ЧЖОУ ДУНЬИ(Китайский философ и литератор, главный основоположник неоконфуцианства.)
Комментарии для ЧЖОУ ДУНЬИ
Биография ЧЖОУ ДУНЬИ
(1017-1073) Родился в 1017 в Индао (совр. уезд Даосянь провинции Хунань). Происходил из семьи чиновника, в 1036-1071 находился на государственной службе, занимая административные посты среднего уровня. Через своего дядю по матери, ставшего ему приемным отцом, крупного чиновника Чжэн Сяна был связан с консервативной группировкой при дворе, которая противодействовала реформам Ван Аньши (1021-1086). Однако с последним Чжоу Дуньи, по некоторым свидетельствам, имел личную встречу в 1060 и оказал на него сильное впечатление. Прямыми учениками Чжоу Дуньи были основоположники неоконфуцианства братья Чэн (Чэн Хао (1032-1085), Чэн И (1033-1107)). Посмертно в 1120 получил почетное имя Юань-гун (князь Изначального), в 1241 удостоился титула графа (бо) Жунани и установления таблички с его именем в храме Конфуция. При последующих династиях ему присваивались еще более высокие титулы и звания (1319, князь Даого; 1714, 'древний мудрец'). Умер Чжоу Дуньи в Лушани провинции Цзянси 14 июля 1073. Главные философские сочинения - Тай цзи ту шо (Изъяснение Плана Великого предела, русский перевод И.Я.Бичурина, 1832; Н.Зоммера, 1851; В.А.Кривцова, 1958; Е.А.Торчинова, 1982; В.Е.Еремеева, 1993) и Тун шу (Книга проникновения), или И тун (Проникновение в 'Перемены'; русский перевод Н.Я.Бичурина, 1832). Ортодоксальной считается их текстологическая и идейная трактовка в комментарии Чжу Си (1130-1200),утвердившего и атрибуцию Тай цзи ту шо, в которой сомневался его современник Лу цзююань (1139-1193), указывавший на принципиальное отличие этого трактата И тун. В период правления династии Мин (1368-1644) творческое наследие Чжоу Дуньи было сведено воедино и сопровождено пояснительными текстами в собрании сочинений, которое в дальнейшем фигурировало под тремя синонимичными названиями: Чжоу-цзы цюань шу (Полное [собрание] письмен философа Чжоу), Чжоу Ляньси цзи (Собрание [сочинений] Чжоу Ляньси) и Чжоу Юань-гун цзи (Собрание [сочинений] Чжоу-князя Изначального).
Тай цзи ту шо представляет собой сжатый, но содержательный комментарий к графической схеме ('Плану Великого предела'), производной от аналогичных схем У цзи ту (Плана Беспредельного, или Плана Предела отсутствия/небытия) даоса Чэнь Туаня (10 в.) и Тай цзи сянь тянь чжи ту (Преднебесного плана Великого предела) из входящего в Дао цзан (Сокровищницу дао) даосского трактата, созданного не позднее середины 8 в., Шан фан да дун чжэнь юань мяо цзин ту, (Планы чудесного канона высочайшего и величайшего в истинное начало), одним из источников которых был первый канон даосской алхимии [Чжоу и] цань тун ци (Триединое согласие ['Чжоуских перемен'], или Единение триады согласно 'Чжоу и') Вэй Бояна (2 в.). По Тай цзи ту шо, все многообразие мира: силы инь ян, 'пять элементов' (у син1, в трактате названы 'пятью пневмами' - у ци, см. ЦИ-ПНЕВМА), четыре времени года и вплоть до 'тьмы вещей' (вань у), а также добро и зло (шань - э), 'пять постоянств' (у чан), названы 'пятью природами' - у син3, и вплоть до 'тьмы дел' (вань ши, см. ЛИ-ПРИНЦИП; У-ВЕЩЬ; ВЭЙ-ДЕЯНИЕ), - исходит из 'Великого предела' (тай цзи). Тот в свою очередь следует за 'Беспредельным', или 'Пределом отсутствия/небытия' (у цзи). Термин 'у цзи', допускающий двоякое понимание, возник в изначальном даосизме (Дао дэ цзин. 28), а коррелятивный ему термин 'тай цзи' - в конфуцианстве (Си цы чжуань, I, 11). Чжу Си (12 в.) истолковал сопряжение этих гетерогенных терминов как их синонимичное употребление, обозначающее сущностное тождество 'Великого предела' и неисчерпаемой первозданности бытия ('Беспредельного'). Однако его оппонент Лу Цзююань утверждал, что здесь выражена даосская идея первичности 'отсутствия/небытия' (ср. Дао дэ цзин, 40) и поэтому Тай цзи ту шо не мог быть написан ревностным конфуцианцем Чжоу Дуньи. Порождающая функция 'Великого предела' реализуется через взаимообусловливающие и сменяющие друг друга 'движение' и 'покой' (цзин2, см. ДУН - ЦЗИН). Последнему принадлежит приоритет, что совпадает с принципами и формулами изначального даосизма (Дао дэ цзин, 37; Чжуан-цзы, гл. 13). Для человека безреагентная и неподвижная сущность мироздания, т.е. 'у цзи', проявляется в качестве 'подлинности/искренности' (чэн1). Эта категория, совмещающая онтологический ('путь Неба', см. ДАО) и антропологический ('путь человека') смысл, была выдвинута первыми конфуцианцами (в Мэн-цзы, Чжун юне, Сюнь-цзы, 4-3 вв до н.э.), а в Тун шу заняла центральное место. Определяющая высшее благо (чжи шань) и 'совершенномудрие' (шэн1) 'подлинность/искренность' в идеале требует 'главенства покоя' (чжу цзин), то есть отсутствия желаний, мыслей, деяний. Главное теоретическое достижение Чжоу Дуньи - сведение важнейших конфуцианских категорий и связанных с ними концепций в универсальную (от космологии до этики) и чрезвычайно простую, основанную прежде всего на Чжоу и мировоззренческую систему, в рамках которой получила освещение не только конфуцианская, но и даосско-буддийская проблематика.
Комментарии пользователей
|
|
|