Белавенец Иван Петрович(капитан 1 ранга и начальник Компасной обсерватории в Кронштадте)
Комментарии для Белавенец Иван Петрович
Биография Белавенец Иван Петрович
родился в 1830 г. По окончании курса в морском кадетском корпусе, в 1848 г., Белавенец поступил в офицерский класс, где кончил курс в 1851 году, и, получив чин лейтенанта, поступил в строевой состав флота. Кроме внутренних плаваний, Белавенец совершил кругосветное плавание на шхуне "Восток" и служил на фрегате "Генерал-Адмирал" во время перехода этого фрегата из Северо-Американских Штатов в Россию. Совершая плавания, Белавенец обнаруживал большую любознательность к наукам кораблевождения и в особенности остановил свое внимание на девиации компасов, по каковому предмету еще в 50-х годах перевел с английского языка краткую теорию этой науки, развитой английским ученым Арчибальдом Смитом, с которым лично познакомился в 1861 г. на Лондонской всемирной выставке, а также и с новейшими исследованиями этого ученого. В 1863 г. Белавенец перевел руководство для определения девиации компасов, составленное Эвенсом и А. Смитом; но из этого перевода напечатаны одни лишь научные прибавления к этому руководству. В том же году в Кронштадте Белавенец прочитал 6 лекций "О девиации и о компасной обсерватории", напечатанные в приложении к N 11 "Морского Сборника" за 1863 г. В этих лекциях Белавенец изложил весь исторический ход развития науки, со всеми требованиями, какие явились самым ходом вещей, вследствие образования во всех странах броненосных флотов; и несмотря на то что наука значительно ушла вперед, даже и в настоящее время эти лекции могут служить хорошим руководством для начинающего изучать девиацию компасов. В силу убедительных доводов, приведенных Белавенцом для распространения в нашем флоте сведений по девиации компасов, а также для наблюдения ее (девиации) на судах, выходящих из Кронштадта, и для поверки самих компасов - в 1865 г. учреждена в Кронштадте Компасная обсерватория, начальником которой назначен Белавенец. Еще ранее заведования Компасной обсерваторией, в 1861 году Белавенец для облегчения наблюдения девиации устроил ныне существующие знаки на стенке кронштадтских гаваней, по образцу ливерпульских. Белавенец изобрел девиационный прибор, посредством которого можно было, исследовав девиацию судна и распределив магниты и железо, уничтожить девиацию на корабле (см. Девиация и Компас). Этот прибор Белавенец с большим успехом приспособил в 1864 и 1865 г. к подводной лодке полковника Герна, а в 1866 г. к такой же лодке Александровского . Впоследствии в 1869 г. Ар. Смитом теоретически оправданы практические приемы, употребленные Белавенцом для уничтожения девиации посредством девиационного прибора. Белавенец распространил все те сведения по компасному делу, какие были известны в Англии, и посредством своей неутомимой деятельности поставил компасное дело в нашем флоте на современный уровень, зорко следя за всеми малейшими усовершенствованиями, как в Англии, с учеными которой находился в ученой и дружеской переписке, так равно и вообще за границею. Собираемые сведения, а также и свои собственные изыскания Белавенец помещал в своем замечательном издании: "О девиации компасов и о дигограмах" и шести дополнениях к этой книге. Кроме деятельности по компасной части, Белавенец произвел магнитные наблюдения во время следования Его Императорского Высочества великого князя Алексея Александровича к Ледовитому океану в 1871 г. Иногда к Белавенцу обращались за советами иностранные правительства; так например, по его указаниям в Лиссабоне устроены девиационные знаки. Во внимание обширных организаторских и ученых трудов, и в особенности за установку компаса внутри подводной лодки, Белавенец получил в 1865 г. Высочайшую награду, состоявшую из золотого компаса, осыпанного 32 алмазами. Такая же награда была пожалована и основателю теории девиации компасов на железных судах Ар. Смиту. Надо заметить, что девиация компасов на деревянных судах была предметом исследования Барлова в 1824 году (см. Барлов Петр). Белавенец умер в 1878 г. П. Г.
Комментарии пользователей
|
|
|