ФЕРНАНДЕС (Fernandez)
Эмилио (26. 03. 1904 - 06. 08. 1986), мексиканский режиссер и актер.
По происхождению индеец, известен также под именем Эль Индио.
Учился в военном училище. В 1928-33 годы снимался в эпизодах в Голливуде. С 1934 года актер (фильмы 'Сердце бандита', 1934; 'Мария Елена', 1935) и сценарист. Большим успехом стала главная роль в ленте 'Ханитцио' К. Наварро. Затем
Фернандес пробует себя в режиссуре: 'Остров страсти' (Isla De La Passion, 1941) и 'Я - настоящий мексиканец' (Soy Puro Mexicano, 1942). Самобытный авторский стиль определился в картине 'Дикий цветок' (Flor Silvestre, 1943), где вокруг режиссера объединился постоянный съемочный коллектив: сценарист Маурисио Магдалено, оператор Габриэль Фигероа, актеры Долорес дель Рио и Педро Армендарис. Международную славу
Фернандесу принес фильм 'Мария Канделария' (Maria Candelaria, 1943, приз МКФ в Канне, 1946), знаменовавший рождение новой школы в мексиканском кино, отмеченной влиянием идей 'индихенизма'. Наиболее плодотворно режиссер работает в 40-е годы: 'Покинутые' и 'Бугамбилья' (Bugambilia, оба - 1944), 'Пепита Хименес' (Pepita Jimenez, 1945), 'Жемчужина' (1945, приз МКФ в Венеции, 1947), 'Влюбленная' (Enamorada, 1946), 'Рио Эскондидо' (Rio Escondido, 1947), 'Макловия' и 'Сельская девушка'/'Мексиканская девушка' (обе - 1948), 'Один день жизни' (1950). Многие ленты удостоены премий Мексиканской киноакадемии.
Реалистические в своей основе картины
Фернандеса содержат элементы социальной критики, в их центре - судьбы героев (людей из народа, по большей части индейских крестьян и рыбаков), решенные в романтически-возвышенном ключе. Художественному стилю режиссера свойственно сочетание красоты и трагедийности, идущее от древних мексиканских легенд, влияние живописи художников-муралистов, поэтичность и определенная эстетизация индейцев. Эмоциональную атмосферу лучших фильмов во многом создает операторское искусство Г. Фигероа, прекрасного мастера светотени.
В 50-е начался заметный спад в творчестве
Фернандеса - 'Акапулько' (Acapulco, 1951), 'Репортаж' (El Reportaje, 1953), 'Любовное свидание' (Una Cita De Amor, 1956) и др. Он возвратился к актерскому ремеслу, выступив в фильмах 'Кукарача' (1958), 'Железные братья' (1961), в своей картине 'Верный солдат Панчо Вильи' (A Loyal Soldier Of Pancho Villa, 1966). Снимался в Испании, США (ленты 'Дикая банда', 'Пэт Гэррет и Билли Кид' и 'Принесите мне голову Альфредо Гарсиа' С. Пекинпа, 'Под вулканом' Дж. Хьюстона). Вновь обратился к режиссуре, используя мотивы прежних лент: 'Ла Чока' (La Choca, 1973), 'Красная зона' (Zona Roja, 1975), 'Север Мексики' (1977), 'Эротика' (1978).
Страница Э.Фернандоса в "Универсальной энциклопедии" на мегапортале "Кирилл и Мефодий".