Библиография
Николай Александрович Бердяев - философ, религиозный мыслитель и публицист - родился 6 марта 1874 г. в Киеве. Происходил он из старинного дворянского рода.
Бердяев получил начальное домашнее образование, хорошо владел немецким и французским языками. С детства зачисленный по семейной традиции в пажи, в 1887 - 1891 гг. учился в Киевском и Владимирском кадетских корпусах, после чего вместо поступления в Пажеский корпус около трех лет готовился к сдаче экзаменов на аттестат зрелости для поступления в университет.
С 14-ти лет он полюбил чтение философских книг: Гегеля, Канта, Шопенгауэра и других. Так же рано он осознал и свое призвание - быть философом, "человеком, который посвятит себя исканию истины и раскрытию смысла жизни". Со второй попытки, в 1894 г., он получил аттестат зрелости Киево-Печерской гимназии.
В 1894 - 1897 гг.
Николай Бердяев учился в Киевском университете Св. Владимира: год на естественном отделении Физико-математического факультета, затем - на Юридическом факультете. Занимался самообразованием, написал первую самостоятельную работу - антикантианский этюд "О морали долга и о морали сердечного влечения". Участвовал в работе кружка, собиравшегося на квартире Г. Челпанова, приват-доцента университета, читавшего необязательный курс критики марксизма; а также студенческого марксистского Центрального кружка саморазвития и Киевского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". Уже тогда у
Бердяева проявились способности лектора и страстного полемиста.
В 1897 г.
Бердяев впервые был арестован за участие в студенческой демонстрации. Вторично его арестовали в 1898 г. по обвинению в участии в антиправительственных выступлениях. В 1900 г. был выслан на три года в Вологодскую губернию под гласный надзор полиции.
В 1898 г. состоялся литературный дебют
Бердяева: в журнале "Мир Божий" были опубликованы две его рецензии. В 1899 г. он написал свою первую самостоятельную статью - " Ф.А. Ланге и критическая философия в ее отношениях к социализму". В 1900 г. завершил работу над книгой "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии", представлявшую собой критический этюд о Н.К. Михайловском, в котором "идеи марксизма сочетались с идеализмом".
Ссылку отбывал вместе с А. Богдановым, А. Ванновским, А. Луначарским, А. Ремизовым, Б. Савинковым, П. Щеголевым. Годы, проведенные в ссылке,
Бердяев посвятил занятиям философией. Именно там произошел переход "от марксизма к идеализму".
В 1904 - 1907 гг. он жил в Петербурге. А с января 1909 г., после заграничного путешествия, обосновался в Москве.
Бердяев стал свидетелем и одним из творцов того процесса, который сам же назвал "русским ренессансом начала ХХ века". Он принимал участие в работе Киевского, Московского памяти Вл. Соловьева и Петербургского религиозно-Философских обществ (РФО), был действительным членом Психологического общества при Московском университете. Бывал на знаменитых "средах" "на башне" у Вяч. Иванова, на "воскресеньях" у В. Розанова, на заседаниях: московского православно-богословского кружка М. Новоселова, Академии изящных искусств у А. Скрябина, кружка "Православное возрождение", Общества свободной эстетики, Московского литературно-художественного кружка. Религиозно-философские собеседования устраивались и в доме
Бердяевых в Москве.
По приглашению Д. Мережковского и З. Гиппиус вместе с С. Булгаковым он вошел в состав редакции журнала "Новый путь", а в 1905 г. редактировал его продолжение - журнал "Вопросы жизни". Печатался в журналах "Вопросы философии и психологии", "Мир Божий", "Полярная звезда" и других. Принимал участие в сборниках "Проблемы идеализма" и "Вехи".
За статью "Гасители духа" (1913 г.), направленную против Святейшего Синода, который олицетворял для
Бердяева официальное православие, против него было возбуждено дело по обвинению в богохульстве. Прекращено оно было только после Февральской революции.
В 1914 г.
Бердяев издал книгу "Смысл творчества. Опыт оправдания человека", заложившую основы его оригинальной религиозно-философской системы. Книга вызвала неоднозначную оценку и споры.
События 1917 г.
Бердяев пережил как "момент своей собственной судьбы, а не как что-то извне ему навязанное". Будучи идейным противником большевизма, он вместе с тем после октября 1917 г. испытал творческий подъем и всплеск общественной активности. В 1917 - 1918 гг. им написано свыше 40 публицистических статей, опубликованных в "Накануне", "Народоправстве", "Русской свободе" и других изданиях. В ряде статей
Бердяев определял смысл происходящего, истоки революции, высказывал предположения о дальнейшем развитии событий.
В первой половине 1918 г. на квартире
Бердяева возникла Вольная академия духовной культуры (ВАДК), получившая официальный статус осенью 1919 г. В ВАДК он читал курс лекций по философии истории и философии религии.
В 1918 - 1920 гг. он работал в Государственном институте слова, Московском университете, Российской Академии художественных наук и других научных учреждениях и учебных заведениях. В это время им были написаны книги "Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии" и "Философия Достоевского".
В первый раз
Бердяев был арестован ВЧК в 1920 г. по делу "Тактического центра", второй раз - в 1922 г. по обвинению в антисоветской деятельности. Ему было объявлено решение Политбюро ЦК РКП(б) и Президиума ВЦИК о его бессрочной высылке из Советской России.
В 1922 - 1924 гг.
Бердяев жил в Берлине, рассматривая Германию как переходный пункт между Россией и Западной Европой. В конце 1922 г. на квартире
Бердяева по инициативе П.Б. Струве состоялась встреча философов, высланных из России, и участников Белого движения, на которой
Бердяев в резкой форме отмежевался от "Белой идеи", считая, что нельзя возлагать надежды на насильственное ниспровержение большевизма, ибо он может быть преодолен только медленным внутренним процессом религиозного покаяния и духовного возрождения русского народа.
В Берлине
Бердяев продолжил культурно-просветительскую и преподавательскую деятельность. В 1922 г. по его инициативе и при содействии Американского христианского союза молодых людей была открыта Религиозно-философская академия (РФА), продолжившая традиции прежних РФО и ВАДК. Как и в Москве,
Бердяев читал лекции и вел семинарий. Одновременно он являлся деканом отделения и членом ученого совета Русского научного института для обучения русских студентов, открытого в феврале 1923 г.; в институте он читал популярный курс по истории русской мысли.
Осенью 1923 г. участвовал в работе первого съезда "Русского студенческого христианского движения" (РСХД). Он стал почетным членом совета РСХД и участвовал в съездах движения до 1936 г., когда, по его мнению, в движении стали преобладать правые группировки фашистского толка.
В 1923 г.
Бердяев опубликовал несколько книг, написанных еще в России. В Берлине им был написан этюд "Новое средневековье".
Летом 1924 г.
Бердяев по материальным соображениям переехал во Францию. Сначала снимал квартиру, а в 1938 г. переехал в собственный дом в Кламаре, полученный в наследство от друга семьи - англичанки Ф. Вест. С 1928 г. регулярно по воскресеньям у
Бердяева устраивались собеседования с чаепитием, как в Москве и Берлине. В числе постоянных гостей были И. Фондаминский, Е. Извольская, М. Каллаш, Г. Федотов и другие.
В ноябре 1924 г. под председательством
Бердяева в Париже начала работать Религиозно-философская академия. Он читал курсы лекций - "О проблемах христианства", "О современных духовных течениях" и другие; вел семинары - "Идолы и идеалы", "Основные течения современной европейской культуры" и другие. С 1925 г. принимал участие в собраниях Братства Св. Софии, читал лекции на собраниях Русского национального комитета. Был, наряду с о. Булгаковым, Зеньковским, Федотовым и Фондаминским, одним из основателей "Лиги православной культуры".
С 1924 г. и до своей кончины
Бердяев был редактором издательства YMCA-Press. С 1925 г. по 1940 г. редактировал при участии Вышеславцева журнал "Путь. Орган русской религиозной мысли".
Страстный защитник свободы творчества,
Бердяев в 1935 г. выступил в защиту Булгакова, указом митрополита Сергия обвиненного в ереси за свои богословские взгляды. В конце 1939 - начале 1940 гг. встал на сторону Федотова, получившего, по предложению митрополита Евлогия, ультиматум от преподавателей Богословского института о несовместимости преподавательской деятельности в православном учебном заведении с написанием статей на политические темы для изданий "левой" ориентации. Сотрудничал в популярных эмигрантских изданиях - "Дни", "Последние новости", "Современные записки", "Новая Россия".
Бердяев имел широкий круг общения с французским литературным, католическим и интеллектуальным миром. Принимал участие в международных встречах и конгрессах.
В 1927 - 1928 гг. в Париже была опубликована "Философия свободного духа", получившая премию Французской Академии моральных наук и ставшая в творчестве
Бердяева началом пересмотра основных проблем христианства. Знаковыми были работы
Бердяева: "О назначении человека. Опыт парадоксальной этики", "Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения", "Судьба человека в современном мире", "Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности", "Истоки и смысл русского коммунизма", "О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии".
После оккупации Франции германскими войсками
Бердяев с семьей и вместе с Мочульским уехал в Пила под Аркашоном, но после появления немцев и там они вернулись в Кламар. После нападении Германии на СССР
Бердяев занял так называемую "просоветскую" позицию (говоря словами
Бердяева, "естественно присущий ему патриотизм достиг предельного напряжения"). Во время немецкой оккупации
Бердяев почти нигде не выступал с публичными докладами и лекциями, посвятив это время "сосредоточенному философскому творчеству". Стал членом "Союза патриотов", сочувствовал движению Сопротивления, печатался в газете "Русский патриот". Участвовал в работе Центра философских и духовных исследований М. Дави.
Под влиянием трагических событий Второй мировой войны
Бердяев начал переосмысливать традиционную христианскую метафизику. Об этом говорят его работы "Русская идея", "Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого", "Истина и откровение. Пролегомены к критике откровения".
Годы, прожитые
Бердяевым во Франции, стали для него "эпохой усиленного философского творчества".
Бердяев умер за письменным столом 24 марта 1948 г. Был похоронен на кладбище в Кламаре.
Сочинения:
Бердяев Н.А. Эрос и личность. М., 1989.
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
Бердяев Н.А. Душа России. Л., 1990.
Бердяев Н.А. Русская идея. М., 2000.