( 27. 11. 1914 - 18. 3. 1958)
Степан Филиппович Машковский - командир авиаэскадрильи 184-го истребительного авиационного полка (Брянский фронт) старший лейтенант. Родился 14 (27) ноября 1914 года в селе Темрюк (ныне ? село Старченково Володарского района Донецкой области, Украина). По национальности украинец. В 1932 окончил 2 курса сельхозтехникума в городе Приморск Запорожской области. В 1932-1935 работал десятником шахты №30 в Донбассе.
В Советской армии с 1936. В 1937 окончил Харьковскую военную авиационную школу летчиков. Служил в Ленинградском военном округе на должностях командира звена, штурмана авиаэскадрильи.
В июле-сентябре 1939 в должности адъютанта авиаэскадрильи 56-го истребительного авиационного полка С.Ф.Машковский получил боевое крещение на реке Халхин-Гол. За время боевых действий он совершил 120 боевых вылетов и лично сбил лично 3 самолета противника и 1 в группе, за что награжден орденом Красного Знамени.
После Халхин-Гола продолжал службу на должности командира авиаэскадрильи в Забайкальском военном округе.
Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 в должности командира авиаэскадрильи 184-го истребительного авиационного полка (11-я смешанная авиационная дивизия, Брянский фронт). За первый месяц боев он совершил 64 боевых вылета, сбил лично 2 и в группе 4 самолета противника. 1 августа 1941 года совершил воздушный таран, после которого благополучно посадил свой И-16 на аэродром.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Степану Филипповичу Машковскому присвоено 11 сентября 1941 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях.
Вскоре после этого С.Ф.Машковский был назначен помощником командира 32-го истребительного авиационного полка (43 истрибительная авиадивизия Западный фронт). В декабре 1941 был тяжело ранен и до октября 1942 находился в госпитале. После излечения назначен командиром авиаэскадрильи 180 ( с ноября 1942 - 30-го гвардейского ) истребительного авиационного полка (1 воздушная армия Западный фронт), в составе которого воевал до марта 1943.
Всего в годы войны совершил 280 боевых вылетов,провел 72 воздушных боя, в которых сбил лично 14 и в группе 17 самолетов противника.
С марта 1943 ? на летно-испытательной работе в Летно-исследовательском институте. Здесь он прошел путь от рядового летчика-испытателя, капитана до заместителя начальника ЛИИ по летной части, полковника. За 15 лет работы в институте им было проведено большое количество самых различных испытаний.
В 1944 он провел испытания американского истребителя ?Тандерболт? (P-47 фирмы "Рипаблик"), во время которых из-за разрушения мотора был вынужден совершить вынужденную посадку вне аэродрома. В 1944-1945 С.Ф.Машковский участвовал в испытаниях опытного высотного истребителя Пе-2И, в 1946 ? в испытаниях экспериментального самолета МиГ-8 ?Утка?, в 1955 ? в испытаниях по заправке истребителя МиГ-19 от Ту-16.
Необходимо отметить, что, придя на испытательную работу из авиации ПВО, он легко освоил тяжелые самолеты, с успехом проведя испытания: модификации пассажирского Ли-2 с моторами АШ-82ФН (1944-1945), тяжелого бомбардировщика Ту-4 (1948), реактивного бомбардировщика Ту-16 (1954-1955). Большой объем работ был выполнен С.Ф.Машковским на различных летающих лабораториях. В частности, им были проведены испытания: турбовинтово годвигателя ТВ-2 (на Ту-4ЛЛ, 1951 год), реактивных двигателей АЛ-7Ф (на Ту-4ЛЛ, 1955 год) и АМ-3М(на Ту-16, 1955 год).
В 1947-1949 с самолетов Пе-2 и МиГ-9УТИ, пилотируемых С.Ф.Машковским, быливы полнены первые в стране катапультирования (парашютист-испытатель Г.А.Кондрашов).
В 1947-1950 Степан Филиппович активно сотрудничал с ОКБ С.А.Лавочкина. Он поднял в небо и провел испытания опытных самолетов Ла-156 (1947), Ла-150Ф (1947-1948), Ла-200 (1949-1950). 10 апреля 1947 года впервые в стране на самолете Ла-156 им был выполнен взлет и полет с включением форсажа. Он также участвовал в испытаниях опытных самолетов Ла-152, Ла-160, Ла-174ТК.
В 1954 С.Ф.Машковский окончил курсы при Школе летчиков-испытателей. С 1952 в числе первыхлетчиков-испытателей начал обучение в Жуковском филиале Московского авиационного института, в 1958 готовился защищать диплом. Однако этому не сужденобыло сбыться.
18 марта 1958 года при проведении испытаний тяжелого стратегического бомбардировщика М-4 с отключенными бустерами произошла катастрофа. Погибли 6 человек, среди них ? командир экипажа, летчик-испытатель 1-го класса Степан Филиппович Машковский. Похоронили его в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Степан Филиппович награжден 2 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды, медалями. Летчик-испытатель 1-го класса (1948).
В селе Старченково установлен бюст С.Ф.Машковского. В Жуковском, на доме, где он жил, ? мемориальная доска.
Биография предоставлена А.А.Симоновым
+