МАКАРЕВИЧ Игорь Глебович(Художник)
Комментарии для МАКАРЕВИЧ Игорь Глебович
Биография МАКАРЕВИЧ Игорь Глебович
1943 родился в с.Тpиполи, Гpузия 1951 пеpеезд в Москву 1955-62 учился в Московской средней художественной школе 1968 окончил Всесоюзный Государственный институт кинематографии (художественный факультет) с 1979 участник группы "Коллективные действия" В каких собраниях работы Государственная Третьяковская галерея, Москва Коллекция современного искусства Государственного музея-заповедника Царицыно, Москва Музей МАНИ, Москва Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Musee National d`Art Moderne, Париж, Франция Berliner Gallery, Берлин, Германия Kringst-Ernst Galerie, Кельн, Германия Private collection, USA "Инкомбанк", Москва Частное собрание, США Museum Ludwig, Кельн, Германия Zimmerly Art Museum, Rutgers University, Нью-Брунсвик, Нью-Джерси, США P.Sprovieri, F.Sollante, Рим, Италия Ch.Cowles, Нью-Йорк, США Q.Johansen, Осло, Норвегия Участие в выставках, аукционах ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
1979 Выставочный зал МОСХ на ул. Вавилова, 65, Москва "Abramov. Chuikov. Makarevitch". Centre Georges Pompidou, Париж, Франция 1990 "Закрытая рыбная выставка" (совместно с Е.Елагиной). МАНИ. Лобня, Московская обл. "Фридом - Либерти". Phyllis Kind Gallery, Нью-Йорк, США 1992 "В пределах прекрасного" (совместно с Е.Елагиной). L Галерея, Москва 1993 "Девушки и смерть" (совместно с Е.Елагиной). Галерея "Велта", Москва "Между оставленностью и надеждой". Галерея "Велта", Москва "Закрытая рыбная выставка и другие инсталляции" (совместно с Е.Елагиной).Krings-Ernst Galerie, Кельн, Германия 1994 "Жизнь на снегу". ГРМ (Мраморный Дворец), Санкт-Петербург "Рассказ Писательницы". ЦДХ, Москва 1995 "Игра в крокет". Галерея "Obscuri viri", Москва 1996"Lignomania". XL Галерея, Москва (каталог) "Die mowe". Karin Hertin. Берлин, Германия 1997 "Частичное изменение". Галерея "Obscuri Viri", Москва (каталог) "Homo Lignum". XL Галерея, Москва ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ
1968-78 Участие в выставках Союза художников 1979 "Фотография". Горком графиков. М. Грузинская, 28, Москва "20 Jahre unabhongige Kunst aus der Sowjetunion". Kunstsammlung. Museum Bochum, Бохум, Германия 1980 "Nonconformists. Contemporary Commentary from the Soviet Union". Art Gallery, University of Maryland, Мэриленд, США "New Tendencies in Russian Non-official Art". Нью-Йорк, США 1981 "Nouvelles Tendences de l'Art Russe Non-Officiel. 1970-1980". Le Centre Culturel de la Villedieu, Эланкур, Франция "25 Years of Soviet Unofficial Art. 1956-1981". Museum of Soviet Unofficial Art, Джерси-Сити, США 1981-82 "Russian New Wave". Contemporary Russian Art Center of America. Soho.International Art Center. Нью-Йорк, США 1982 "Трансплантация русской духовности". Нью-Йорк, США 1982-84 "Russian Samizdat Art". Нью-Йорк, Рочестер, Вестчестер, Вашингтон, Ванкувер, Канада; Ричмонд, Сиэтл, Питсбург, Лос-Анджелес, США 1983 "Come Yesterday and You'll Be First". City without Walls: an urban artists collective inc. Contemporary Russian Art Center of America. Ньюарк, Нью- Джерси, США 1987 Первая выставка Клуба Авангардистов (КЛАВА). Пересветов пер., Москва "Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987". л/о "Эрмитаж", Профсоюзная ул., д. 100, Москва "Объект-I". М.Грузинская, 28, Москва "Фотоискусство". л./о. "Эрмитаж", Профсоюзная ул., д. 100, Москва 1988 "Баня" (выставка-акция). Клуб Авангардистов. Мужское отделение Сандуновских бань, Москва "Новые русские". Дворец Науки и Культуры, Варшава, Польша Вторая выставка Клуба Авангардистов. Пересветов пер., Москва "Post-Socialist Realism". Мэриленд, США 1988-89 "Smile, please!" ("Улыбку, пожалуйста!"). Galerie Comptoir de la Photographie, Париж, Франция; Porfolio Gallery, Лондон, Великобритания; Киноцентр, Москва 1989 "Дорогое искусство". Дворец молодежи, Москва "Перспективы концептуализма". Пересветов пер., Москва "Недорогое искусство". Первая галерея, Москва 1990 "В сторону объекта". "Каширка", Москва "The Green Show". Exit Art, Нью-Йорк, США "The Work of Art in the Age of Perestroika". Phyllis Kind Gallery, Нью-Йорк, США 1990-91 "Between Spring and Summer: Soviet Conceptual Art in the Era of Late Communism". Tacoma Art Museum, Такома, WA; ICA, Бостон, MA; Des Moines Art Center, Де Муанес, IA, США "Adaptation and Negation of Socialist Realism". Aldrich Museum of Contemporary Art, Коннектикут, США 1990-91 "Другое искусство. Москва 1956-1976". Галерея "Московская коллекция". ГТГ, Москва; ГРМ, Ленинград 1991 "Perspectives of Conceptualism". The University of Hawaii Art Gallery, Гонолулу; Clocktower Gallery, Public School 1, Нью-Йорк, США "MANI Museum - 40 Moskauer Kunstler im Frankfurter Karmelitenkloster". MАНИ. Франкфурт-на-Майне, ФРГ "Современное советское искусство: От оттепели до перестройки". Коллекция современного искусства музея "Царицыно". Setagaya Art Museum, Токио, Япония "Kunst: Europa, Sowjetunion". Kunstverein, Ганновер, ФРГ "Artistos Russos Contemporaneos". Auditorio de Galicia, Сантьяго-де-Компостела, Испания "Kabakov. Kiesewalter. Makarevich". Galeria Parallela, Валенсия, Испания "Новеченто". L Галерея. ЦДХ, Москва "Приватные занятия". Галерея 1.0, Москва "V izbah/В комнатах". Dom kultury, Братислава, Словакия 1992 "Топография". L Галерея, Москва "a Mosca... a Mosca..." Villa Campoleto, Ercolano; Galleria Comunale d'Arte Moderna, Болонья, Италия "Ex USSR". Museum Groningen, Нидерланды "Три взгляда". ЦСИ, Москва Выставка в Бутырской тюрьме. ИСИ. Москва 1992-93 "Perspectives of Conceptualism". North Carolina Museum of Art, Raleigh, США "Гуманитарная помощь, посылки для Германии. 27 Московских художников". ЦДХ, Москва; "Humanitare Hilfe, Packchen fur Deutschland". Tranenpalast, Берлин, Германия 1993 "Drei Blicke". Русско-норвежский центр, Киркенесс, Норвегия 1993 "Adresse provisoire pour l'art contemporain russe". Musee de la Poste, Париж, Франция "Монументы: трансформация для будущего". ICA, Нью-Йорк; ИСИ, Москва; ЦДХ, Москва "Три взгляда". Художественный музей, Мурманск "Art Cologne". Кельн, Германия "Art Hamburg". Гамбург, Германия "Новые территории искусства". Государственный Художественный музей, Красноярск "A Mosca... a Mosca..." Милан, Италия "АРТ МИФ 3". Манеж, Москва "Национальные традиции и постмодернизм". ГТГ, Москва "FIAC'93". Париж, Франция "Местное время" (фестиваль). Москва "От Малевича до Кабакова". Музей Людвига, Кельн, Германия 1994 "Место Спасения - Москва". Аахен, Германия "Московские художники - новый взгляд". Дом художника на Кузнецком мосту, Москва "Победа и поражение". "Obscuri viri", Москва "Художник вместо произведения". ЦДХ, Москва Cetinjski Bienale II. Цетине, Черногория "Пограничные зоны искусства". Фестиваль современного искусства. Художественный музей, Сочи 1995 "Kunst im verborgenen. Nonkonformisten Russland 1957-1995". Коллекция современного искусства Музея-заповедника "Царицыно". Wilhelm-Hack Museum, Людвигсхафен-на-Рейне; Documenta-Halle, Кассель; Staatliches Lindenau Museum, Альтенбург, Германия "Искусство умирать". Якут Галерея. Манеж, Москва "Мера сил". Kunstverein, Мюнхен, Германия "Zeichnungen der Moskauer Szene". Galerie Hohenthal & Littler, Мюнхен, Германия "Esotericum". XL Галерея, Москва "Частный взгляд на войну". ИСИ. Музей Дома на набережной, Москва "in Moskau... in Moskau..." Badischer Kunstverein, Карлсруэ, Германия "Copyright-96". Айдан Галерея, Москва "Зимний сад". Москва "Прогулки за горизонт". Профсоюзная, 100. Москва "Художники московской сцены". Галерея Хоенталь и Берген, Мюнхен, Германия (каталог) "О доме", Профсоюзная, 100, Москва "Полет - Уход - Исчезновение. Московское концептуальное искусство". Прага, Чехия; Берлин, Киль, Германия 1996 "От Гулага до Гласности". Коллекция Ненси и Нортон Додж. Нью Джерси. США (каталог) "ФЛЮКСУС. Вчера. сегодня. завтра. История без границ". ЦДХ, Москва "Пост Арт Модерн". ЦДХ, Москва "Артотека", ГЦСИ. ЦДХ, Москва Международная художественная ярмарка АРТ-МОСКВА. ЦДХ, Москва (каталог) "Зона". ГТГ, Москва "10 лет Клубу Авангардистов". Пересветов пер., Москва (каталог) "Три карты". РОСИЗО, Москва "Русское ателье". Амстердам, Нидерланды "Границы интерпретации". РГГУ, Москва Московский Форум Художественных Инициатив. Малый Манеж, Москва (каталог) "В гостях у сказки" (куратор О.Саркисян). ЦСИ, Москва (каталог) "Московская студия 1991-96". Вашингтон, Нью-Йорк, США (каталог) 1997"История в лицах" (из коллекции современного искусства Музея-заповедника "Царицыно") Самара, Пермь, Новосибирск, Екатеринбург (каталог) Международная художественная ярмарка АРТ-МОСКВА. ЦДХ. Москва (каталог) "Экология пустоты". ЦСИ, Москва "Концепт и краски.. Пивоваров. Пригов. Елагина. Макаревич". Галерея Крингс-Эрнст, Кельн, Германия "Коллективные действия". Галерея Экзит Арт, Нью-Йорк, США III Биеннале современного искусства. Цетине, Монтенегро "Мир чувственных вещей в картинках - ХХ век", галерея М`АРС. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва "Мистическая корректность". Галерея Дианы Хохенталь, Берлин, Германия 1998 "Мир этих глаз - 2". Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары (каталог) "Второй пункт. Мужество". ИСИ, Москва "Евроремонт". Выставочный зал в Культурно-историческом центре "Славянский", Москва Международная художественная ярмарка АРТ-МОСКВА, галереи: М`АРС, "Obscuri Viri", XL Галерея. Малый Манеж, Москва "Виллерой и Бох. 250 лет" (совместно с Е.Елагиной, С.Ануфриевым, Т.Новиковым, С.Бугаевым (Африкой), Л.Березовской, Д.Луканиным, Ю.Страусовой и др.). Куратор выставки А.Якут. ЦВЗ "Манеж", Москва "История историзмы" (совместно с Айдан, В.Брайниным, О.Булгаковой, И.Голициным, К.Данелия, Е.Корниловой, И.Корсаковой, В.Кошляковым, О.Куликом, С.Максютиным, А.Медведевым, Б.Михайловым, Т.Новиковым, Б.Орловым, А.Ситниковым, А.Слепышевым, Н.Смирновым, З.Церетели, Э.Яшиным). АМОГ, Москва Автор о себе Я родился в 1943 году в Грузии в высокогорном селении, где мой дед работал на строительстве гидроэлектростанции на реке Храм. Там оказалась моя мать, а отец ушел на войну. Оба они были архитекторами. Не могу удержаться от дополнительной характеристики того места, где мне суждено было появиться на свет, так как я уверен, что оно повлияло на мою судьбу и на мое творчество. В зрелом возрасте я нашел у Заболоцкого стихотворение "Храмгэс", датированное 1947 годом, описывающее именно это "плоскогорье Цалки". У селения было четыре названия: Цалкине - грузинское, Молотово - советское, Триполи - греческое и Розенберг - немецкое (с екатерининских времен до времени моего рождения там жили немцы - колонисты.) Конечно было бы наивным утверждать, что мои "археологические" наклонности зародились в то время, но невозможно не упомянуть, что даже во время войны в этих горных местах из земли были извлечены золоченые колесницы и греческие амфоры. В Москве я оказался в 1951 году. Закончил среднюю художественную школу, затем художественный факультет Института кинемaтографии. Работал как книжный иллюстратор, монументалист, театральный художник, фотограф. На мое творчество и мировоззрение оказали влияние Илья Кабаков и Андрей Монастырский. Я был участником группы "Коллективные действия". С 1990 года большинство проектов я осуществляю совместно с Еленой Елагиной. Мифология грандиозного периода советской истории продолжает стимулировать мою творческую энергию. Мне часто хочется объединить ее с "романтической сказкой с плохим концом", как удачно выразилась Е. Деготь. Критика Из уважения к истине следует, видимо, заметить, что любой общий (монографический) текст о живом художнике отличается от варианта невольного некролога временем своего повествования, неоконченностью выстраиваемых рядов и, в лучшем случае, недостаточностью претензии на объективность. Но хотя речевые артикуляции десакрализуют экзистенциальные уровни творчества, оформляя и упаковывая более внешние проявления авторского начала, - и они не лишены определенных магических последствий. Так, просвещенный читатель, конечно, ведает, что первый "гроб" Игоря Макаревича "сколотил" А.Монастырский: "В тематическом отношении почти все представленные работы составляют один ряд. Различным образом и в различном материале художник изображает атрибуты "этой" стороны смерти: могильные плиты, инструменты для вскрытия, гробы и т.п." (А-Я N3, с.34)... Список перечислений распространим почти на все последующие работы Игоря Макаревича, а нахождение изображаемых атрибутов могло бы, в случае необходимости, безошибочно атрибутировать авторство его произведений. Стабильность включенности в них темы смерти обеспечивает внешоковость разработок, слишком откровенных, чтобы бросаться в глаза, и слишком непроблематично артикулированных (прием, свойственный художникам круга КД), чтобы нести ярлык некрофобии или некрофилии. Экзистенциальное авторское переживание кажется изначально преодоленным, как бы замещаясь суммой всех художественных манипуляций, ремеслом, работой... Как художника, Игоря Макаревича отличает прежде всего высокий профессиональный уровень действий, доведенная до формального совершенства, особая "оформленность", "сделанность" работ, подробность деталей, апелляция к традиционным эстетическим кодам и прекрасное владение техниками, будь то книжная графика (иллюстрации к Кафке, Теккерею), фотография, монументальные проекты или "окультуривание" выставочного пространства (именно он разработал определенный дизайнерский стиль экспозиций Клуба Авангардистов)... Подобный универсализм уже сам по себе достаточно уникален и не позволит отделаться от наивного, но не лишенного особой привлекательности (в рамках следования культурологической логике) соблазна представить творческую мастерскую Игоря Макаревича в качестве некоего Бюро ритуальных услуг со всем вытекающим из этого сопоставления пониманием семантического пространства произведений художника. Эстетически автономные скульптурные объекты разных лет оказываются частью достаточно замкнутой на себя, цельной логической системы, не претерпевшей значительной ментальной эволюции, но варьирующей широкий выбор средств выражения в допустимых внешних формах. Начав с себя и оформив факт переживания собственной прижизненной "дематериализации" (процесс снятия маски в работе "Изменения") в качестве художественного жеста, через "25 воспоминаний о друге", "Дисперсию воспаряющей души" и другие объекты 1970-х годов, Игорь Макаревич перешел к расширению пространства традиционного модернистского жеста: от дактилоскопических отпечатков "Передвижной галереи русского искусства" (1981) - к некрологической "Стационарной галерее" портретов трех "хороших" художников: И.Чуйкова, М.Кабакова и Э.Булатова (напомним здесь, что "Хороший художник - мертвый художник"), а затем - к "захоронению" как бы всей домодернистской культурной цивилизации в "Реинкарнации мощей Св.Игнатия" (1991).
Т.Салзирн
Комментарии пользователей
|
|
|