1810 - 1856
Относится ко 2-му поколению романтиков. Еще острее чувствовал разницу между тонкой, чувствительной натурой
художника и окружающим миром. Он всю жизнь восставал против мещанства. Это проявляется и в
музыке.
Музыка Шумана отличается особо острым
психологизмом, глубоко проникает в состояние души человека. Он очень тонко отразил в
музыке смену этих состояний. У него присутствует непосредственное соприкосновение страстного порыва и погружения в мир грез. Во многом он отразил свойства своей натуры - двойственность.
Важное свойство
музыки Шумана - фантазия, но это - не народная фантастика, а как бы мир его души, видения, грезы, очень индивидуализированная. Это проявляется и в
музыкальной критической деятельности. Он был очень одарен в области литературы. Писал романы, повести, а также статьи в жанре новеллы, пьесы, писем, диалогов и другие произведения. Героями этих статей были очень необычные персонажи. Он придумал для себя 'Давидово братство' - общество. Его члены - давидсбюндлеры. Туда он включил Моцарта, Паганини, Шопена, а также Клару Вик (его жену), а также: Флорестан и Эвзебий. Флорестан и Эвзебий - это выдуманные имена (это - как бы две половины его личности, которые спорили между собой). Он использовал их, как псевдонимы. Маэстро Раро мирил мечтательного Эвзебия и бурного Флорестана.
Шуман поддерживал все лучшее в искусстве. Он первый заговорил о Шопене, поддержал Берлиоза, писал статьи о Бетховене. Последней его статьей была статья о Брамсе. В 1839 г. он отыскал симфонию Шуберта - C-dur и исполнил ее, а в 50-м году стал одним
из организаторов Бетховенского общества. Творчество
Шумана связано с немецкой романтической литературой. Его любимый поэт - Жанн Поль (настоящая фамилия - Рихтер). Под впечатлением от произведений этого
писателя была написана пьеса - 'Бабочки'. Любил поэта Гофмана. Под влиянием его произведений была написана 'Крейслериана'. Большое влияние оказал Гейне. На его стихи были написаны вокальные циклы - 'Круг песен' и 'Любовь поэта'.
Шуман любил использовать в своих произведениях карнавал (потому, что есть смена персонажей).
Музыкальный язык
Шумана очень тонкий. Связь с народной
музыкой не такая, как у Шуберта. Нет явного примера. Мелодии более декламационные. Усложняется гармонический язык. Фактура тонкая, мелодизированная и полифоническая. Ритм капризен, прихотлив.
Шуман написал много произведений: около 50 сборников пьес для фортепиано, вариации на тему Абегг, 'Бабочки', 'Карнавал', симфонии, этюды, 'Танцы давидсбюндлеров', фантастические пьесы, 'Крейслериана', 'Венский карнавал', новеллетты и др., 3 сонаты для фортепиано, фантазия, более 200 песен, вокальные циклы: 'Любовь поэта', 'Круг песен' на Гейне, 'Мирты', 'Круг песен' на стихи Эйхендорфа, 'Любовь и жизнь
женщины' на стихи Шамиссо, испанские
любовные песни, песни из 'Вильгельма Мейстера' (Гете), 4 симфонии, концерты для фортепиано, виолончели и скрипки с оркестром, концерт Штюк для фортепиано с оркестром, концерт Штюк для 4-х валторн с оркестром, 3 струнных квартета, фортепианный квартет, фортепианный квинтет, 3 фортепианных трио, 2 сонаты для скрипки, другие камерные ансамбли, оратория 'Рай и Перри', опера 'Геновева',
музыка к
драматическим спектаклям, около 200 критических статей - избранные статьи о
музыке и
музыкантах.
Цвиккау
Родился
Шуман в семье книгоиздателя. С детства проявились способности и литературные и
музыкальные. До 16 лет
Шуман не знал, кем он будет. Учился в гимназии, сочинял стихи, писал комедии, драмы. Изучал Шиллера, Гете, античную литературу. Организовал литературный кружок. Очень увлекался Жанном Полем. Под его влиянием написал роман. С семи лет пишет
музыку. В детстве произвела впечатление
игра пианиста Мошелеса. Первый
учитель - органист Куншт. Под его руководством
Шуман достиг больших успехов. Он изучал
музыку Моцарта, Вебера. Писал
музыкальные зарисовки (изображение человека в
музыке). Он полюбил Шуберта и написал несколько песен.
В 1828 г. под влиянием матери поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. Кроме этого учится у Фридриха Вика на фортепиано - 30 год.
Шуман слышит Паганини и хочет стать виртуозом. В последствии он написал этюды по каприсам Паганини и концертные этюды.
Шуман сформировал кружок любителей
музыки (во время учебы в университете). Пишет цикл пьес 'Бабочки' для фортепиано.
В 1829 г. он переводится в университет Гейдельберга. В 1830 году бросил. Учась в университете, он побывал в Мюнхене, где познакомился с Гейне, а так же в Италии. В этот период написал: Вариации 'Абегг', токката, 'Бабочки', обработка каприсов Паганини. После университета поселился у Вика в Лейпциге. Повредил, переиграл руку. Начал заниматься композицией и переложениями у Дорна.
30-е годы. Рассвет фортепианного творчества. Написал: симфонические этюды, карнавал, фантазия, фантастические пьесы. Начинается публицистическая деятельность. 1-я статья о Шопене 'Шляпу сниму долой господа перед Вами, гений!'. В 1834 г. основал 'Новую
музыкальную газету'. Выступал против консерватизма, мещанства, развлекательности. Там пропагандировали Берлиоза, Листа, Брамса, композиторов Польши и Скандинавии.
Шуман призывал к созданию немецкого
музыкального театра в традициях 'Фиделио' и 'Волшебного стрелка'.
Стиль всех статей был очень эмоциональный. В 1839 г.
Шуман отыскал партитуру симфонии C-dur Шуберта, а друг - Мендельсон исполнил ее. В 1840 г. женился на Кларе Вик. Написал много песен: 'Мирты', 'Любовь и жизнь
женщины', 'Любовь поэта'.
40-е - начало 50-х годов принесли симфонии, камерные ансамбли, концерты для фортепиано, скрипки, виолончели, оратория 'Рай и Перри', сцены из Фауста Гете,
музыка к Манфреду Байрону. В 1843 г. Мендельсон открыл Лейпцигскую консерваторию и пригласил туда
Шумана по фортепиано, композиции и чтению партитур. В 1844 г.
Шуману пришлось отставить
музыкальную газету и консерваторию. Ездил в
Россию в качестве мужа Клары Вик. В
России был моден Мендельсон и Италия. Значение
Шумана поняли не многие: Антон Рубинштейн, Чайковский, члены 'Могучей Кучки'. Болезнь развивалась, и семья уехала в Дрезден.
Шуман хочет получить место руководителя
музыкального театра, но не получается. Встреча с Вагнером.
Музыка Вагнера была чужда
Шуману.
1848 г. - была революция во Франции и Германии. Написал 4 республиканских марша, 3 мужских хора на революционные тексты. Через несколько лет реагирует на революцию по-другому. В 50г. семья
Шумана уезжает в Дюссельдорф. Там руководил оркестром и хоровыми обществами.
53 г. - знакомство
Шумана с Брамсом. Последняя статья
Шумана о Брамсе. В 1854 г.
Шуман пытается покончить жизнь самоубийством. Он хотел утопиться, но его спасли. Его вылечили, но он сошел с ума и после 2-х лет безрезультатного
лечения в психиатрической больнице в 1856 г.
Шуман скончался.
Фортепианное творчество
Музыка психологична. Она отображает разные контрастные состояния и смену этих состояний.
Шуман очень любил фортепианные миниатюры, а так же циклы фортепианных миниатюр, так как в них очень хорошо можно выразить контрастность.
Шуман обращается к
программности. Это
программные пьесы, часто связанные с литературными образами. Они все имеют названия, которые немного странные для того времени - 'Порыв', 'От чегоN', вариации на тему Абегг (это фамилия его знакомой
девушки), буквы ее фамилии он использовал как ноты (A, B, E, G); 'Asch' - название города, в котором жила бывшая
любовь Шумана (эти буквы, как тональности вошли в 'Карнавал').
Шуман очень любил карнавальность
музыки, из-за разнохарактерности. Например: 'Бабочки', 'Венгерский карнавал', 'Карнавал'. Вариационный метод развития - 'Абегг', 'Симфонические этюды' - цикл жанрово-характерных вариаций на одну тему, которая преображается из траурного марша (в начале) в торжественный марш (в конце). Называются этюдами, так как в каждой вариации новые виртуозные этюдные технические приемы. Симфонические они потому, что звук фортепиано в них напоминает оркестр (мощные тутти, выделение отдельных линий).
Карнавал
В 1834 г. вышла 'Новая
музыкальная газета' под руководством
Шумана. Этот 'Карнавал' является как бы
музыкальным воплощением эстетических идей
Шумана (борьба против филистерства). Жанр связан с очерком
Шумана, в котором корреспондент газеты Жанкири приходит на бал к редактору, где показывают
музыкальные новинки. На этом балу происходит схватка между давидсбюндлерами и филистерами. Давидсбюндлеры побеждают.
'Карнавал' - это цикл из 20 контрастных
программных фортепианных миниатюр, объединенных 4-мя нотами (
Шуман назвал это 'Миниатюрные сцены на 4-х нотах). Эти ноты - Asch (название города) - A, Es, C, H. Sch - это еще и первые буквы фамилии
Шумана. Эти 4 ноты существуют в 3-х комбинациях. Эти ноты растворены в начале каждой пьесы. Поэтому здесь только следы вариационности, но не вариации на тему.