Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
ЧЖОУ ХоугунЧЖОУ Хоугун
ВАНИН Василий Васильевич
Власов Валерий АлександровичВласов Валерий Александрович
ФЕДЕР Готфрид (Feder)
Бородин КонстантинБородин Константин
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

БЕРДЯЕВ Николай Александрович

(Писатель)

Комментарии для БЕРДЯЕВ Николай Александрович
Биография БЕРДЯЕВ Николай Александрович

Библиография

Николай Александрович Бердяев - философ, религиозный мыслитель и публицист - родился 6 марта 1874 г. в Киеве. Происходил он из старинного дворянского рода.

Бердяев получил начальное домашнее образование, хорошо владел немецким и французским языками. С детства зачисленный по семейной традиции в пажи, в 1887 - 1891 гг. учился в Киевском и Владимирском кадетских корпусах, после чего вместо поступления в Пажеский корпус около трех лет готовился к сдаче экзаменов на аттестат зрелости для поступления в университет.

С 14-ти лет он полюбил чтение философских книг: Гегеля, Канта, Шопенгауэра и других. Так же рано он осознал и свое призвание - быть философом, "человеком, который посвятит себя исканию истины и раскрытию смысла жизни". Со второй попытки, в 1894 г., он получил аттестат зрелости Киево-Печерской гимназии.

В 1894 - 1897 гг. Николай Бердяев учился в Киевском университете Св. Владимира: год на естественном отделении Физико-математического факультета, затем - на Юридическом факультете. Занимался самообразованием, написал первую самостоятельную работу - антикантианский этюд "О морали долга и о морали сердечного влечения". Участвовал в работе кружка, собиравшегося на квартире Г. Челпанова, приват-доцента университета, читавшего необязательный курс критики марксизма; а также студенческого марксистского Центрального кружка саморазвития и Киевского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". Уже тогда у Бердяева проявились способности лектора и страстного полемиста.

В 1897 г. Бердяев впервые был арестован за участие в студенческой демонстрации. Вторично его арестовали в 1898 г. по обвинению в участии в антиправительственных выступлениях. В 1900 г. был выслан на три года в Вологодскую губернию под гласный надзор полиции.

В 1898 г. состоялся литературный дебют Бердяева: в журнале "Мир Божий" были опубликованы две его рецензии. В 1899 г. он написал свою первую самостоятельную статью - " Ф.А. Ланге и критическая философия в ее отношениях к социализму". В 1900 г. завершил работу над книгой "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии", представлявшую собой критический этюд о Н.К. Михайловском, в котором "идеи марксизма сочетались с идеализмом".

Ссылку отбывал вместе с А. Богдановым, А. Ванновским, А. Луначарским, А. Ремизовым, Б. Савинковым, П. Щеголевым. Годы, проведенные в ссылке, Бердяев посвятил занятиям философией. Именно там произошел переход "от марксизма к идеализму".

В 1904 - 1907 гг. он жил в Петербурге. А с января 1909 г., после заграничного путешествия, обосновался в Москве.

Бердяев стал свидетелем и одним из творцов того процесса, который сам же назвал "русским ренессансом начала ХХ века". Он принимал участие в работе Киевского, Московского памяти Вл. Соловьева и Петербургского религиозно-Философских обществ (РФО), был действительным членом Психологического общества при Московском университете. Бывал на знаменитых "средах" "на башне" у Вяч. Иванова, на "воскресеньях" у В. Розанова, на заседаниях: московского православно-богословского кружка М. Новоселова, Академии изящных искусств у А. Скрябина, кружка "Православное возрождение", Общества свободной эстетики, Московского литературно-художественного кружка. Религиозно-философские собеседования устраивались и в доме Бердяевых в Москве.

По приглашению Д. Мережковского и З. Гиппиус вместе с С. Булгаковым он вошел в состав редакции журнала "Новый путь", а в 1905 г. редактировал его продолжение - журнал "Вопросы жизни". Печатался в журналах "Вопросы философии и психологии", "Мир Божий", "Полярная звезда" и других. Принимал участие в сборниках "Проблемы идеализма" и "Вехи".

За статью "Гасители духа" (1913 г.), направленную против Святейшего Синода, который олицетворял для Бердяева официальное православие, против него было возбуждено дело по обвинению в богохульстве. Прекращено оно было только после Февральской революции.

В 1914 г. Бердяев издал книгу "Смысл творчества. Опыт оправдания человека", заложившую основы его оригинальной религиозно-философской системы. Книга вызвала неоднозначную оценку и споры.

События 1917 г. Бердяев пережил как "момент своей собственной судьбы, а не как что-то извне ему навязанное". Будучи идейным противником большевизма, он вместе с тем после октября 1917 г. испытал творческий подъем и всплеск общественной активности. В 1917 - 1918 гг. им написано свыше 40 публицистических статей, опубликованных в "Накануне", "Народоправстве", "Русской свободе" и других изданиях. В ряде статей Бердяев определял смысл происходящего, истоки революции, высказывал предположения о дальнейшем развитии событий.

В первой половине 1918 г. на квартире Бердяева возникла Вольная академия духовной культуры (ВАДК), получившая официальный статус осенью 1919 г. В ВАДК он читал курс лекций по философии истории и философии религии.

В 1918 - 1920 гг. он работал в Государственном институте слова, Московском университете, Российской Академии художественных наук и других научных учреждениях и учебных заведениях. В это время им были написаны книги "Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии" и "Философия Достоевского".

В первый раз Бердяев был арестован ВЧК в 1920 г. по делу "Тактического центра", второй раз - в 1922 г. по обвинению в антисоветской деятельности. Ему было объявлено решение Политбюро ЦК РКП(б) и Президиума ВЦИК о его бессрочной высылке из Советской России.

В 1922 - 1924 гг. Бердяев жил в Берлине, рассматривая Германию как переходный пункт между Россией и Западной Европой. В конце 1922 г. на квартире Бердяева по инициативе П.Б. Струве состоялась встреча философов, высланных из России, и участников Белого движения, на которой Бердяев в резкой форме отмежевался от "Белой идеи", считая, что нельзя возлагать надежды на насильственное ниспровержение большевизма, ибо он может быть преодолен только медленным внутренним процессом религиозного покаяния и духовного возрождения русского народа.

В Берлине Бердяев продолжил культурно-просветительскую и преподавательскую деятельность. В 1922 г. по его инициативе и при содействии Американского христианского союза молодых людей была открыта Религиозно-философская академия (РФА), продолжившая традиции прежних РФО и ВАДК. Как и в Москве, Бердяев читал лекции и вел семинарий. Одновременно он являлся деканом отделения и членом ученого совета Русского научного института для обучения русских студентов, открытого в феврале 1923 г.; в институте он читал популярный курс по истории русской мысли.

Осенью 1923 г. участвовал в работе первого съезда "Русского студенческого христианского движения" (РСХД). Он стал почетным членом совета РСХД и участвовал в съездах движения до 1936 г., когда, по его мнению, в движении стали преобладать правые группировки фашистского толка.

В 1923 г. Бердяев опубликовал несколько книг, написанных еще в России. В Берлине им был написан этюд "Новое средневековье".

Летом 1924 г. Бердяев по материальным соображениям переехал во Францию. Сначала снимал квартиру, а в 1938 г. переехал в собственный дом в Кламаре, полученный в наследство от друга семьи - англичанки Ф. Вест. С 1928 г. регулярно по воскресеньям у Бердяева устраивались собеседования с чаепитием, как в Москве и Берлине. В числе постоянных гостей были И. Фондаминский, Е. Извольская, М. Каллаш, Г. Федотов и другие.

В ноябре 1924 г. под председательством Бердяева в Париже начала работать Религиозно-философская академия. Он читал курсы лекций - "О проблемах христианства", "О современных духовных течениях" и другие; вел семинары - "Идолы и идеалы", "Основные течения современной европейской культуры" и другие. С 1925 г. принимал участие в собраниях Братства Св. Софии, читал лекции на собраниях Русского национального комитета. Был, наряду с о. Булгаковым, Зеньковским, Федотовым и Фондаминским, одним из основателей "Лиги православной культуры".

С 1924 г. и до своей кончины Бердяев был редактором издательства YMCA-Press. С 1925 г. по 1940 г. редактировал при участии Вышеславцева журнал "Путь. Орган русской религиозной мысли".

Страстный защитник свободы творчества, Бердяев в 1935 г. выступил в защиту Булгакова, указом митрополита Сергия обвиненного в ереси за свои богословские взгляды. В конце 1939 - начале 1940 гг. встал на сторону Федотова, получившего, по предложению митрополита Евлогия, ультиматум от преподавателей Богословского института о несовместимости преподавательской деятельности в православном учебном заведении с написанием статей на политические темы для изданий "левой" ориентации. Сотрудничал в популярных эмигрантских изданиях - "Дни", "Последние новости", "Современные записки", "Новая Россия".

Бердяев имел широкий круг общения с французским литературным, католическим и интеллектуальным миром. Принимал участие в международных встречах и конгрессах.

В 1927 - 1928 гг. в Париже была опубликована "Философия свободного духа", получившая премию Французской Академии моральных наук и ставшая в творчестве Бердяева началом пересмотра основных проблем христианства. Знаковыми были работы Бердяева: "О назначении человека. Опыт парадоксальной этики", "Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения", "Судьба человека в современном мире", "Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности", "Истоки и смысл русского коммунизма", "О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии".

После оккупации Франции германскими войсками Бердяев с семьей и вместе с Мочульским уехал в Пила под Аркашоном, но после появления немцев и там они вернулись в Кламар. После нападении Германии на СССР Бердяев занял так называемую "просоветскую" позицию (говоря словами Бердяева, "естественно присущий ему патриотизм достиг предельного напряжения"). Во время немецкой оккупации Бердяев почти нигде не выступал с публичными докладами и лекциями, посвятив это время "сосредоточенному философскому творчеству". Стал членом "Союза патриотов", сочувствовал движению Сопротивления, печатался в газете "Русский патриот". Участвовал в работе Центра философских и духовных исследований М. Дави.

Под влиянием трагических событий Второй мировой войны Бердяев начал переосмысливать традиционную христианскую метафизику. Об этом говорят его работы "Русская идея", "Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого", "Истина и откровение. Пролегомены к критике откровения".

Годы, прожитые Бердяевым во Франции, стали для него "эпохой усиленного философского творчества".

Бердяев умер за письменным столом 24 марта 1948 г. Был похоронен на кладбище в Кламаре.

Сочинения:

Бердяев Н.А. Эрос и личность. М., 1989.
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
Бердяев Н.А. Душа России. Л., 1990.
Бердяев Н.А. Русская идея. М., 2000.




Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
ПОЛТОРАЦКИЙ Николай Петрович
ЛЬВОВ Николай Александрович
ЯРОШЕНКО Николай Александрович

Новости по темеБЕРДЯЕВ Николай Александрович:
БЕРДЯЕВ Николай Александрович, фото, биография
БЕРДЯЕВ Николай Александрович, фото, биография БЕРДЯЕВ Николай Александрович Писатель, фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература


 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь