ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович(Философ и богослов.)
Комментарии для ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович
Биография ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович
3/15.10.1877 - 10.10.1954
Общая информация Окончил юридический факультет Моск. ун-та. Входил в кружок П.И.Новгородцева. С 1917 - экстраординарный проф. Моск. ун-та. В 1922 выслан России. Работал в Берлине, Париже, Женеве. Редактор издания ИМКА-Пресс. Разрабатывал проблематику"философии сердца", антропологии, теории культуры. Его книга -"Сердце в христианской и индийской мистике" /1929/ - первая систематизирующая работа по православному пониманию проблемы. Учение 'Сердце' Сокровенная область 'сердца', которая является 'сокровенной' и, след., подсознательной и для самого ее носителя, вовсе не должна быть непременно возвышенной и близкой к Богу. Из нее могут проистекать, неожиданно для самого человека и бессознательно, как добрые, так и злые деяния: 'Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое' (Лк. 6 45. Мф. 12 35. Ср. Мк. 7 21. Мф. 15 19). Подсознание представляет собою, таким образом, сферу бесконечных возможностей, из которых возникает порок и добродетель; оно есть материя (в греческом смысле), которая может принять прекрасную или безобразную форму. Это хаос, древний 'родимый хаос', который 'шевелится' (Тютчев) под порогом сознательной жизни, с ее рациональными нормами, с ее резонабельной волею: мы видели, что закон есть форма, не умеющая формировать этой мате-рии и вызывающая противоборство этого хаоса. (Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса// Русские философы. Антология. М., 1993. С. 156.) Сублимация Все творчество, вся культура и вся религия есть 'сублимация', берущая направление на то, что открывается (в 'откровении') как высшая ценность: 'где сокровище ваше. там и сердце ваше', где ваша высшая ценность, там и ваш Эрос. Гимн любви у Ап. Павла есть выражение предельно сублимированного Эроса: вот во что преображается подсознательная жажда жизни, полноты и блаженства! Космос любви возникает из хаоса темных эротических порывов. Эрос брачной любви допускает сублимацию 'во Христа и во Церковь' и есть 'великая тайна' и таинство. Больше того, здесь центр христианских тайн, ибо все христианские символы из Эроса вырастают: Отец, Сын, Матерь, братья, Жених, Невеста. Если бы влюбленность, брак, материнство, отцовство были чем-то низким и презренным (как думают гностические ереси), то эти символы не могли бы возникнуть. В них заключается указание на возможность могучей сублимации Эроса: семья есть малая Церковь, и Церковь есть большая семья. Если бы Эрос был презренен в каком-либо своем аспекте, то как могла бы 'Песнь песней' стоять в каноне священных книг? (Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса// Русские философы. Антология. М., 1993. С. 158.) Природа обожения Порок создан из того же материала, как и добродетель. Нет природных сил души и тела, которые были бы плохи сами по себе, они становятся злом лишь тогда, когда принимают особую форму, именно форму извращения. Основной идеей всей греко-восточной аскетики и мистики была идея обожения. Обожение есть настоящая сублимация всего существа человека, всех сил его тела и души, ибо тело человека - Храм Духа Божия (1 Кор. 6 19) и, как и душа его, подлежит преображению и прославлению. Великой заслугой Оригена является то, что он дал учение об 'обожении' как о таинственном 'воображении' Христа в сердце верующего. В душе человека как бы снова рождается Христос. Вселяясь в душу и обитая в ней, Он преобразует ее по образу своему. Такое 'преображение' души сохраняет все ее силы и возводит их к высшему, т.е. сублимирует. Вся христианская мистика и аскетика так или иначе принимает этот классический образ сублимации. (Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса// Русские философы. Антология. М., 1993. С. 159.) Главные сочинения 1/ Этика преображенного эроса. Т. 1. Париж, 1931; 2/ Кризис индустриальной культуры. Нью-Йорк, 1953; 3/ Вечное в русской философии. Нью-Йорк, 1955. Сочинения Значение сердца в религии // Путь. 1925. ? 1; Наука о чудесах // Там же. ? 5; Парадоксы коммунизма // Там же. ? 3; Два пути социального движения // Там же. ? 4; Религиозно-аскетическое значение невроза // Там же. ? 5; Вера, неверие, фанатизм. Париж, 1928; Кришнамурти. Завершение теософии // Путь. 1928. ? 14; Христианство и социальный вопрос. Париж, 1929 (2-е изд. - 1962); Сердце в христианской и индийской мистике. Париж, 1929 (см. также: Вопросы философии. 1990. ? 4); Внушение и религия // Путь. 1930. ? 21; Миф о грехопадении // Там же. 1932. ? 34; Проблема власти // Там же. 1934. ? 42; Образ Божий в существе человека // Там же. 1935. ? 49; Достоевский о любви и бессмертии // Современные записки. 1932. ? 50; Этика преображенного Эроса. М., 1994; Соч. М., 1995. Литература Алексеев Н.Н. Б.П.Вышеславцев // Вестник РСХД. 1954. ? 35; Архив Б.П.Вышеславцева // Там же;Зеньковский В.В. Б.П.Вышеславцев как философ // Новый журнал. 1955. ? 40; Он же. История рус. философии Л., 1991. Т. 2, ч. 2;Лосский Н.О. История рус. философии. М., 1991;Крестинский Б. Вышеславцев и критики // Грани. 1956. ? 32;Гаврюшин Н.К. Б.П.Вышеславцев и его "философия сердца" // Вопросы философии. 1990. ? 4.
Комментарии пользователей
|
|
|