена, частично 'автоматическое письмо' сюрреалистов и битников. 'Прежде всего, его поэзия была слишком грубой и сырой. С другой стороны, он сделал ее простой и доступной.' (Г.Локлин, Калифорнийский университет). Поэзия Буковски - порождение философии бродяжничества 20 в., в ней сочетались поиск оснований собственного бытия, нежелание включаться в 'ярмарку тщеславия' своего времени и бесцельный 'дрейф' по течению жизни.
При этом печальные герои и героини прозы этого 'поэта отчуждения и писателя подлинной наполненности' (К.Рэсрот) - уголовники, проститутки, игроки, пьянчуги, обитатели трущоб и лос-анджелесских баров - воспринимались критикой более серьезно, чем его стихи. 'Американский язык, каким его слышит Буковски, в самом деле довольно легко 'прибить к бумаге гвоздями', - такой он конкретный и 'плотно пригнанный' (Дж.У.Коррингтон). Его манеру сравнивали с Э.Хемингуэем - Буковски также предпочитал простые прилагательные, слова и абзацы были короткими и 'по делу'. 'Иногда Буковски называют битником, иногда натуралистом, но писал он так, будто был водопроводчиком' (М.Немцов). Он презирал 'липу' и претенциозность и ежился от чересчур вычурных литературных словоупотреблений. Стиль прост и прямолинеен, фразы лаконичные и целенаправленные, никаких метафор, аллюзий. Его девиз - 'Мне нравится сказать то, что я должен сказать, и отвалить'.
В 1966 в Санта-Розе (Калифорния) Джон Мартин, ярый поклонник творчества Буковски, основывает издательство 'Черный Воробей' (Black Sparrow Press), прежде всего ради того, чтобы печатать произведения Буковски - автобиографические наброски, житейские истории, наблюдения, стихи. Здесь и выходят в 1960-х его сборники "На улице террора по пути агонии", "Дни бегут, как дикие лошади по холмам" и др. Поскольку Буковски нуждался в деньгах и постоянно искал заработки, Джон Мартин в 1969 предложил выплачивать ему ежемесячно по 100 долларов, чтобы он не отвлекался от писательства. Буковски был чрезвычайно рад этому предложению.
Теперь 'в портфеле' 'Черного Воробья' - 23 названия произведений Буковски, оно - одно из наиболее уважаемых независимых издательств США. Его книги можно узнать по характерному оформлению рыхлых разноцветных обложек - аскетичные шрифтовые композиции в духе русского конструктивизма. Доходы от книг 'Бука' до сих пор составляют около трети 800-тысячного годового объема продаж издательства. 'Он помог мне построить мой издательский бизнес, я помог ему стать преуспевающим писателем и зажиточным человеком. Это так - умер Хэнк по-прежнему бичом, но бичом не бедным', - отмечал Джон Мартин, который в свое время работал в фирме по доставке товаров, чтобы его начинающее издательство могло печатать книги мало кому известного Чарльза Буковски.
В начале 1970 в возрасте 50 лет Буковски за 20 дней пишет роман "Почтамт" (Post Office, 1971), повествующий о монотонных, отупляющих буднях вкалывающего на почте Генри Чинаски - по сути, постоянного главного героя его произведений. В основу положен реальный жизненный опыт Буковски - в 1958 он сам работал на сортировке почты. Отмечая появление "Почтамта", одни критики отмечали, что сумма описанных в нем эпизодов так и не сложилась в единое целое, другие же полагали, что такое 'рваное' повествование отражает бесцельность жизни главного героя. По сведениям Джона Мартина, в США первый роман Буковски был продан тиражом 75 тыс. экз., по всему миру - 500 тыс. экз.
Между 1969 и 1972 Буковски и Чирковски выпускают три сборника "Литературный смех и человек, вооруженный до зубов". В 1974 Буковски получает стипендию Национального Фонда Поощрения Искусств, переселяется в квартиру в Голливуде. Подрабатывает в мужских журналах, в том числе в Hustler, а также в андеграундных газетах 'Свободная пресса Лос-Анджелеса', 'Нола Экспресс' и 'Открытый город' (Open City), где ведет колонку 'Заметки Старого Козла' - громит обожающих его хиппи.
В следующем романе "Фактотум" (Factotum, 1976) описаны приключения Генри Чинаски, искренне пытающегося найти себе подходящую постоянную работу (фактотум - подмастерье, мастер на все руки). По сравнению с предыдущими произведениями, его образ дается более развернуто. Высокие чаяния Чинаски обесценивает и низводит до смешной чопорности, предпочитая общество забулдыг и всяческих 'неустроенных' людей. В своем одиночестве они поддерживают друг друга простым пребыванием рядом. В то же время тяга к 'высокому' присутствует и в их жизни, порой окрашивая ее в трагические тона. Она же толкает их к алкоголю: 'Без кира я бы давно себе глотку перерезал. /:/ пьянство - это форма самоубийства, когда тебе позволено возвращаться к жизни и начинать все заново на следующий день'.
Далее выходят его романы "Женщины" (1978), "Ветчина на хлебе" (1982), сборники "Африка, Париж, Греция"; "Конина"; "Все жопы мира и моя" и др. В них опять же описаны вылазки в мир работяг, шабашников, шлюх и барменов. Его герою надоела политкорректность и эта 'пластмассовая' 'культурка', где все лгут друг другу и где не дождешься простого честного слова. Одна радость - добрая выпивка, отзывчивая подруга да пара монет для тотализатора на скачках. В романе "Женщины" (Women, 1978) Генри Чинаски признается в любви к 'своим' женщинам.
К концу 1970-х Буковски становится популярным. Все чаще его приглашают выступать перед читателями с чтением стихов (за 200 долларов). А его поездки в Европу - визиты в Германию и Францию стали значительными культурными событиями, активно освещавшимися по ТВ и в прессе.
Анализируя вышедший в 1972 большой сборник рассказов "Эрекции, эякуляции, эксгибиции и истории обыкновенного безумия" (Erections, Ejaculations, Exhibitions and General Tales of Ordinary Madness), критики пытались выделить основное направление новаторских поисков Буковски. Считать ли в качестве таковых формальные нововведения вроде отсутствия заглавных букв в именах собственных или набранные курсивом диалоги? Или же новизна заключается в специфическом раблезианском юморе, высмеивающем всех и вся - писателей, политиков, феминистов, гомосексуалов, среди которых простой парень вроде Хэнка чувствует себя изгоем и ископаемым.
По произведениям, вошедшим в сборник, в 1983 был снят художественный фильм "История обыкновенного безумия" (Италия - Франция, режиссер Марко Феррера, в главных ролях Бен Газарра и Орнелла Мутти) - одна из лучших экранизаций Буковски. Сквозным сюжетом в фильме проходит история из его известного рассказа "Самая красивая женщина в городе". Удачной можно считать и другую киноверсию его произведений, снятую в жанре черной комедии и психологической драмы, - ленту "Холодная луна" (Франция, 1989, режиссер Патрик Бушите, в главных ролях Патрик Бушите и Жан-Франсуа Стивен), повествующую о приключениях двух 'отвязных' дружков. Несмотря на всю 'придурковатость' их юмора, герои оказываются не чужды возвышенных мыслей о сущем и красоте мира, которая может открыться любому, причем в самом неожиданном виде.
Кинодокументалистика также не прошла мимо Буковски. В начале 1970-х Тэйлором Хэкфордом был снят о нем 'честный и прямой', по мнению Буковски, документальный фильм. В 1983 канадский режиссер Рон Манн создал документальный фильм "Поэзия в движении", посвященный североамериканскому поэтическому ренессансу. Кадры полуторачасового фильма, запечатлевшего несколько десятков наиболее известных поэтов Америки, читающих свои стихи под аккомпанемент любимой музыки, сопровождает авторский комментарий Чарльза Буковски.
Буковски получает приглашение поработать в Голливуде в качестве сценариста. По написанному им автобиографическому сценарию для Cannon Group Inc. был снят фильм "Пьянь" (Barfly, режиссер Барбет Шредер, 1987), где снимались Фэй Данауэй и Микки Рурк в роли Генри Чинаски. Фильм имел у зрителей определенный успех. Буковски же в свою очередь воспользовался случаем 'приложить по полной программе' голливудскую кухню - он пишет очередной роман "Голливуд" (Hollywood, 1989), живописующий порядки, царящие на знаменитой 'фабрике грез'. На фоне 'изнанки жизни' голливудских тусовщиков и пикировок между режиссерами он выводит образ местного гения Виктора Нормана - писателя, живущего за счет продюсеров. Его прототип - нью-йоркского писателя Нормана Мейлера он считал по стилю и мировоззрению родственным себе - калифорнийцу Буковски.
Постепенно литературный истэблишмент стал 'нежно, хотя и с некоторой опаской прижимать его к своей обширной груди'. Вышла биография Буковски, написанная Хью Фоксом, во Франции его поэзией восхищались Ж.П.Сартр и Ж.Жане. К концу жизни он стал моден, имел как поклонников, так и противников, все еще не торопившихся причислять его имя к 'большой литературе'.
Сам он классическую и современную литературу по большей части считал вычурной, чопорной, слишком уравновешенной и фальшивой. Он полагал, что пишет 'подпольно и не богато', т.е. не так, как положено. При этом ему нравились П.Неруда, ранний Хемингуэй, Дж.Сэлинджер, Селин, Кнут Гамсун, Ф.Вийон, Ф.Достоевский. 'В человеческом плане, несмотря на его неуживчивый, сварливый и вздорный характер, в нем всегда присутствовала абсолютная ясность ума и контроль разума, а также - настолько покоряющее добродушие, мужество и щедрость, что его называли 'единственным действительно любимым поэтом подполья''. (Д.Ньюлав).
В 1993 в издательстве 'Черный воробей' вышла последняя прижизненная антология Буковски "Беги вместе с добычей". В нее вошла расположенная в хронологическом порядке большая часть поэтического и прозаического материала, опубликованного в издательстве. Его последнему роману "Макулатура" (Pulp, 1994), как и предыдущим, присущи чувство юмора, раскрепощенная речь, упор на сексуальность и сленговые выражения. Роман проникнут настроениями приближающейся смерти - 'Хочу, чтобы меня похоронили возле ипподрома: где будет слышен последний заезд'.
Чарлз Буковски умер от лейкемии 9 марта 1994 в своем доме в Сан-Педро, где жил с 1979.
Поклонников творчества 'Бука' оказалось особенно много в Европе, где его охотно переводили и переводят, - именно продажи в Европе его книг, разошедшихся миллионными тиражами, сделали Буковски состоятельным человеком. В России, начиная с 1990-х, его произведения публикуют издательства 'Глагол' (Москва) и 'Новое культурное пространство' в серии 'Книги Бука' (СПб). Отечественные поклонники его творчества находят совпадения в манере письма и эпизодах биографии Буковски с Сергеем Довлатовым, отмечают влияние 'Бука' на творчество и жизненную позицию Эдуарда Лимонова.
Буковски остается самым талантливым и авторитетным лидером так называемой натуралистической школы (Meat School). Ее представители грубо и агрессивно, 'выворачивая наизнанку свое уязвленное нутро', пишут о мире люмпен-пролетариата. Как говорил Чирковски: ':появился прямой грубый стиль, который в меньшей степени походит на поэзию, а в большей смахивает на то, как будто бы в баре какой-то малый садится напротив тебя и заводит беседу'. Буковски - писатель, который никогда не верил в традиционные американские ценности и черпал свое вдохновение в жизни 'своих в доску' бродяг. Опустившиеся колоритные люмпены на поверку оказываются не менее глубоки и интересны, чем представители среднего и высшего класса. У них тоже есть свой набор человеческих ценностей и, свой кодекс чести. Поскольку они следуют заповеди: 'Смотри честно правде в глаза, и тебе сразу станет легче', у них хватает мужества называть вещи 'их паршивыми именами', не приукрашивая правду и не пряча голову в песок.
Творчество Буковски - своего рода анархистская сатира и провокация: ':он бросает вызов. Он постоянно выплескивает стакан холодной воды прямо вам в лицо и требует, чтобы вы подумали о том, кто вы и что есть ваша жизнь.' (Чирковски).
Его интересовала неприкрытая и откровенная правда жизни, грубые, фундаментальные истины, лежащие в ее основе. Он ориентировался на основы бытия, которые часто оказываются скрыты под спудом, но именно они держат всю конструкцию человеческого существования. Буковски интересует в человеке его 'онтологический фундамент', ибо человек по своей сути един, несмотря на все различия в воспитании, образовании и культуре.
Комментарии пользователей
|
МБ для БУКОВСКИ ЧАРЛЬЗ |
спасибо, очень инетересно и правдиво! |
|
|