Нагиса Осима родился 31 марта 1932 года в Киото в семье инженера, происходившего из самурайского рода. Рано потеряв отца, он вынужден был самостоятельно зарабатывать на жизнь. В апреле 1950 года Осима поступил на юридический факультет университета Киото, во время учебы на котором он увлекся бейсболом, театром и стал активистом студенческого движения, получив прозвище "красный студент". После окончания университета Осима вместе с несколькими товарищами по студенческому театру выдержал трудный экзамен и в апреле 1954 года был принят в отдел ассистентов студии "Офуна" компании "Сетику". В 1956 году вместе с кинокритиком Тадао Сато он основал журнал "Эйга хихе" ("Кинокритика"). Когда компания в конце 1950-х годов попала в полосу финансового кризиса, ее продюсер, Сиро Кидо, предоставил возможность самостоятельно ставить фильмы нескольким ассистентам, и в их число попали и
Нагиса Осима, и Сехэй Имамура, и Ёсисигэ Ёсида, и Масахиро Синода - их творчество впоследствии было названо "новой волной 'Офуна'". Дебютом молодого режиссера стала картина "Улица любви и надежды" (1959). Следующие фильмы - "История жестокой юности" и "Кладбище солнца" - выдвинули его в лидеры режиссеров нового поколения. После конфликта с руководством студии, снявшей с показа его "Ночь и туман Японии",
Нагиса Осима ушел с "Сетику" и осенью 1960 года создал собственную компанию - "Содзося". На ней он поставил ряд фильмов, для которых были характерны поиски новых возможностей киноязыка - "Демон, возникающий среди белого дня" (1966), "Военное искусство Ниндзя. Альбом" (1967), "Исследование непристойных песен Японии" (1967), "Совместное самоубийство влюбленных - японское лето" (1968), "Возвращение троих пьяниц" (1968), "Дневник вора из Синдзюку" (1969), "История, рассказанная после токийской войны" (1970). Показанный на кинофестивале в Каннах фильм "Смертная казнь через повешение" (1968) сделал имя режиссера известным мировой кинообщественности. Со второй половины 1970-х годов
Нагиса Осима начал создавать фильмы в сотрудничестве с европейскими кинематографистами - он поставил скандально знаменитые картины "Коррида любви" ("Империя чувств", 1976) и "Призраки любви" ("Империя страсти", 1978), удостоенные нескольких престижных призов, а также ленту "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!" (1983), в которой главные роли исполнили Дэвид Боуи и Такеши Китано. В 1986 году во Франции режиссер снял "черную" комедию "Макс, моя любовь". После долгого перерыва в 1999 году он поставил фильм "Табу". Кроме того,
Нагиса Осима много работает на телевидении, снимает документальные фильмы, пишет книги.
"111 символов" Красотой Японии возрожденный