Александр Моисеевич Володин родился в 1919 году в Минске. После окончания школы и краткосрочных курсов пошел работать учителем в сельскую школу. В годы Отечественной войны был связистом, сапером, участвовал в боях на Западном фронте и на Белорусском. Уже в мирное время окончил сценарный факультет ВГИКа. Работал редактором на студиях "Леннаучфильм" и "Ленфильм".
В пятидесятые годы начинает писать рассказы и пьесы. Первая же его пьеса "Фабричная девчонка" (1955) шла в театрах Москвы, Ленинграда, других городах нашей страны и за рубежом. Широко игрались также и все последующие его пьесы: "Пять вечеров", "Старшая сестра", "Назначение", "С любимыми не расставайтесь", "Дульсинея Тобосская", "Две стрелы". По киносценариям и пьесам А.
Володина поставлены фильмы: "Звонят, откройте дверь!" (режиссер А. Митта, 1965), "Похождения зубного врача" (режиссер Э. Климов, 1966), "Фокусник" (режиссер П. Тодоровский, 1968), "Дочки-матери" (режиссер С. Герасимов, 1975), "Пять вечеров" (режиссер Н. Михалков, 1979). Фильм, поставленный режиссером Г. Данелия по сценарию "Осенний марафон", получил главный приз на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне.
Помимо прозы, пишет стихи.
Умер 16 декабря 2001 года на 83-м году жизни.
Статья С. Юрского предваряет книгу сочинений
Александра Моисеевича Володина, изданную в Екатеринбурге в 1999 году.
МОЙ ВОСХИТИТЕЛЬНЫЙ ДРУГ
"... ибо это кровно меня касается.
А также и всех остальных. Только все делают вид,
что это их не касается. А я не хочу делать вид".
А.
Володин "Дульсинея Тобосская"
Слова, приведенные в эпиграфе, это не авторские слова, это слова одного из персонажей. И все-таки это слова
Александра Володина. Не спрашивайте его об этом - он не признается. Он никогда не станет бить себя кулаком в грудь и говорить: "Я не такой, как все, я лучше!". Наоборот, чужую вину будет переживать, как собственный грех. Но в чем он точно сольется со своим персонажем, так это в категоричном: "А я не хочу делать вид!"
Вот уже пошел девятый десяток пребывания
Александра Моисеевича на этом свете, и уже сорок с лишним лет, как я имею удовольствие знать его, и могу заверить - никогда, ну абсолютно - никогда! - он не "делал вида", всегда был самим собой. Именно это качество определяет оригинальность, неожиданность, душевность всех его произведений - и пьес, и прозы, и стихов. Именно это качество делает столь освежающим, просветляющим личное общение с ним. В наш-то век, когда появилась и гордо утвердилась ужасная профессия "имиджмейкер" - мастер, придумывающий кем бы притвориться клиенту, чтобы понравиться обществу, публике, миру, - в наш-то век, когда реклама, то есть восхваление себя и своего товара занимает больше времени, чем сама деятельность, и вдруг встретить человека, который равен самому себе, который живет таким, каким Творец его создал! Подлинное лицо, лицо без маски - вот первое, что делает
Александра Володина явлением редким, почти исключительным.
А второе... Второе - это знаменитые фильмы, незабываемые спектакли в разных театрах, о чем
Володин всегда говорил: "Это не я, это режиссеру так удалось - Товстоногову, Ефремову, Герасимову, Данелии, Михалкову... Это артисты замечательные - Копелян, Леонов, Смоктуновский, Шарко, Евстигнеев, Басилашвили..." И еще очень многим удалось. А не в том ли секрет, что автором всех этих произведений был все тот же А.
ВолодинN И третье. Странная проза - перетекающая то в комическую, то в трагическую пьесу. Или это исповедьN Или пророчествоN Или совсем доверительный разговор, который бывает на Руси только за рюмкой... и не первой, и не второй... Стихи, не притворяющиеся поэзией. Стихи, к которым он тайно шел всю жизнь, потому что все его пьесы и сценарии целомудренно прятали в оболочке бытовых разговоров настоящую современную пронзительную поэзию.
Дорогой читатель! Посмотрите на заднюю сторону обложки любой нынешней книги. Там говорится - эта книга имеет колоссальный успех, читайте и не оторветесь, автор везде знаменит и всеми любим... Ну, неужели же я позволю себе так агитировать вас за
ВолодинаN Да, ни в коем случае. Я сам буду (в который раз!) с наслаждением читать его произведения. А вы, если хотите, - присоединяйтесь.
Москва, 4 августа 1999 года. Сергей Юрский
Фотоальбом Володина Александра Моисеевича