Дунс Скот Иоанн(Теолог, последний и самый оригинальной представитель 'золотого века' средневековой схоластики.)
Комментарии для Дунс Скот Иоанн
Биография Дунс Скот Иоанн
(Duns Scotus; Dunanus) (ок. 1266, Дунс, Шотландия - 8.11.1308, Кельн) Сведения о жизни Д.С. имеют наполовину легендарный характер. Монах-францисканец; "тонкий доктор" ("doctor subtilis"). С большим успехом преподавал теологию в Оксфорде, а потом в Париже. За свою непродолжительную жизнь Д.С. написал массу трудов: полное собрание его сочинений (Лион, 1639) заключает в себе 12 томов. Главные его сочинения - комментарии на Аристотеля, Порфирия и Петра Ломбардского.
Вл.Соловьев указывает: "Чем был Фома Аквинский для доминиканцев (привилегированным учителем ордена), тем же сделался Д.С. для францисканцев. Насколько допускали общие пределы схоластического миросозерцания, Д.С. был эмпириком и индивидуалистом, твердым в религиозно-практических принципах и скептиком относительно истин чисто умозрительных". Резче других схоластов различая веру и знание, Д.С. решительно отрицал подчиненное отношение наук к теологии. Понятие материи у Д.С. совпадает с понятием всеобщей субстанции, единого реального субстрата всех вещей. Неудивительно поэтому, что вопреки всем схоластическим авторитетам Д.С. приписывал материальность человеческим душам и ангелам. Он сравнивает Вселенную с огромным деревом, корень которого - первая материя, ствол - видимое вещество, ветви - физические тела, листья - организмы, цветы - человеческие души, а плоды - ангелы. Д.С. первым из философов христианского мира встал в космологии на генетическую точку зрения. Представление Вселенной как самостоятельного, из себя развивающегося целого является философской заслугой Д.С.
В трудах Д.С. мы находим концепцию оккультной силы, а астрология и алхимия фигурируют как науки, заслуживающие доверия. Это отношение к астрологии и оккультизму появилось в его работах "Opus Oxoniense" и "Reportata Parisiensia". На вопрос о воздействии неба на низшие миры Д.С. отвечает утвердительно и почти в одинаковых выражениях в обеих работах: планеты действуют и на смешанные тела, как пары в воздухе, и на совершенные и неодушевленные тела, как металлы, "которые образуются в определенных районах под действием созвездий, имеющих отношение именно к этому району, а не другому, т.к. Земля не играет активной роли в этих различиях". Но это не все. Они действуют и на живые существа, изменяя смешанные тела до состояния совместимого или несовместимого с душой, оживляющей данное тело, и таким образом, они могут действовать в направлении зарождения или распада. Они могут даже путем обострения или притупления чувств влиять на интеллект, как это видно на примере умалишенных и лунатиков, чье воображение нарушено. Звезды также изменяют чувство аппетита и побуждают людей следовать ему вопреки разуму, хотя воля не подавляется полностью и может сопротивляться звездам. Но если что-то не относится к свободной воле человеческой, ангельской или божественной, то все будет происходить по необходимости, и ничего случайно. Природный закон и свобода воли для Д.С. - это единственный факторы, определяющие действие.
Важно подчеркнуть, что между известными мыслителями того времени Д.С. - единственный, который вполне решительно и отчетливо признавал свободу воли, с исключением всякого детерминизма. Согласно его концепции, воля есть причина, которая может сама себя определять.
Рекомендуемая литература: Thorndike L. A History of Magic and Experimental Science. Vol. II. - New York: Columbia University Press, 1943. Литература: 1. Соловьев Вл. Дунс Скот.// Христианство. Энциклопедический словарь. 2. Кассиди Л. Верующий христианин, посвятивший себя астрологии.// Дайджест астрологии. - Зима 1992. 3. Гайденко В. Дунс Скот.// Философский энциклопедический словарь. 4. The New Encyclopaedia Britannica. 5. Poggendorff J.C. Biographisch-literarisches Handwoerterbuch zur geschichte der exacten Wissenschaften...
Комментарии пользователей
|
|
|