ЧУМАКОВ АЛЕКСАНДР(Гитарист)
Комментарии для ЧУМАКОВ АЛЕКСАНДР
Биография ЧУМАКОВ АЛЕКСАНДР
АЛЕКСАНДР ЧУМАКОВ - интервью для IN/OUT Вопросы формирования звука электрогитары постоянно освещаются на страницах нашего журнала. Гитаристам, особенно начинающим, довольно трудно сделать выбор в приобретении инструмента, усилителя, преампа, гитарного процессора и т.д., по причине того, что в настоящее время фирмы-производители выпустили огромное количество гитарного оборудования, которое имеется в продаже и на российском музыкальном рынке. Действительно, даже опытный гитарист может заблудиться в "дремучем лесу" всевозможных педалей, процессоров, преампов... Но к счастью в нашей стране есть музыканты, которые на основе своего многолетнего опыта могут ответить на многие "тонкие вопросы гитарной философии". С одним из таких гитаристов я очень хорошо знаком. Это Александр Чумаков.
Александр Чумаков по праву считается одним из лучших гитаристов в России. Хотя имя этого музыканта знают лишь специалисты шоу-бизнеса и коллеги-гитаристы, наверное трудно найти человека в нашей стране, который бы не слышал звучание его гитары на пластинках ведущих звезд отечественной эстрады. Среди них - И. Наджиев, группа "Multi-Key", О. Воляндо, А. Свиридова, К. Орбакайте, Ф. Киркоров, А. Пугачева и мн. др. В настоящее время это музыкант работает в составе певицы Валерии.
Отличительной особенностью А. Чумакова является то, что он является поистине универсальным гитаристом, профессинально владеющий техникой игры на гитаре в совершенно разных стилях музыки - от классики на нейлоне, до современного фьюжна в стиле Алана Холдсворда. Особенно интересен А. Чумаков тем, что он очень серьезно относится к звуку, находится в постоянном поиске, экспериментирует с разным гитарным оборудованием. Именно поэтому в вопросах формирования звука он будет очень интересен гитаристам.
Александр Чумаков закончил Тверское музыкальное училище по классу классической гитары. По окончании работал в джаз-рок группе "Гелиос" под руководством выдающегося саксофониста Евгения Малышева. После филармонического джаза Александр вступил в фазу андеграундовского рока. Кроме этого, А. Чумаков получил хорошую "кабацкую" школу, работая несколько лет в ночном шоу гостиницы "Метрополь" (хотя трудно работу в "Метрополе" сравнивать с заурядным рестораном). Далее, А. Чумаков был приглашен в очень профессиональный коллектив музыкантов "Multi-Key", который помимо сольной инструментальной музыки аккомпанировал А. Свиридовой. (В настоящее время "Multi-Key" аккомпанирует певице Валерии). Конечно, нельзя не отметить сотрудничество Александра Чумакова с очень перспективным рок-вокалистом Олегом Воляндо.
В настоящее время, помимо концертной работы в двух коллективах, Александр Чумаков является сессионным гитаристом студии "Братья Грим" Анатолия Лопатина. Именно на этой студии записывают свои песни Ф. Киркоров, А. Пугачева и другие звезды отечественной эстрады. Помимо чисто профессиональной, гитарно-исполнительской работы (в настоящее время записывает сольный СD), Александр Чумаков занимается педагогической деятельностью. В настоящее время он готовит к выпуску свое учебное пособие по технике игры на электрогитаре с использованием вибратора Floyd Rose (Книга + CD)
Я думаю, что послужной список Александра Чумакова убедил читателей журнала в компетентности и высочайшем профессионализме этого гитариста. Однако мне пришлось долго уговаривать Александра поделиться своим опытом, т.к. сам он, будучи самокритичным человеком, считает, что ничего нового в вопросах формирования звука он сказать не может, никаких ноу-хау в его подходе к звуку нет - "и так все ясно"... Но почему же у него так звучит гитараN
Дмитрий Малолетов: Саша, отчего зависит звучание гитарыN
Aлександр Чумаков: Конечно, в основе гитарного звука лежит сам инструмент, т.е. тип, модель гитары (датчики, дерево и т.п.) и исполнительская техника. Хочется сразу отметить, что достоинства хорошей гитары можно ощутить только при хорошем звукоизвлечении (т.е. техники извлечения звука) и умению исполнять специфические гитарные приемы. Это очень важный момент, т.к. начинающие гитаристы могут ошибочно считать, что звук дает только качество гитары и приборов. Я не хочу приуменьшать роль гитары и оборудования, от них очень во многом зависит звук, но все же главное - исполнительская техника, т.е. способность гитариста воздействовать на слушателя посредством инструмента (рук).
Д. М. На каких гитарах ты играешь на концертах и на записиN
A. Ч. Вообще у меня было много гитар. Я думаю, что любой гитарист, серьезно относящийся к музыке, находится в вечном поиске "своей" гитары, собственного звука. После многолетних таких поисков я приобрел удивительную на мой взгляд гитару Vigier Custom. В настоящее время я могу сказать, что я нашел свой инструмент. Чуть позже я купил вторую гитару этой же фирмы Vigier Original - модель несколько попроще, но имеющая совершенно другую краску звука. Кроме этого, я часто использую свой старенький Fender Stratocaster, если в работе требуется классический звук (имеется ввиду звук ставший уже класическим в блюзе, роке и т.д. ). У меня есть еще очень хорошая электрогитара ValeyArt и электроаккустическая Yamaha, которые иногда использую на записи.
Д. М. Неплохой набор... Что касается Fender Stratocaster, ValeyArt и Yamaha - эти гитары довольно распространены в гитарной среде. Но Vigier - гитара практически неизвестная в нашей стране (кстати на гитаре фирмы Vigier играет Стэнли Джордан двуручным независимым тэппингом, раньше он играл на гитарах Ibanez). Почему же ты так полюбил гитары VigierN Чем отличаются эти гитары от другихN
A. Ч. Ну, во первых, звуком. Конечно это очень субъективная оценка. Но что действительно бросается в глаза, это качество "комплектующих" и "сборки" инструмента. Я могу неделями не настраивать эти гитары, они удивительно держат строй. Особая конструкция крепления Floyd Rose (на подшипниках), дает возможность в полной мере использовать рычаг, без боязни "потерять" строй.
Данные гитары действительно не очень распространены, т.к. они не создаются тысячами на конвейре. В нашей стране для этих гитар практически нет рынка, т.к. они очень дороги (например, в сравнении с Ibanez ). Но я думаю, что гитарист, который действительно полюбит Vigier найдет на них средства и, я думаю, не ошибется... Вообще, на мой взгляд, серьезный гитарист никак не должен экономить деньги на инструменте. Гитары должны быть хорошие, следовательно дорогие. Высокопрофессиональный инструмент просто приятно держать в руках, он излучает какую-то ауру, заставляет работать над техникой и звуком.
Д. М. Существует мнение, что Vigier чисто rock-овые гитары.
A. Ч. Да, на них очень хорошо играть музыку современного рока, но они с успехом подходят и во фьюжне, блюзе. На студии эти гитары я использовал, записывая чисто джазовые партии. Все зависит от манеры игры, стилизованной фразировки, обработки и т.д.
Д. М. Сейчас фирмы торгующие гитарам оборудованием делают акцент на дешевые гитары корейско-китайских фирм. Стоит ли начинающим гитаристам их приобретать или необходимо стремиться, как ты говорил, сразу купить дорогой профессиональный инструментN
А. Ч. На это трудно ответить однозначно. Наверное гитара должна соответствовать уровню музыканта (или быть чуть выше), и конечно его доходам. Чтобы изучать позиции-боксы, различные аппликатуры, отрабатывать технические приемы, делать демо-записи совершенно не обязательно иметь дорогую гитару. Тем более, что уровень учебных гитар (до 300$) сейчас довольно высок. Главное, чтобы гитара строила (т.е. держала строй) и не имела явных конструктивных дефектов. Второй уровень инструментов (около 500$) уже, можно считать профессиональным (в нашей стране). На таких гитарах можно вполне работать в концертах и добиваться более-менее хорошего звука на студии.
Иногда музыканты (особенно на гастролях) работают на дешевых гитарах, имея для этого "походный, гастрольный вариант". Критический момент музыканта наступает при работе "на заказ", т.е. когда гитарист должен очень хорошо выполнить задачу поставленную композитором, аранжировщиком или саунд-продюсером. В этом случае нужен хороший инструмент, причем не один, а несколько - на все стили музыки. На этом этапе у гитариста возникают проблемы - маленький выбор инструментов высокого класса. Я понимаю, что коммерсантам вкладывать деньги в такие инструменты не очень выгодно... Свой Vigier custom (эти гитары делаются во Франции только под заказ) я покупал как при социализме, т.е. делал предоплату и около 3-х месяцев ждал когда ее сделают и привезут. Профессиональную гитару (т.е. высокопрофессиональную) в нашей стране купить довольно сложно.
В конечном итоге, я думаю, что начинающим гитаристам следует учиться играть на недорогой гитаре. Но для музыканта, отдающего все свое время гитаре, инструмент является спутником жизни. На этом уровне необходимо стремиться приобрести высокопрофессиональную гитару.
Д. М. Саша, ты один из немногих гитаристов, который, на мой взгляд, может справиться с любой (во всяком случае в российском шоу-бизнесе) гитарной студийной работой...
А. Ч. Ну ты меня слишком возвышаешь. Я не считаю себя таким профессионалом, хотя к этому стремлюсь. Честно говоря, я редко когда полностью удовлетворен своей работой, всегда можно найти массу мелких недостатков. Что касается стилей, т.е. записи любой музыки, то наверное читателям ясно, что каждый гитарист преуспевает в каком-то одном направлении. Невозможно быть супер виртуозом во фламенко, бибопе и неоклассике. На это потребуется три жизни...
Д. М. Я понимаю насколько трудно быть штатным студийным гитаристом, тем более в студии такого уровня как "Братья Грим".
А. Ч. Да, это работа требует постоянного самосовершенствования. Играть в группе (особенно у гастролирующих звезд) гораздо легче в том плане, что после пары десятков концертов вырабатывается автоматизм (тяжело только в первый месяц, когда необходимо выучить программу). В студийной работе каждый день порождает новые задачи, к которым нужно быть готовым не только технически (в исполнительском смысле), но и стилистически. Каждое направление музыки имеет свою лексику, фразировку, фонизацию... Студийный гитарист должен хорошо знать эти вещи. Поэтому я постоянно анализирую партии гитары в разных стилях, конструирую звуки, отрабатываю специфические ритмические фигуры и т.д.
Кроме этого, для студийного гитариста очень важен элемент, ну в общем, надо "быстро врубаться". Очень часто я прихожу в студию еще не слышав материала, который будет записываться. Необходимо прочувствовать гармоническую последовательность, быстро придумать интересные гитарные партии (для этого нужен творческий запас) и качественно без лишних дублей записать.
Но все эти трудности, вернее преодоление этих трудностей, приносят большую радость, когда, что-то получилось хорошо. Если бывают неудачные работы, то это заставляет вскрыть пробелы своей гитарной подготовки, показывают над чем надо работать.
Д. М. Теперь хочется поговорить о гитарном электронном оборудовании. Я уверен, что читателей IN/OUT интересуют именно эти вопросы. Какие приборы ты используешь и почему твой выбор остановился именно на нихN
А. Ч. Так как мне приходится исполнять разную музыку, я не могу ограничиться каким либо одним универсальным процессором. Поэтому я имею несколько устройств, ориентированных на определенный звук. Для формирования классического звука электрогитары я использую ламповый преамп Tube Man фирмы Hughes & Kettner. На этот преамп в Москве просто эпидемия, настолько он хорош по отношению цена/качество. Fender Stratocaster с данным устройством, причем включенное напрямую в пульт (без усилителя), дает очень хороший звук. Кстати, этот прибор очень удобен и в концертной работе.
Д.М. На студии ты пишешь гитару без усилителяN
А.Ч. Здесь следует заострить внимание читателей на том, что лучшего устройства чем профессиональный гитарный (как правило, ламповый) усилитель для гитары еще не придумали. Все процессоры, какие бы удивительные они не были, так или иначе проигрывают усилителю, если речь идет о классическом джазе и роке. Однако студия "Братья Грим" ориентирована на современную поп-музыку и собрана, исходя из задач, на основе самых современных цифровых технологий записи музыки. В основе студии лежит комплекс Pro Tools на базе Macintosh. После долгих экспериментов с усилителями, микрофонами, со студийными компрессорами, гейтами и т.д. звукорежиссеры студии выработали самую простую концепцию записи гитары.
А именно, гитара, через гитарный преамп или процессор идет на вход лампового профессионального компрессора, а далее напрямую в пульт. После записи звукорежиссер обрабатывает трэк специальными гитарными плагинами. В частности плагины (которые просто поражают) имитации гитарных усилителей. Сама идея симуляторов не нова, но в Pro Tools-е они работают действительно хорошо, придавая звуку особый колорит звучания. Полученный таким образом звук гитары очень хорошо сочетается с семплерными звуками и барабанными лупами.
Д. М. Какое еще гитарное оборудование ты используешь при записиN
А. Ч. Раньше я применял знаменитый Сhameleon фирмы RockTron. Несколько звуков, которые я сформировал с этим устройством, я использую по сей день, а в целом, прибор устарел. Сейчас основным моим процессором является Boss SE-70 pro.
Д. М. Этот процессор в свое время использовал Игорь Бойко...
А. Ч. Да, Игорь его очень хвалил, но после покупки t.c. electronics G-Forge (совместно с MESSA BOOGIE) необходимость его использования отпала. Поэтому Игорь Бойко работает по более "крутой" схеме формирования звука. Но Boss SE-70 pro хорош тем, что в нем собраны практически все знаменитые boss-овские педали. Плюс к этому - большое количество цифровых эффектов, например, лучшего хоруса чем в Boss в гитарных процессорах я не встречал и т.д.
Д. М. Я слышал твою демозапись и был удивлен в твоем исполнении звуком типа Алана Холсфорда. Ты это сделал с помощью BOSSN
А.Ч. Ну это только похожий звук. Естественно, Алан Холсфорд его формирует по более сложным схемам, используя более дорогое оборудование.
Да, BOSS позволяет создавать не совсем классические гитарные звуки. После экспериментов, хорошо изучив возможности прибора, я нашел такие комбинации "ручек", которые дают похожие звуки мировых звезд гитары. Однако звук это только исходный материал. К этому надо еще добавить характерную манеру игры, индивидуальные "фишки", ладовую концепцию того или иного гитариста. Например, манера игры Алана Холсфорда предполагает характерное для него использование вибратора. Без него никак не получится фразировка, присущая этому исполнителю.
Д. М. Как ты создаешь алгоритм эффектов в процессореN
А. Ч. Самый простой способ создавать собственные программы это дорабатывать уже готовые заводские алгоритмы. Но я делаю еще так - прокручивая готовые программы, я отмечаю для себя что мне в них нравится. Например, в пресете N 7 очень хороший хорус, а в девятом - классный ревербератор и т.д. Далее, я запоминаю установки этих эффектов, которые потом использую при формировании собственных звуков.
Д. М. Саша, я думаю, что многим гитаристам было интересно познакомиться с твоим подходом к звуку гитары. Желаю тебе творческих успехов в записи сольного CD и в выпуске твоего учебного пособия.
Комментарии пользователей
|
Stalker для ЧУМАКОВ АЛЕКСАНДР |
Известно ли у кого в настоящее время играет Александр Чумаков? |
Гмызин Костя для ЧУМАКОВ АЛЕКСАНДР |
Саня привет-это я, Костя. Я в Москве работаю. тел.89096650701 |
|
|