Знаменитости Видео знаменитостей Новости Отзывы Рейтинг RSS English
Поиск

Популярные
СТРУГАЧЕВ СеменСТРУГАЧЕВ Семен
Муренин Николай ВладимировичМуренин Николай Владимирович
БУКОВСКИ ЧАРЛЬЗ
ГАРДЕН Артур
Фернандо Колунга ОливаресФернандо Колунга Оливарес
ещё персоны......
Новости
Конструктор сайтов
Бесплатный хостинг
Бесплатно скачать MP3
Библиотека
Всего персон: 23932





Все персоны
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

ЧЖОУ ДУНЬИ

(Китайский философ и литератор, главный основоположник неоконфуцианства.)

Комментарии для ЧЖОУ ДУНЬИ
Биография ЧЖОУ ДУНЬИ
(1017-1073)
Родился в 1017 в Индао (совр. уезд Даосянь провинции Хунань). Происходил из семьи чиновника, в 1036-1071 находился на государственной службе, занимая административные посты среднего уровня. Через своего дядю по матери, ставшего ему приемным отцом, крупного чиновника Чжэн Сяна был связан с консервативной группировкой при дворе, которая противодействовала реформам Ван Аньши (1021-1086). Однако с последним Чжоу Дуньи, по некоторым свидетельствам, имел личную встречу в 1060 и оказал на него сильное впечатление. Прямыми учениками Чжоу Дуньи были основоположники неоконфуцианства братья Чэн (Чэн Хао (1032-1085), Чэн И (1033-1107)). Посмертно в 1120 получил почетное имя Юань-гун (князь Изначального), в 1241 удостоился титула графа (бо) Жунани и установления таблички с его именем в храме Конфуция. При последующих династиях ему присваивались еще более высокие титулы и звания (1319, князь Даого; 1714, 'древний мудрец'). Умер Чжоу Дуньи в Лушани провинции Цзянси 14 июля 1073.
Главные философские сочинения - Тай цзи ту шо (Изъяснение Плана Великого предела, русский перевод И.Я.Бичурина, 1832; Н.Зоммера, 1851; В.А.Кривцова, 1958; Е.А.Торчинова, 1982; В.Е.Еремеева, 1993) и Тун шу (Книга проникновения), или И тун (Проникновение в 'Перемены'; русский перевод Н.Я.Бичурина, 1832). Ортодоксальной считается их текстологическая и идейная трактовка в комментарии Чжу Си (1130-1200),утвердившего и атрибуцию Тай цзи ту шо, в которой сомневался его современник Лу цзююань (1139-1193), указывавший на принципиальное отличие этого трактата И тун. В период правления династии Мин (1368-1644) творческое наследие Чжоу Дуньи было сведено воедино и сопровождено пояснительными текстами в собрании сочинений, которое в дальнейшем фигурировало под тремя синонимичными названиями: Чжоу-цзы цюань шу (Полное [собрание] письмен философа Чжоу), Чжоу Ляньси цзи (Собрание [сочинений] Чжоу Ляньси) и Чжоу Юань-гун цзи (Собрание [сочинений] Чжоу-князя Изначального).

Тай цзи ту шо представляет собой сжатый, но содержательный комментарий к графической схеме ('Плану Великого предела'), производной от аналогичных схем У цзи ту (Плана Беспредельного, или Плана Предела отсутствия/небытия) даоса Чэнь Туаня (10 в.) и Тай цзи сянь тянь чжи ту (Преднебесного плана Великого предела) из входящего в Дао цзан (Сокровищницу дао) даосского трактата, созданного не позднее середины 8 в., Шан фан да дун чжэнь юань мяо цзин ту, (Планы чудесного канона высочайшего и величайшего в истинное начало), одним из источников которых был первый канон даосской алхимии [Чжоу и] цань тун ци (Триединое согласие ['Чжоуских перемен'], или Единение триады согласно 'Чжоу и') Вэй Бояна (2 в.). По Тай цзи ту шо, все многообразие мира: силы инь ян, 'пять элементов' (у син1, в трактате названы 'пятью пневмами' - у ци, см. ЦИ-ПНЕВМА), четыре времени года и вплоть до 'тьмы вещей' (вань у), а также добро и зло (шань - э), 'пять постоянств' (у чан), названы 'пятью природами' - у син3, и вплоть до 'тьмы дел' (вань ши, см. ЛИ-ПРИНЦИП; У-ВЕЩЬ; ВЭЙ-ДЕЯНИЕ), - исходит из 'Великого предела' (тай цзи). Тот в свою очередь следует за 'Беспредельным', или 'Пределом отсутствия/небытия' (у цзи). Термин 'у цзи', допускающий двоякое понимание, возник в изначальном даосизме (Дао дэ цзин.  28), а коррелятивный ему термин 'тай цзи' - в конфуцианстве (Си цы чжуань, I, 11). Чжу Си (12 в.) истолковал сопряжение этих гетерогенных терминов как их синонимичное употребление, обозначающее сущностное тождество 'Великого предела' и неисчерпаемой первозданности бытия ('Беспредельного'). Однако его оппонент Лу Цзююань утверждал, что здесь выражена даосская идея первичности 'отсутствия/небытия' (ср. Дао дэ цзин,  40) и поэтому Тай цзи ту шо не мог быть написан ревностным конфуцианцем Чжоу Дуньи. Порождающая функция 'Великого предела' реализуется через взаимообусловливающие и сменяющие друг друга 'движение' и 'покой' (цзин2, см. ДУН - ЦЗИН). Последнему принадлежит приоритет, что совпадает с принципами и формулами изначального даосизма (Дао дэ цзин,  37; Чжуан-цзы, гл. 13). Для человека безреагентная и неподвижная сущность мироздания, т.е. 'у цзи', проявляется в качестве 'подлинности/искренности' (чэн1). Эта категория, совмещающая онтологический ('путь Неба', см. ДАО) и антропологический ('путь человека') смысл, была выдвинута первыми конфуцианцами (в Мэн-цзы, Чжун юне, Сюнь-цзы, 4-3 вв до н.э.), а в Тун шу заняла центральное место. Определяющая высшее благо (чжи шань) и 'совершенномудрие' (шэн1) 'подлинность/искренность' в идеале требует 'главенства покоя' (чжу цзин), то есть отсутствия желаний, мыслей, деяний. Главное теоретическое достижение Чжоу Дуньи - сведение важнейших конфуцианских категорий и связанных с ними концепций в универсальную (от космологии до этики) и чрезвычайно простую, основанную прежде всего на Чжоу и мировоззренческую систему, в рамках которой получила освещение не только конфуцианская, но и даосско-буддийская проблематика.


Комментарии пользователей
Написать комментарий
Написать комментарий
Ссылки по теме:
Вэй Боян
ГУ СЯНЬЧЭН
Ван Би

Новости по темеЧЖОУ ДУНЬИ:
ЧЖОУ ДУНЬИ, фото, биография
ЧЖОУ ДУНЬИ, фото, биография ЧЖОУ ДУНЬИ Китайский философ и литератор, главный основоположник неоконфуцианства., фото, биография
RIN.ru - Российская Информационная Сеть
СМИ

Криминал

Мода

ЗВЕЗДНАЯ ЖИЗНЬ

Политика

Театр

Герои

Государство

Искусство

Музыка

Спорт

Бизнес

Культура

Кино

Медицина

Фотомодели

Исторические личности

Наука

Общество

Люди на монетах

Бизнес

Литература


 

 

 

 
Copyright © RIN 2002 - * Обратная связь