ДАЙ Чжэнь(Китайский философ-неоконфуцианец, математик, астролог, астроном, лингвист, историк и географ.)
Комментарии для ДАЙ Чжэнь
Биография ДАЙ Чжэнь
Родился 19 января 1723 в Сюнине провинции Аньхой. Происходил из семьи мелкого торговца. С 1773 участвовал в составлении свода классической литературы Сы ку цюань шу (Полное собрание всех книг по четырем разделам). В 1775 за научные заслуги без экзаменов (которые шесть раз безуспешно пытался сдать) получил высшую ученую степень - цзиньши и звание академика Ханьлиньской академии. Умер 1 июля 1777 в Пекине. Развивал методологию '[филологически] доказательного исследования' (као цзюй), основывая экспликацию идей на анализе выражающих их терминов. Дай Чжэнь излагал собственные взгляды в текстологических комментариях к конфуцианской классике, противопоставляя их искаженным, по его мнению, даосско-буддийскими влияниями комментариям предшествовавших конфуцианцев (Чэн [братьев] - Чжу [Си] школы, Лу [Цзюаня] - Ван [Янмина] школы). Главные философские сочинения Дай Чжэня - Значения слов 'Мэн-цзы' в комментариях и свидетельствах (Мэн-цзы цзы и шу чжэн) и Обращение к началу добра (Юань шань). Основная тенденция теоретических построений Дай Чжэня - стремление к гармонизации самых общих понятийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной целостности мира. Идущее от Си цы чжуани (комментирующая часть Чжоу и) и основополагающее для неоконфуцианства противопоставление 'надформенного' (син эр шан) дао 'подформенным' (син яр ся) 'орудиям' (ци2) он истолковывал как временное, а не субстанциальное различие состояний единой 'пневмы' (ци1): с одной стороны, беспрестанно изменяющейся, 'порождающей порождения' (шэн шэн) по законам сил инь ян и 'пяти элементов' (у син1) и, с другой - уже оформившейся в множества конкретных устойчивых вещей. Дай Чжэнь обосновывал включение 'пяти элементов' в понятие 'дао' определением последнего термина, имеющего лексическое значение 'путь, дорога', с помощью этимологического компонента иероглифа 'дао' - графического элемента (в другом написании - самостоятельного иероглифа) 'син3' ('движение', 'действие', 'поведение'), входящего в словосочетание 'у син1' (Мэн-цзы цзы и шу чжэн, цзюань 2). '[Индивидуальная] природа' (син1) каждой вещи, по Дай Чжэню, 'естественна' (цзы жань) и определяется 'добром' (шань), которое порождается 'гуманностью' (жэнь2), упорядочивается 'благопристойностью' (ли2) и стабилизируется 'должной справедливостью' (и1). Космологически 'добро' проявляется в виде дао, 'благодати' ('добродетели'-дэ1) и 'принципов' (ли1), а антропологически - в виде 'предопределения' (мин1), '[индивидуальной] природы' и 'способностей' (цай) (Юань дао, цзюань 1).
Дай Чжэнь выступал против канонизированного неоконфуцианством периода правления династии Сун (960-1279) противопоставления 'принципов' 'чувствам' (цин2) и 'желаниям' (юй), утверждая, что 'принципы' неотделимы от 'чувств' и 'желаний'.
'Принцип' - то неизменное, что специфично для 'индивидуальной природы' каждого человека и каждой вещи, высший предмет познания. В отличие от предшествовавших неоконфуцианцев Дай Чжэнь считал, что 'принципы' в явном виде не присутствуют в человеческой психике - 'сердце' (синь1), а выявляются с помощью глубинного анализа. Способности людей к познанию, по Дай Чжэню, различаются подобно огням с разной интенсивностью свечения; эти различия отчасти компенсируются обучением. Дай Чжэнь обосновывал приоритет эмпирико-аналитического подхода как в познании, так и в практике.
Малопопулярные в свое время труды Дай Чжэня вызвали к себе интерес в 20 в., оказавшись созвучными сциентистским умопостроениям значительной части китайской интеллигенции.
Комментарии пользователей
|
|
|