(1896 - 1934) - отечественный
психолог, создатель культурно-
исторической концепции развития высших психических функций. До второй половины 20-х гг. занимался проблемой восприятия искусства, выделяя в эмоциональной сфере воспринимающего то или иное произведение искусства два разнонаправленных аффекта, противоположность которых снимается в катарсисе, являющимся основой эстетических реакций. В
работе 'Исторический смысл
психологического кризиса' приступил к анализу общих проблем методологии и теории
психологии и
построению методологии марксистской
психологии. Занимался проблемами дефектологии в созданной им лаборатории
психологии аномального детства (1925 - 1926), сформулировав новую теорию развития аномального
ребенка. В последний этап своего творчества исследовал соотношение мышления и речи, развитие значений в онтогенезе, эгоцентрическую речь ('Мышление и речь', 1934). Ввел понятие зоны ближайшего развития. Оказал существенное влияние как на отечественную (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец), так и мировую
психологическую мысль.