ЗВЕРЬКОВ Ефрем Иванович(Вице-президент Российской академии художеств, лауреат Государственных премий)
Комментарии для ЗВЕРЬКОВ Ефрем Иванович
Биография ЗВЕРЬКОВ Ефрем Иванович
Родился 1 февраля 1921 года в селе Нестерово Тверской губернии. Отец, Зверьков Иван Сергеевич (1890-1942), работал инспектором по сбору лекарственных трав. Мать - Зверькова (Посадская) Мария Тимофеевна (1891-1963). Супруга, Ширшова Любовь Васильевна, - искусствовед, кандидат наук, член Московского Союза художников и Международной ассоциации искусствоведов.
В 1927 году семья Зверьковых переезжает в Тверь. В доме была хорошая библиотека, мальчик рано научился читать и много рисовал. 6-летнего Ефрема отец отвел учиться живописи к художнику Н.Я. Борисову, выпускнику Императорской академии художеств, ученику великого И.Е. Репина. Это и определило его дальнейшую судьбу. В 1939 году он был принят на подготовительное отделение Всероссийской академии художеств в Ленинграде.
Вскоре его призвали в Красную Армию. Часть, куда попал Ефрем Зверьков, находилась в Харькове. Здесь и застало его сообщение о начале войны. Тяжелое отступление с боями, расформирование части.
Весной 1942 года Зверьков, рядовой 301-й стрелковой дивизии Юго-Западного фронта, участвовал в боях под Белгородом. В июне 1942 года в тяжелом состоянии почти на полгода попадает в госпиталь. Возвращается в строй и участвует в боях под Сталинградом. В связи с острой нехваткой водителей в январе 1943 года направлен в 17-й отдельный автомобильный батальон.
Солдатская судьба не бывает легкой. Тысячи километров фронтовых дорог. Много потерь. Как участник Великой Отечественной войны, Е. И. Зверьков награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью "За победу над Германией".
Вопреки "обыкновенным ужасам войны", желание стать художником укрепилось. После демобилизации в 1946 году занимается живописью в Москве, в студии академика Б. В. Иогансона. С отличием оканчивает Московский художественный институт имени В. И. Сурикова (1947-1953). Каждое новое поколение художников несет свое искусство. "Шестидесятники" так позднее называли тех, кто в конце 50-х годов приезжал в дом творчества, разместившийся в бывшей усадьбе академика Д.Н. Кардовского в Переславле-Залесском. Это и московские живописцы Е.И. Зверьков, Э.Г. Браговский, В.И. Иванов, В.Е. Попков, и основатели владимирской школы живописи К.Н. Бришов, В.Я. Юкин. Особое место в жизни художника занимает знаменитая Масловка в Москве. В годы ученичества - это незабываемые творческие встречи в мастерских патриархов отечественного искусства: И.Э. Грабаря, С.В. Герасимова, Ю.И. Пименова, А.П. Бубнова, Н.М. Ромадина и А.А. Пластова, который стал подлинно духовным наставником молодого тогда живописца. Со временем встречи с А.А. Пластовым переросли в дружбу, длившуюся многие годы.
В начале творческого пути получает признание как автор жанровых работ. Проницательность, чуткость художника помогают ему понять новые тенденции в искусстве 60-х годов. Однако идеи времени, преломленные лирическим мировосприятием живописца, приобретали в его произведениях новый смысл, становились поэтичнее - "Юбилей учительницы" (1954), "Из командировки" (1956), "В родной колхоз" (1957), "Кружевницы" (1964). Сюжетные полотна со всей очевидностью раскрыли тяготение их автора к искусству пейзажа. С середины 60-х годов Е. И. Зверьков непосредственно обращается к пейзажной живописи, много путешествует. Летом 1958 года вместе с художниками И.А. Поповым и И.В. Голицыным, ныне академиком, совершает первую поездку на Север. Позднее вместе с В.Ф. Стожаровым, известным живописцем совершает пять длительных путешествий по северным рекам Мезени, Вашке, Пыссе, Печоне. Работает на этюдах в Подмосковье, Тверском крае, на Рязанской земле. На основе многочисленных зарисовок, набросков, этюдов творения мастера рождаются в тишине мастерской, где он мыслит себя наедине с природой, воскрешая в памяти и вновь переживая мгновения, когда-то поразившие его своей красотой, создавая на холсте тончайшую гармонию света и цвета. Любимые темы живописца - весна и осень, время возрождения, пробуждения жизни и золотая пора угасания. Именно переходные состояния природы необычайно богаты сменой и оттенками настроений, особой одухотворенностью.
Раскрывая своим творчеством поэтическую и философскую ценность неброской среднерусской природы, возводит ее в эстетический идеал. Воспевая красоту первозданности мира, вносит в искусство пейзажа ностальгические ноты, мягко звучащие в созерцании нетронутой человеком природы - "Река Поведь" (1967), "Осенняя пора" (1970), "Весна в лесу" (1971), "На Родине" (1971), "Утро в поле" (1979), "Голубой апрель" (1971), "Осенний день" (1981), "Половодье" (1986), "Тонкие березы" (1991), "Дубрава" (1997).
Чуткое понимание глубоко лиричной красоты русского пейзажа выразилось в создании серии, посвященной природе Севера, - "Белая ночь" (1967), "Северная весна" (1969), "Северная весна" (1990), "Онежское озеро" (1990), "Ледоход" (1995).
Пейзажи Е. И. Зверькова полны чистой и тихой радости, трогают благородством, утонченностью колорита. Доведенные до высокой степени живописной законченности, они сохраняют свежесть и трепетную непосредственность живого восприятия природы. Первый крупный успех за рубежом принесли Е.И. Зверькову пейзажи, показанные в 1972 году в Италии и Германии на совместной с Д.Д. Жилинским, Г.М. Коржевым, В.И. Ивановым, П.П. Оссовским выставке. Статью для каталога выставки в римской галерее "Габиано" писал известный писатель Альберто Моравиа. Экспозиция произвела сильное впечатление на Ренато Гуттузо, который приглашал художников из России в свою мастерскую. В 1975 году состоялась большая персональная выставка в Москве, по итогам которой Е.И. Зверьков в том же году был удостоен Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина, звания народный художник РСФСР и принят в Академию художеств СССР.
С 1946 года Е. И. Зверьков - постоянный участник всесоюзных, всероссийских, московских и международных выставок. В 1975, 1993, 1996, 1998 годах в Москве, в 1976 году в городах Болгарии состоялись персональные выставки произведений мастера.
Работы художника представлены в крупнейших собраниях России: в Государственной Третьяковской галерее и Музее современного искусства в Москве, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, во многих отечественных художественных музеях, в государственных и частных коллекциях Франции, Болгарии, Италии, Бельгии, США, других стран. Продолжая в своем творчестве линию развития национального пейзажа, Е.И. Зверьков значительно обогатил его в эмоциональном отношении. Пейзажная живопись глубоко самобытного мастера - целая полоса отечественной культуры. Благодаря творчеству Зверькова можно говорить об уникальности московской школы живописи, о создании своеобразного направления отечественного пейзажа в 60-е годы.
Сильная творческая личность, мастер живописи, широко образованный, умный, тонкий, обаятельный человек, он притягивает к себе внимание многих. Заслуженное признание не одного поколения художников принесла ему многолетняя работа в составе руководящих органов творческих организаций: с 1964 года - в правлении Московского Союза художников; первый секретарь правления Союза художников РСФСР (1976-1986), секретарь правления Союза художников СССР (1977-1993), член комитета по Государственным премиям РСФСР (1977-1988), совета Государственного комитета по печати при Совете Министров РСФСР (1978-1986), совета художественных музеев Министерства культуры СССР (1976-1990), Международного совета музеев (1976-1990), Государственного экспертного совета по монументальному искусству при Президенте РФ (1998). С 1992 года Е. И. Зверьков - член президиума Российской академии художеств. С 1995 по 1999 год руководил воссозданием живописного убранства храма Христа Спасителя в Москве. С 1994 года Е.И. Зверьков вел работу по организации и объединению художников, способных на высоком уровне воссоздать живописное убранство храма Христа Спасителя. Участвовал в организации и проведении первого и второго туров всероссийских конкурсов 1996 года на право воссоздания росписей и орнаментов храма Христа Спасителя. Он много работал над объединением художников-победителей конкурсов в коллектив единомышленников, способный справиться с поставленной грандиозной задачей. Много труда вложил в решение целого комплекса практических вопросов, в работу над смысловой и художественной цельностью живописного убранства храма, в создание колористического и тонового единства всей системы росписи. Руководил работой художественного совета Российской академии художеств. С 1996 года активно и плодотворно работал в Координационной группе специалистов, созданной при Общественном наблюдательном Совете по воссозданию храма Христа Спасителя, Комиссии по художественному убранству храма Христа Спасителя.
Творческий труд Е.И. Зверькова получил высокое признание: он удостоен серебряной медали ВДНХ, золотой медали Российской академии художеств, орденов Трудового Красного Знамени, Почета, награжден медалями Российской Федерации, орденом Кирилла и Мефодия I степени Республики Болгарии.
Е.И. Зверьков - Народный художник СССР, лауреат Государственных премий РСФСР и РФ (1975, 1997), вице-президент Российской академии художеств, член Экспертно-консультативного совета по монументально-декоративному искусству при Правительстве РФ, академик Международной академии наук о природе и обществе, член правления ЦДРИ. Его творчеству посвящены монографии, альбомы, несколько десятков публикаций в различных изданиях, о нем снят фильм.
В свободное время любит слушать классическую музыку, хоровое пение, посещает концерты органной музыки.
Живет и работает в Москве.
Комментарии пользователей
|
Зверькова Татьяна для ЗВЕРЬКОВ Ефрем Иванович |
Ефрем Иванович близкий родственник моего мужа Зверькова Дмитрия. К сожалению связь с ним сейчас утеряна. Очень хотелось бы связаться. С уважением Т.В.Зверькова |
|
|