ВОЛОЦКИЙ Иосиф(Церковный деятель, публицист, глава течения иосифлян.)
Комментарии для ВОЛОЦКИЙ Иосиф
Биография ВОЛОЦКИЙ Иосиф
1439 или 1440 - 8.9.1515
Общая информация Канонизиро-ван в 1579 г. В 1459 г. постригся в Боровский монастырь к преподоб-ному Пафнутию. После смерти Пафнутия был назначен настоятелем монастыря. Через 18 лет решил временно оста-вить его. Одев нищенские одежды, в сопрово-ждении инока Герасима Черного он тайно по-кинул монастырь и посетил неск. монастырей, в том числе Кирилло-Белозерский и Саввино-Тверской. В 1479 г. И.В. с семью сподвижниками основал свой собственный Успенский монастырь (из-вестный впоследствии как Иосифо-Волоколамский). И.В. являлся непримиримым обличителем всех противников официальной церкви, ере-тиков, жидовствующих. В "Просветителе" и много-численных посланиях он призывал к жесто-кой расправе с ними и добился своего. Цер-ковный Собор 1504 г. принял решение о казни еретиков. И.В. был ярым сторонником мона-стырского землевладения. Василий III навещал Волоко-ламский монастырь, поддерживал его материально. (По материалам кн.: Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995) Характеристика воззрений Иосиф Волоцкий представлял линию аллегорического рационализма, выразившуюся в учениях Илариона и Климента Смолятича. Его методом также было 'духовное смотрение', разумное толкование Священного писания. Подобно своим древнекиевским предшественникам, он отличался острой наклонностью к политическому прагматизму и даже утилитаризму. (Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1995. С. 30). Учение В богословии, которое в то время служило и формой философствования, Иосиф придерживался развитого еще Иларионом направления 'аллегорического рационализма', ориентированного на разумное толкование Священного писания. На этой основе строились и его историософские взгляды. При этом в своей богсловско-историософской публицистике иосифляне предпочитали опираться на Ветхий Завет, находя в нем более удобные мифологемы для истолкования историософских проблем и политических реалий. (Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М., 1997. С. 32-33). Главные сочинения "Просветитель", книга, посвященная борьбе с еретиками; крат-кая и пространная редакция монастырского "Устава" и более 20 посланий разл. лицам. Сочинения Просветитель... И.В., 4-е изд. Казань, 1903; Послания И.В. / Подгот. текста А.А. Зимина, Я.С. Лурье. М.; Л., 1959; Преподобный И. Волоко-ламский // Прибавления к изд. творений святых от-цов в рус. пер. М., 1847. Ч. 5. Литература Лурье Я.С. Идеол. борьба в рус. публици-стике кон. XV - нач. XVI в. М.; Л., 1960; Клибанов A.И. Реформац. движения в России в XIV - 1-й пол. XVI в. М., 1960.
Комментарии пользователей
|
|
|